Развитие модерна на территории Украины и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:31, реферат

Краткое описание

В конце XIX века в истории архитектуры произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этого появилфся новый стиль - модерн. Само название свидетельствует о его новаторской сущности, стремлении к постоянному обновлению в противоположность предшествующим стилям, ориентировавшимся на исторические образцы. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.). Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта.

Вложенные файлы: 1 файл

Вступление.docx

— 670.92 Кб (Скачать файл)

Вступление

 

В конце XIX века в истории  архитектуры произошел резкий поворот  от подражательства, традиционализма  к новаторству, поискам особого  художественного языка. В результате этого появилфся новый стиль - модерн. Само название свидетельствует о его новаторской сущности, стремлении к постоянному обновлению в противоположность предшествующим стилям, ориентировавшимся на исторические образцы. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.). Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре. Он осуществил такой принцип формообразования архитектурной системы, как ее органичность, единство полезного и прекрасного. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. В противоположность принципу проектирования снаружи внутрь, господствовавшему в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами - эркерами, балконами, лоджиями, башнями.

 

  1. Развитие модерна на территории Украины и России

 

Стиль модерн, как идеальный  проект гармонизации жизненного пространства, утверждает действенность стараний «человека творящего», предлагает пути эстетического разрешения противоречий пользы и красоты, искусственного и  естественного, цивилизации и природы, массового и элитарного - проблемы, перед которыми на новом витке  истории, спустя столетие, вновь оказалась  русская и украинская культура. Модерн как стиль в архитектуре и  искусстве зародился на рубеже XIX−XX вв. сначала в Европе, а затем  в России, включал в себя различные  художественные течения и школы. Его отличительными особенностями  являлся отказ от прямых линий  и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к  новым технологиям в архитектуре. В других странах стиль модерн называли: «тиффани» в США, «арнуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии. Стиль модерн опирался на романтизм, эстетику У. Моррисона, А. Макмёрдо, а также представлял синтез искусств. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Все это имело свое выражение и в архитектуре. Безусловными родоначальниками и законодателями модерна являлись архитекторы Бельгии, Австрии и Германии, идеи которых, как и многие иные достижения Европы, проникли в Россию и на Украину. Включение России в международную систему империализма и усиление притока иностранного капитала в русскую промышленность способствовали распространению модерна. Особенно это прослеживалось на трансграничных территориях. Открытия европейцев начали жить в России и Украине новой жизнью. Начало развития модерна связано с полным отказом от каких бы то ни было традиций. Позднее он использовал формальные элементы исторической архитектуры, сильно их изменяя и сочетая с новаторскими приемами. Это так называемый стилизаторский модерн. Появляются также промежуточные нюансы стилизаторского модерна, например его ветвь, использующая средневековую русскую архитектуру. В русском модерне проявляются и региональные особенности, в частности в Петербурге, Москве и провинции. Влияние «северного соседа» было велико на Украине, особенно в приграничных областях. Но, не смотря на это, в начале ХХ в. под влиянием идей модерна, эклектизма и народных традиций Восточной Европы в 1905- 1915 гг. украинские мастера (В. Кричевский, Д. Дяченко, К. Жуков и др.) разрабатывают новый стиль, призванный отразить украинскую национальную специфику. Украинский модерн проявился в «народном» примитивизме форм исилуэтов, широком использовании геометрического орнамента, облицовочной плитки и высоких черепичных крыш. При этом «новый украинский стиль» очень мало обращался к традиционным мотивам национальной архитектуры.

Разрабатывая украинский модерн, его авторы пытались выработать совершенно новый имидж украинского  искусства. Модерн интересен тем, что  не просто механически соединял разные стили, а стремился произвести их синтез, «оживить», в соответствии с  технологиями нового времени. Не смотря на то, что фаза активного развития модерна длилась недолго ("чистый" модерн закончил свое шествие в 1909-1910гг.), он был на редкость разноликим. Сохраняя свою суть, модерн впитывал национальные традиции народа, на территории которого он развивался. Распространению данного  стиля не мешали административные границы  государств, и поэтому модерн как  стиль остается актуальным и сегодня.

 

 

 

 

Модерн как новый культурно-историческое направление в Европе возникает  в середине 90-х гг XIX в Основными его чертами были декоративность, опоры на культурное наследие барокко, рококо и т.д., воплощения национально ого колорита и традиций народного искусства.

Основной причиной появления нового стиля был переход от патриархально-аграрно-ремесленного к индустриально-урбанистического общества Развитие промышленности способствовало возникновению новых технологий и материалов (бетона, железобетонных конструкций, использование металла в массовом жилищном строительстве).

