Развитие Владимирского краеведения. А.В. Смирнов, К.Н. Тихонравов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:16, доклад

Краткое описание

Начало владимирского краеведения связано с именем А. И. Герцена (1812–1870 гг.), отбывавшего в 1838–1840 годах во Владимире ссылку, и с его деятельностью в качестве редактора неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости». В конце апреля 1838 года в газете Герцен поместил редакционное заявление, в котором говорилось о необходимости сбора и публикации материалов о народном быте, исторических памятниках, торговле, промышленности, сельском хозяйстве, естественно-географическом развитии губернии.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_po_Istorii_Vladimirskogo_kraya.docx

— 126.57 Кб (Скачать файл)
  1. Развитие Владимирского краеведения. А.В. Смирнов, К.Н. Тихонравов:

Начало владимирского краеведения связано с именем А. И. Герцена (1812–1870 гг.), отбывавшего в 1838–1840 годах во Владимире ссылку, и с его деятельностью в качестве редактора неофициальной части газеты «Владимирские губернские ведомости». В конце апреля 1838 года в газете Герцен поместил редакционное заявление, в котором говорилось о необходимости сбора и публикации материалов о народном быте, исторических памятниках, торговле, промышленности, сельском хозяйстве, естественно-географическом развитии губернии.

После отъезда А. И. Герцена в 1840 году на посту редактора его заменил Я. Е. Протопопов. Он продолжил традиции, заложенные Герценом. «Ведомости» под руководством К. Н. Тихонравова продолжали публиковать материалы по статистике, этнографии, истории, археологии Владимирского края. Нововведением стало создание вокруг газеты сети корреспондентов, в число которых вошли кроме К. Н. Тихонравова, собиратели и исследователи краеведческих материалов А. И. Голышев, В. А. Борисов, И. М. Лядов, Н. Я. Дубенский, И. Е. Несытов, К. А. Веселовский.

Деятельность К. Н. Тихонравова и руководимого им кружка краеведов, группировавшегося вокруг Владимирских губернского статистического комитета, надолго определила характер их исследовательских работ. К. Н. Тихонравов в 1851–1863 годах провёл археологические раскопки в Суздальском, Переславском, Юрьевском, Шуйском уездах и у села Доброе около Владимира. Наиболее значительные из найденных предметов были отправлены в Исторический музей и Эрмитаж. Руководство раскопками во Владимирской губернии осуществлял организатор археологической науки в России граф А. С. Уваров.

В 1854 году К. Н. Тихонравов предложил организовать первую в губернии промышленную выставку. Через пятнадцать лет после открытия музея, в 1869 году, при Владимирском губернском статистическом комитете появилась постоянная выставка мануфактурных и заводских произведений Владимирской губернии, ставшая в 1870 г. музеем статистического комитета под руководством К. Н. Тихонравова.

Таким образом, благодаря деятельности К. Н. Тихонравова и его сподвижников город Владимир стал в 50–70-е годы XIX века одним из центров отечественного краеведения. Владимирские краеведы заложили основные направления исследований, впервые обратили внимание общественности на краеведение. Именно бывшие сотрудники архивной комиссии, такие как А. В. Смирнов, Н. В. Малицкий, стояли у истоков советского краеведения.

 

  1. Заселение Владимирского края человеком. Стоянки периода палеолита (Карачарово, Сунгирь, Русаниха), неолита и бронзы:

Наш край расположен в Волго-Окском междуречье. Современная наука не может точно сказать, когда появились здесь первые люди. Они ещё не умели писать, поэтому не оставили после себя никаких письменных свидетельств, но зато в тех местах, где они жили, в земле сохранились остатки жилищ, примитивные орудия труда и оружия, а также захоронения. Ещё в XIX в. учёные в древнейшей истории человечества выделили период, названный каменный веком, который условно разделили на палеолит (древний каменный иск), мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век). Археологи установили, что уже в эпоху позднего оледенения на территории нашего края находились стоянки первобытных людей — Карачарово, Русани-ха, Сунгирь. Их датируют поздним, или верхним, палеолитом — приблизительно 25–30 тыс. лет тому назад. В конце XIX столетия один из первых русских археологов граф А. С. Уваров исследовал стоянку на берегу р. Оки около с. Карачарово (недалеко от г. Му-рома). Там были найдены кости мамонта, северного оленя, шерстистого носорога, а также каменные орудия. В XX веке на берегу р. Рпень, на северо-западной окраине Владимир была обнаружена ещё одна стоянка — Русаниха. Здесь также были найдены преимущественно кости животных. Учёные предположили, что это был небольшой временный лагерь охотников на мамонтов. Настоящей сенсацией стало открытие на окраине г. Владимира Сунгирской стоянки. Более 20-ти лет раскопками руководил Отто Николаевич Бадер, один из крупнейших специалистов по каменному веку.

