Пушкинский музей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:44, доклад

Краткое описание

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З. А. Волконской и академиком Степаном Шевырёвым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

пушкинский музей1 OpenDocument (3).doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Пушкинский музей, полное название Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, является одним из крупнейших музеев европейского и мирового искусства в России. Пушкинский музей был открыт в 1912 году. Коллекция Пушкинского музея состоит из 560 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики.

   Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З. А. Волконской и академиком Степаном Шевырёвым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864).

В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

    Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов привлёк 19 проектов из разных концов России, из них было рассмотрено 15 и награждено 7 проектов. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну, который выработал окончательный проект здания. Правление МГУ

организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И.Рерберг  — первый заместитель руководителя проекта и В. Г. Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А.Д.Чичагов, М. М. Перетяткович и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — безусловно, авторская работа Клейна и его команды.

  Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

          В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий В. Г. Шуховa

и в течение трёх лет музей  стоял под открытым небом.В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.

В период 1949—1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.

С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

 

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.  Каждый из залов посвящён определённой эпохе и построен в стиле этой эпохи. В музее имени Пушкина есть Египетский зал, зал Древней Греции, Древнего Рима, эпохи возрождения и.т.д.

 Древний Египет  
            В Египетский зале находятся коллекции В.С.Голенищева (более 6000 памятников),А. В. Живаго А.В.Прахова, которые были переданы Пушкинскому музею государством или по завещанию хозяев. В экспозиции представлены все этапы развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) вплоть до коптского (IV-VII вв. н.э.).

Искусство древней Греции и Рима  
             В коллекцию входят больше тысячи экспонатов, среди них множество античных амфор и образцов керамики, мелкой пластики и скульптуры. Музей искусств имени Пушкина объединил в себе коллекции нескольких крупнейших музеев. К тому здесь находятся копии известнейших скульптур античности.  
Одним из самых известных экспонатов Пушкинского музея является уникальный клад, обнаруженный Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое.

Искусство средних веков и эпохи Возрождения

 

Об искусстве средних веков и Возрождения дает представление Итальянский дворик, находящийся на первом этаже Музея. На втором этаже в исторической последовательности представлены слепки и копии с выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства средних веков: византийские мозаики, романская и готическая скульптура. Раннее и Высокое Возрождение проиллюстрировано слепками с работ наиболее значительных мастеров — Филиппо Брунеллески, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча, Донателло, Микеланджело Буонарроти.

Зал №7 знакомит с живописью Византии и искусством Италии от Проторенессанса до маньеризма. Представленные здесь памятники прежде демонстрировались в четырех разных залах: византийские иконы — в зале христианского Востока, искусство Италии — вместе с работами нидерландских и немецких мастеров XV–XVI веков.

Теперь искусство Северного  Возрождения находится в отдельном  зале. Это более ста выдающихся произведений нидерландских, австрийских, германских, швейцарских мастеров; четверть из них с 2009 года выставляется впервые. Музейное собрание немецкого искусства XV века по числу и качеству работ является лучшим в России.

Несомненный интерес представляет извлеченная из фондов деревянная скульптура, мелкая бронзовая пластика и декоративно-прикладное искусство Германии, Испании и Франции XII–XVI веков.

 

Европейское искусство XVII–начала XIX века 
Раздел западноевропейского искусства XVII–начала ХIХ вв. — один из самых значительных и ценных в музейной коллекции. В нем содержатся произведения крупнейших представителей различных национальных школ. Так, ведущими художественными державами в XVII веке были Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. Собрание

голландской живописи XVII века — одно из лучших в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Наряду с картинами «малых голландцев», в нем имеются 6 картин «великого голландца» Рембрандта Харменса ван Рейна. В зале Фландрии экспонируются картины Питера Пауля Рубенса, Франса Снайдерса, Якоба Йорданса, Антониса Ван Дейка.

К концу столетия испанская, голландская и фламандская школы утеряли свою самобытность и постепенно сошли со сцены. В XVIII веке наиболее значительными были достижения изобразительного искусства Италии и особенно Франции, которая с этого времени становится важнейшим центром художественной жизни Европы. Искусство Франции XVII–начала ХIХ вв. экспонируется в Главном здании Музея в залах №№21, 22 и 23 на втором этаже.