Важную роль в формировании нового стиля сыграл социальный фактор, связанный  с динамическими процессами урбанизации  Отток населения из деревень, рост городов, интенсивное жилищное строительство, застройка великих городов, культ машин, техницизм - все это создавало предпосылки для возникновения новых форм искусства На смену аристократической культуры столичных центров и барских имений шла новая демократическая культ ура городов Салоны как центры аристократической культуры уступают демократическим клубам, народным домам, большим концертным залам Искусство приобретает серийного характера и больших форм, организуется по фабричным образцам.

Психологические мотивы возникновения  модерна связывали с разрушением  традиционного аграрно-патриархального образа жизни патриархальных ценностей, кризисом крестьянской сознания, возникновением "разрывов" в с сознании, вело к противопоставлению классических традиций и современных влияний в повседневной жизни, быту, в настроениях общества Коллективистская, патриархальная сознание уступала индивидуализма присущем индустриальном обществу.

Архитектурный модерн в Украине  представлен четырьмя основными тенденциями: I) декоратизм (модернизация архитектурного наследия) 2) национальный стиль, 3) рационализм, 4) стиль сецессии на западноу украинской земле.

Классическим образцом украинского  архитектурного модерна стал дом \"с  химерами\" архитектора В. Городецького по ул. Банковой Построенный в 1901 - 1903 pp. в экспрессивном стиле неоромантизма, он представлял собой переходный тип между особняком и доходным домом Внешний вид дома творил единый ансамбль с изысканными модерными интерьерами Фасад был украшен колоннами, приводили пластической к мпозицией экзотических зверей, которые должны демонстрировать преимущества новых строительных материалов и технологий.

К выдающихся примеров дворцовой архитектуры в Украине относятся царский дворец в Ливадии, построенный в 1910-1911 pp в неоренессансном стиле архитектором М. Красновим. К лучшим образцам архитектуры мо одерна с неоренессанса чертами принадлежит "Ласточкино гнездо", построенное архитектором О. Шервудом в 1912 г.

Одной из самых эффектных сооружений в Киеве в стиле модерн с  элементами итальянской неоготики  стал построенный в 1902-1905 pp по проекту архитекторов О. Кобелева и О. Вербицького «Государственный банк» по ул. Институт ТСК Дом составил органическое единство внутренних пышных интерьеров, украшенных лепниной и росписями, и внешней архитектурой с использованием гранита и декоративной пластикстики.

В формах неоклассицизма с влиянием античных образцов в 1904-1906 pp. была построена Городская библиотека в Одессе по проекту архитектора Ф. Нестурха, Фасад здания украшен портиком с ионическими колоннами, вер рхню часть венчают шесть кариатид в античном духе с манускриптами, книгами и венками в руках. Эти элементы классицизма удачно сочетались с модернистских находками - окна двух этажей библиотеки ки объединялись общими наличниками В Киеве неоампир был представлен сооружениями Педагогического музея (1909-1911 pp, архитектор П. Альошин) и Пассажа (1913-1914 pp, архитектор П. Андреев).

В традициях позднего неоренессанса построен в 1913 г. по проекту архитектора В. Рикова комплекс помещений Мариинский общины сестер милосердия в Киеве Центральный портал украшен венецианскими окнами с колоннами, между которыми помещаются античные статуи работы скульптора Ф. Балавенського

Важным достижением украинского  модерна было создание национального  стиля в архитектуре, в котором  сосуществовали две тенденции - стилизация под народную архитектуру и возрождение традиций украинского барокко

Толчок к формированию национального  стиля положил конкурс проектов на помещение земства, победу на котором  среди выдающихся мастеров завоевал молодой художник ВКричевський По его проекту в 1903 - 1908 pp p построенный дом Полтавского земства Центром композиции является холл с парными лестнице, окруженной колоннадой второго этажа, и большой зал заседаний, украшенный орнаментами и живописью художников свахе илькивського и М. Самокиша Выполненные ими живописные полотна приобретают патриотического содержания и национального пафоса, провозглашая идеи демократического самоуправления ("Выборы полковника Пушкаря"), защиты родного края ("Казак Голь"), экономических и торговых связей ("Млечный Ромодановский путь") На фасаде изображены шить с гербами казачьих полков Полтавщины, прекрасно резные двери украшены онаментом на тему "Дерево жизни" Этот памятник украинского модерна в национальном стиле выступала образцом синтеза искусств, что соответствовало древним архитектурным традициям украинского народа.

В национальном стиле построен в 1911 - 1913 гг (архитекторы К. Жуков и М. Пискунов) Харьковское художественное училище, в 1916 - корпус водолечебницы Миргородского курорта (архитектор В. Зуев, художник О. Сластьон) Под влиянием традиций казацкой церковной архитектуры в 1902-1906 гг. была построена Покровская церковь в с Плищивци на Полтавщине (архитектор Кузнецов), которая повторяла формы шедевра деревянной архи ктуру казачества - Троицкого собора в Новоселице (ныне Новомосковск, Днепропетровская обл) Дом больницы Сольского во Львове, построенный по проекту архитектора О. Лушпинського, представлял модернизованные традиции гуцульской народной архитектуры.