Судя по находкам, Сунгирь был охотничьим лагерем. Здесь найдено большое количество костей мамонта, лошади, песца, северного оленя. Охотились сунгирцы с помощью копий и дротиков, а разделывали туши при помощи длинных (около 40 см) ножей, сделанных из бивня мамонта. Чаще всего при раскопках встречались инструменты для обработки шкур животных — скребки, проколки, ножи, шилья. Обработанные шкуры шли потом на изготовление одежды и обуви. Часть наиболее прочных шкур использовалась при возведении жилищ. Скорее всего, это были временные разборные сооружения типа чума или юрты с деревянным каркасом. Всего на Сунгире найдены следы четырёх жилищ с очажными ямами. Самыми уникальными находками на Сунгире являются погребения: одно — взрослого мужчины, второе — парное, мальчика и девочки. После древнего каменного века наш край никогда на долгое время не был безлюдным. От периода среднего каменного века (мезолита) остались стоянки VIII–VI тысячелетий до н.э.: Елин Бор (на берегу Оки, в 25 км, от Мурома), Микулино, Петрушино (у д. Тюръвищи Гусь-Хрустального района). От нового каменного века (неолит сохранилось поселение У с. Панфилово (Муромский район). Бронзовый и ранний железный века представлены поселениями и могильниками у с. Шишово (ныне в черте г. Коврова), с. Борисоглеб (Муромского района), Пировы Городищи (Вязниковского района) и др. На протяжение тысячелетий менялся этнический состав древних жителей края.

 

  1. Финно-угорские племена на территории Владимирского края. Быт и социальный строй:

 Огромное пространство Волго-Окского междуречья было заселено финно-угорскими племенами — меря, мурома, мещера. Поселения этих племён располагались вблизи рек. Они жили в больших домах с двускатной крышей с несколько углублённым земляным полом и очагом из валунов, обмазанных глиной. Очаги в домах топились по-чёрному, то есть дым выходил через дверь. Несколько позднее на смену большим приходят небольшие дома (10x12 м). Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой, и в меньшей степени, земледелием. Это подтверждается данными археологии. В местах их поселений археологи находят многочисленные костные останки животных, большая часть которых принадлежала домашнему скоту. Раскопки селищ обнаруживают богатый рыболовный инвентарь — железные крючки, поплавки, глиняные грузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи щуки, сома, судака, леща и других рыб. Об охоте свидетельствуют находки стрел для луков, в том числе и тупых стрел, предназначенных для охоты на пушного зверя. Земледелие не играло большой роли.

Финно-угорские племена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было и гончарное дело. Но они ещё не знали гончарного круга, а поэтому их сосуды были толстостенными, сделанными вручную. О развитии у этих племен кузнечного ремесла свидетельствуют многочисленные находки железных топоров, ножей, стрел, копий и других изделий. Древнему населению края была известна и торговля. Торговые пути проходили по рекам Оке, Клязьме и их притокам. О торговых связях с Востоком и Западом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских и западноевропейских монет. О религиозных верованиях финских племён можно судить по находкам изваяний животных и идолов, выполненных в виде человеческих фигурок. Встречаются изображения коней, птиц и змей, являвшихся “оберегами” (амулетами, талисманами). Медведь, по мнению мерян, был хранителем дома и очага. Амулеты из зубов медведя и даже его лапы — частые предметы в мерянских захоронениях.

 

  1. Заселение Волго-Окского междуречья славянами. Проблемы славянской колонизации Северо-Восточной Руси в историографии:

На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривимой, вятичей и новгородских словен. Это процесс заселения славянами финно-угорских земель Волго-Окского междуречья и, в более широком смысле, Русского Севера, начавшийся в IX веке и продлившийся несколько столетий. Следствием славянской колонизации стало начало формирования в этом регионе великорусской народности, а в политическом измерении — возвышение Владимиро-Суздальской земли среди удельных княжеств Древнерусского государства. Этот процесс носил мирный характер. Славяне расселились сначала по рекам, их внимание привлекали земли плодородного и безлесного Ополья. Впоследствии славяне начинают осваивать и остальные земли Окско-Клязьминского междуречья. Происходит медленный процесс ассимиляции финно-угорских племён. В итоге о финно-угорских племенах сохранилась память лишь в названиях рек (Клязьма, Колокша, Пекша, Ворша), озёр и древних городов: Муром, Суздаль, Москва. Поток славянской колонизации не ослабевал в течение столетий. Главной причиной массового переселения на северо-восток было растущее давление на земли Приднепровья степных кочевников. Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX-X веках славянских поселенцев, при котором представителями ряда племён начали осваиваться определённые территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки. По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникать кривичи. В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян. Второй и значительно более мощной волной стала миграция в Ростово-Суздальскую землю южнорусского населения, пришедшаяся на XII-XIII век. После монгольского нашествия на Русь, на рубеже XIII—XIV веков отмечается очередная волна переселений из Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств, которая охватила в том числе часть местной знати с дружинами. (И. В. Дубов Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков\ Вопросы истории - № 5 - 1990 - с. 15 - 27.)