В зале №21 представлено искусство  Франции XVII века. Официальным стилем во времена правления Людовика ХIII стал классицизм, нашедший свое выражение  в полотнах Никола Пуссена и Клода Лоррена. Помимо классицизма, развитие получили караваджизм, живопись реального жанра и так называемый большой стиль. Все эти направления представлены в Музее картинами выдающихся художников эпохи. Живописные полотна дополнены скульптурными композициями на античные темы, украшавшими королевские сады и парки. Это, к примеру, представленные в экспозиции зала №21 «Милон Кротонский» Пьера Пюже, «Эней, Анхиз и Асканий» Пьера Лепотра и «Диана на охоте» Ансельма Фламана.

В зале №22 представлены произведения, связанные со стилем рококо во французском искусстве XVIII столетия. Его появление относится к началу века, расцвета достигает в эпоху Регенства (1715–1723) и правления Людовика XV (1723–1774). На протяжении долгого времени в XVIII столетии художественная жизнь Франции развивалась под непосредственным влиянием творчества Антуана Ватто и Франсуа Буше. Французская пластика XVIII века многообразна по жанрам и материалам. В экспозиции представлены терракоты Жана-Жака Каффиери («Бюст Корнеля») и Клод-Мишеля Клодиона («Речная нимфа»), бисквит (то есть неглазурованный фарфор) «Грозящий амур» по модели Мориса-Этьена Фальконе, и две мраморные скульптуры — «Бюст неизвестной» Жана-Батиста Лемуана и «Амуры, борющиеся за сердце» братьев Брош.

В зале №23 экспонируются произведения французских художников II пол. XVIII–I трети XIX вв., среди которых следует отметить картины Жака-Луи Давида — главы национальной школы живописи конца XVIII–начала XIX столетия, активного участника французской революции 1789 года.

Искусство стран Европы и Америки XIX–XX веков

 

26 залов Галереи, представляющие  собрание произведений мастеров XIX–XX веков, посвящены различным  течениям европейского искусства  или творчеству отдельных художников. В специально отведенном зале  экспонируется немецкая школа живописи начала XIX века, представленная произведениями Каспара Давида Фридриха и художников-«назарейцев». Камерные залы позволяют публике по-новому увидеть хорошо знакомые картины Эжена Делакруа и Доменика Энгра. Испанскую школу представляет творчество Франсиско Гойи. Отдельный зал получили работы участников парижского Салона Жана Жерома, Поля Делароша, Эжена Луи Изабе. Произведения французских пейзажистов Камиля Коро и художников барбизонской школы Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Вирджила Диаза де ла Пенья, Шарля Добиньи как будто специально предназначены для интерьеров Галереи. Полотна Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Оноре Домье дополняют панораму искусства французского реализма.

Гордость Галереи — живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века: Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека, членов группы «Наби», Анри Матисса, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Анри Руссо. В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также произведения американского искусства. Наряду с полотнами Василия Кандинского, Марка Шагала, Джорджо де Кирико демонстрируются картины Акилле Фуни, Карла Хофера, Феличе Казорати, Xанса Грундига, Фолькера Берингера, Рокуэлла Кента. Представлено творчество крупнейших скульпторов Европы - Антуана Бари, Огюста Родена, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя, Осипа Цадкина, Xанса Арпа.

 

Собрания Отдела личных коллекций

В экспозиции Отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875-1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея —  известного ученого, деятеля культуры XX в. И.С. Зильберштейна. Она насчитывает  свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала (залы 16-19). Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью  благодаря сохраненному первоначальному  замыслу собирателя и высокому художественному  качеству. К их числу относятся  собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова (залы 21,22); коллекция русской живописи конца ХIХ — ХХ веков ленинградского профессора А.Н. Рамма (залы 10,11); собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.С. Степанова (залы 16-22).

За время своей деятельности Отдел личных коллекций не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей. Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе. Так в 1996 году Ф.В. и Е.П. Лемкуль решили подарить музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах одного из залов (зал 20) можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные произведения.

Информация о работе Пушкинский музей