Третье направление в архитектуре  украинского модерна - это рационалистический модерн Для него характерными были сдержанность, аскетизм, минимизация по украшений и отделки, преимущественно геометрические формы

Выдающимся образцом рационалистического  модерна стал построенный (архитектор Г. Гай) в 1908-1912 гг. Бессарабский рынок в Киеве Он стал первым крытым рынком в Украине, отвечал модерным стандартам: оригинальная шарнирная конструкция, новейшее технологическое оборудование, что позволяло хранить продукты, подачи воды, вентиляция, отопление Металлические арки-фермы, стекло, большие витрины, высота зала (по центру 32 м), пространство поражали величием и демонстрировали новые материалы и технологии В этом сооружении сочетались современные, рационалистические формы с национальными мотивами Так, фасад здания украшен большими витринами традиционной и арочной формы, рельефами скульпторов Т. Руденка и О. Теремця, коваными цветами, орнаментами из кирпича Поражает металлопластика на решетке ворот, где изображены стаи уток, над воротами - бычьи головы, отражающей народные мотивы, естественно сочетались с модерно-рационалистической стилистикой.

Стиль сецессии, возникающая на западноукраинских землях, сочетал элементы модерна и народной архитектуры украинского Запада Типичным вариантом украинской сецессии является помещение банка "Днестр" в Льво ове, построенное в 1905-1906 гг (архитектор И Левинский и др.) Силуэт его напоминает традиции народной архитектуры Карпат, сооружение украшена лепниной и майоликой под влиянием гуцульской керамики В форма х сецессии выдержан особняк врача Панчищина во Львове Построен в 1915 г (архитектор Олушпинський), он органично соединил модерн и традиции гуцульской резьбы.

Сецессия как национально ориентированный  стиль в архитектуре свидетельствовал о росте национального сознания украинского населения в западноукраинских землях в начале XX в результате модернизации политического и динамики экономического роста.

 

 

Полтавский краеведческий  музей

 

Здание было построено  в 1908 году, изначально как дом Полтавского губернского земства, по проекту Василия Кричевского, с использованием чертежей Е. Шишкова. Строение стало первым образцом т. н. украинского архитектурного стиля (в терминологии на момент его появления, см. Украинский архитектурный модерн) на Полтавщине. В 1906 году Катериной Скаржинской земству была подарена значительная коллекция музейных экспонатов в общем количестве около 20 тысяч. Также, чуть позже в музей земства была подарена коллекция Павла Бобровского. В 1920 году все здание губернского земства было отдано Центральному пролетарскому музею Полтавщины, в том же году состоялось открытие экспозиции. В 1920—1941 годах действовала отдельная экспозиция «Кабинет славных полтавчан». В 1921—1924 годах музей возглавлял известный украинский археолог Михаил Рудинский.

 

 

 

Центральный железнодорожный вокзал в городе Киеве

 

Открыта в 1870 году. Киевская железнодорожная станция была построена в 1868—1870 годах для обслуживания двух железнодорожных веток — Киево-Балтской и Курско-Киевской. Вторая к 1868 году была доведена до левого берега Днепра, но ещё два года под руководством инженера Аманда Струве продолжалось строительство моста через Днепр.[2] Первый поезд со стороны Курска на станцию прибыл 18 февраля (2 марта) 1870 года.

 

 

 

 

 

 

Харьковское государственное  художественное училище

 

Учебное заведение основано в 1896 году решением Харьковской городской  думы на базе частной художественной школы М.Раевской- Ивановой. Училище начало свою работу в новом помещении в 1912 г., в специально построенном для него помещении, характерным стилевым признаком которого появился стиль модерн, с актуальными воздействиями старого украинского строительства (1911-1912 гг., арх. К. Жуков).

 

 

 

 

 

 

Гостиница «Украина»

 

 

Изначально, в сороковых годах XX века, на месте будущей гостиницы  был пустырь. На пустыре были несколько  одно-двухэтажных домов, разрушенных нацистами в феврале 1943 года. Гостиницу начали строить сразу же после окончания войны в Луганске (в то время Ворошиловграде) в 1944 году. В 1947 строительство было окончено, и в 1952 году гостиница приняла своих первых посетителей. Изначально, и во время строительства название проекта было «Москва», однако из-за того, что открытие состоялось накануне праздника Великого Октября, в последний момент было принято решение назвать её «Октябрь». Для того, чтобы гостиницу каким-то образом связать с регионом, ресторан на первом этаже гостиницы назвали «Украина».

Информация о работе Развитие модерна на территории Украины и России