 

  1. Волго-Окское междуречье в составе древнерусского государства. “Окняжение” края:

В X в. край входит в состав Древнерусского государства. Киевский князь Владимир Святой сажает сына Бориса в 988 г. в г. Ростове, Глеба — в Муроме. Окняжение новых земель не внесло существенных перемен в жизнь и быт их жителей. Князья время от времени совершали личные объезды (“полюдье”) городов и селений, собирая дань. Чаще же поручали сбор дани своим слугам: “подъездным”, “рядовичам”, “вирникам”, “мечникам”. Пунктами сбора служили относительно крупные селения — погосты, где сборщики дани имели особые дворы. Селения крестьян — деревни, сёла, погосты были большей частью мелкими. Встречались деревни из одного–трёх дворов. Жилище крестьянина — изба из брёвен, поставленных прямо на землю. Деревянного пола не было. Треть избы занимала большая печь, стоящая на особых срубах. Дым выходил в дверь или дыру в крыше. Рядом с избой стояли овины для сушки снопов и крытые глубокие ямы для жита. Столь же незатейлива была и домашняя утварь: ручные жернова для размола зерна, на которых трудились Женщины, деревянные бочки, корыта, глиняные горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняным светильником-каганцем с просаленным фитилем. Обычным занятием женщин, особенно в зимнее время, было ткачество. В каждой избе имелся ткацкий стан, прялка, веретёна с каменными пряслицами. Ткались ткани изо льна, конопли, шерсти. Обработка земли, уход за скотом были делом мужчин.

 

  1. Христианизация Владимирского края и её особенности:

Окняжение Ростово-Суздальской земли сопровождалось христианизацией её жителей. Крещение протекало сложно. Жители с трудом отходили от языческих обрядов и верований. Летопись сообщает, что появление князя Глеба в Муроме вызвало бурный протест населения: “и не прияше его к себе на княжение и не крестишеся, но сопротивляхуся ему”. Язычество долго держалось как среди аборигенов, так и пришлых славян. Владимир Мономах своё первое путешествие из Переяславля Киевского в Ростов совершил в 1066 г., т. е. почти 80 лет спустя после принятия христианства на Руси. Он ехал “сквозе вятиче”, через Брынские леса и дальше на север, где не было “дороги прямоезжей”, где в лесах ещё горели огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров. О глубоком влиянии языческих кудесников (волхвов) на местное население свидетельствует тот факт, что именно волхвы возглавляли массовые голодные бунты смердов (крестьян) в “Суждальской земле” в 1024 и 1071 годах. Христианство медленно, но неуклонно проникало в народные массы. В крупных городах находились епископы, ведавшие церковными делами в округах — епархиях. С обособлением княжеств каждый князь стремился обзавестись своим епископом. Первым епископом в Ростово-Суздальской земле был Феодор, “родом грек”. При нем в Ростове построен первый христианский храм — церковь Успения. Однако козни языческих волхвов заставили его покинуть Ростов и перейти в Суздаль. Это было в самом конце X в. Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и похоронен в Рождественском соборе г. Суздаля. Дело Феодора продолжили последующие ростовские епископы.

Как сказано, православная церковь пользовалась неизменной поддержкой и покровительством киевского и местных князей. Князья давали церкви десятину — десятую долю своих даней и оброков. Церковь имела свой суд и специальное законодательство, регулировавшее семейные отношения и нормы поведения людей. В городах строилось много церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники — дьяконы. Служба велась ежедневно, три раза: заутреня, обедня и вечерня. В праздничные дни устраивались особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления — всенощные. Церковные здания возносились над хижинами и хоромами, создавая архитектурный ансамбль городов.

 

  1. Формирование политического центра во Владимире. Внутренняя и внешняя политика князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского:

Первым киевским князем, вплотную занявшимся Ростовской землёй, был Владимир Мономах. По его инициативе создаётся целая линия укреплений по р. Клязьме, состоявшая из городов-крепостей: Сунгиря, Владимира, Осовца. Она призвана была защитить край от набегов волжских булгар и соседей с юга и запада. Закрепляя эти земли за собой, Мономах сажает своих сыновей в Ростове. Сын Владимира Мономаха Юрий Владимирович становится первым самостоятельным князем в Ростовской земле. В то время развёртывается борьба между Ростовом и Суздалем за первенство. В итоге Суздаль становится главным городом княжества. Князь строит загородную резиденцию на берегу р. Нерль (Кидекша). Это даёт ему возможность взять под свой контроль важный Нерльский торговый путь в Новгород Великий. В целях укрепления границ Ростово-Суздальской земли Юрий ставит по её рубежам ряд новых городов: Москву, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польской. В них по традиции возводятся белокаменные храмы, являвшиеся непременным элементом русского города. Внутренняя политика: 1) Прозвище получил за «протягивание рук» в самые разные концы Русской земли, 2) Активно участвовал в усобицах, 3) Первое упоминание о Москве – 1147 г., 4) Основал новые города – Дмитров, Звенигород. Внешняя политика: 1. Воевал с Волжской Булгарией, Новгородом. В 1157 г. после смерти в Киеве Юрия Долгорукого на Северо-Восток прибыли его ближние бояре, мужи, остатки дружины, а также младшие сыновья. По договору с местным боярством Михаил и Всеволод должны были получить здесь волости в держание. Однако в нарушение собствен¬ного ряда (договора) с великим князем местные городские общины выбрали Андрея Боголюбского. Внутренняя политика: 1) Выстроил белокаменный дворец, 2) Построил Золотые ворота, 3) Борьба с боярами, 4) Столица – Владимир – на – Клязьме. Внешняя политика: 1) Организовал поход на Киев, 2) Подчинил себе новгородцев.

 

  1. Убийство князя Андрея Боголюбского и проблема княжеской власти в Северо-Восточной Руси:

Активная политика властного владимирского князя вызвала недовольство им старшей дружины, местных бояр, служителей церкви и даже простых “мизин-ных людей”. Летом 1174 г. против князя созрел заговор. Его участниками были люди из ближайшего княжеского окружения: бояре Кучковичи, жена князя, зять Кучковичей боярин Пётр, княжий слуга Яким и ключник Амбал Ясин, осетин родом, всего 20 человек. Убийство князя Андрея Воголюбского послужило сигналом к общему мятежу против княжеской администрации и бояр. Беспорядки продолжались почти неделю. Княжеский дворец в Боголюбове был разграблен дотла. Изуродованный, полуобнажённый труп князя выбросили в сад. Только преданный Кузьма-Киевлянин оплакивал своего господина и отнес его тело в церковь. На третий день боголюбские священнослужители вложили останки князя в каменный гроб, отпели над ним погребальные молитвы и перенесли во Владимир в храм Богородицы, построенный в своё время по велению Андрея.

После смерти Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле начался политический кризис. Возобновилась борьба между старыми городскими центрами и Владимиром за первенствующее положение в крае. Владимирское вече избрало вначале князем младшего брата Боголюбского Михаила, но тот не сумел противостоять напору ростовцев и суздальцев. Через семь недель владимирцы изгнали Михаила и решили пригласить на княже-ние сразу двух князей: Мстислава и Ярополка Ростиславичей, двоюродных братьев Боголюбского. Ростиславичи — ставленники Ростова. Они сразу же занялись не наведением порядка во Владимире и его земле, а грабежами. В первый же день был ограблен главный храм города — Успенский собор, символ независимости городской общины. Ростиславичи недолго держались во Владимире. Вернувшийся на владимирский стол Михаил тоже не задержался в городе на Клязьме. Кризис завершился в 1176 г. торжеством молодых городов: Владимира и стойко поддерживавшего его Переяславля.

 

  1. Всеволод III: внутренняя и внешняя политика:

   Время правления великого  князя Всеволода Большое Гнездо  – это эпоха ознаменована политическим  расцветом Владимирско-Суздальской  земли, и ослабеванием власти  князя Киевского. Именно Всеволод III своим стремлением к самодержавию, положил начало формированию  монархической идеи. Некоторые историки, все же не выделяют князя  Всеволода как новатора в вопросах  управления. Исследователи считают, что он лишь закрепил успехи  своего брата Андрея Боголюбского, не превознеся ничего нового. К тому же, Всеволода Большое  Гнездо называют правителем, который  усилил раздробленность, говоря  о междоусобицах его сыновей. Тем не менее, некоторые особенности  внутренней и внешней политики  князя заслуживают внимательного  изучения.

Информация о работе Развитие Владимирского краеведения. А.В. Смирнов, К.Н. Тихонравов