Основные направления развития изобразительного искусства конца XIX – начала XX вв. (реализм, импрессионизм и постимпрессионизм, символизм)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 16:39, реферат

Краткое описание

Реализм от позднелат. (геalis – вещественный, действительный). В искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм).

Содержание

1. Основные направления развития изобразительного искусства конца XIX – начала XX вв. (реализм, импрессионизм и постимпрессионизм, символизм) 3
2. Модернизм и авангардизм, как коренное изменение художественной практики (модернизм, авангардизм: что значит, когда появились. Их основные направления). Футуризм, кубизм, сюрреализм и др. 9
3. Основные тенденции в развитии изобразительном искусстве в XX – начале XXI веков (от постмодернизма и далее) 21
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

РЕАЛИЗМ.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Наиболее последовательно  кубизм проявился в творчестве Жоржа  Брака (1882-1963). Брак в свои композиции всегда изысканной гаммы серых, желтых, зеленых, коричневых тонов вводит аппликации, подлинные куски бумаги или дерева, внося тем в абстрактную в  общем форму элемент реального  мира. В других работах, например в  его «Арии Баха» (1914), плоскостно трактованные черные и коричневые геометрические формы, лишь отдаленно напоминающие скрипку, клавиши рояля, ноты, должны передавать в зрительных образах  образы музыкальные. Предметность формы  здесь еще сохранена, но вскоре она  превратится в изобразительный  знак-символ, уточняющий сюжет. И тогда  это явится последним шагом кубизма  к абстрактной живописи. Кубисты  всегда подчеркивали свою аполитичность, и знаменательно, что разъединение их произошло именно к 1914 г. После  Первой мировой войны многие кубисты ушли в декоративное искусство. Глез стал заниматься стенописью. Люрса и Леже - коврами и керамикой. Продолжатели кубистов - пуристы - развивали рационалистическую, рассудочную тенденцию кубизма (Озанфан). С пуризма начинал и Шарль Эдуард Жаннере - Ле Корбюзье, знаменитый архитектор XX в., создатель конструктивизма, считавший, что и любую картину можно построить так же, как машину или здание.

С кубизмом связаны первые формотворческие опыты в скульптуре. Александру Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, умер в 1964 г. в США) принадлежит  изобретение контрформы (замена выпуклых частей вогнутыми или пустотами), соединение разных материалов и их раскраска (скульптуро-живопись), «лепка светом» (ажурная скульптура с подсветкой изнутри). На позициях кубизма стояли также А. Лоран (1885-1954), обратившийся позже к сюрреализму; Ж. Липшиц (1891-1975), позже пурист, конструктивист, экспрессионист и сюрреалист; О. Цадкин (1890-1967), использовавший принцип контрформы в монументе  «Памяти разрушенного Роттердама» (бронза, 1953): деформированная фигура с пустой грудью и вскинутыми руками--это  вопль отчаяния, крик о помощи, предельное душевное напряжение. Не избег влияния  кубизма и позже - сюрреализма  перешедший потом к абстракционизму  А. Джакометти (1901--1966).

Исследователями совершенно справедливо замечено, что в отличие  от кубизма, сложившегося сначала как  живописное течение, а уж потом теоретически, футуризм заявил о себе прежде всего  в манифестах. Футуризм явился первым откровенно враждебным реализму направлением. В 1909 г. в парижском «Figaro» были опубликованы 11 тезисов Маринетти, в которых провозглашался апофеоз  бунта, «наступательного движения», «лихорадочной  бессонницы», «гимнастического шага», «оплеухи и удара кулака», а также  «красоты быстроты», ибо в современном  мире «автомобиль прекраснее Самофракийской Победы». Манифест этот в расширенном  виде был повторен в 1910 г. и имел очень  большой успех у молодежи. Футуристы  отрицали искусство прошлого, призывали  к разрушению музеев, библиотек, классического  наследия: «Долой археологов, академии, критиков, профессоров». Отныне страдания  человеческие должны интересовать художника  не больше, чем «скорбь электролампы». Родина футуризма - Италия, поэтому  и более всего футуристов среди  итальянских художников: У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла  и др. Они стремились к созданию искусства - апофеоза больших городов  и машинной индустрии. Футуризм (от латинского futurum - будущее) выступил с  апологией техники, урбанизма, абсолютизацией идеи движения. Так, «Механические элементы»  Леже представляют собой комбинацию из механических, геометрических форм (подобие труб, каких-то дисков и  пр.) на красном фоне. Материальность предметных форм растворена в динамике ритмов и линий. Натуралистические  детали каким-то образом совмещаются  с отвлеченными линиями и плоскостями, воспроизведенными на холсте. Предмет  разложен на плоскости, движение расчленено на элементы. Деконструктивность, алогичность композиции, дисгармония цвета характерны для футуристических полотен (Боччони. «Состояние души», 1911; Северини. «Норд-зюд», 1912; Балла. «Выстрел из ружья», 1915). Появление картин футуристов сопровождалось беспрерывными скандалами. В 1910 г. они организовали выставку в Париже. В отличие от кубистов футуристы с их культом силы активно вмешивались в общественную жизнь, нередко исполняя крайне реакционную роль. Недаром вождь футуризма Маринетти в годы фашизма сближается с Муссолини. Но уже в 20-е годы футуризм исчерпал себя. Карра вернулся к изобразительным формам, Северини стал главой и теоретиком итальянской «неоклассики». Он пришел к ней через пуризм, выступая за чистоту форм, «построенных на эстетике циркуля и числа». В конце 20-х годов новые силы футуристов выступают с несколько видоизмененной программой.

Наиболее крайняя школа  модернизма - абстракционизм сложился как направление в 10-х годах XX столетия. Поскольку художники этого  течения отказываются от показа предметного  мира, абстракционизм называют еще  беспредметничеством. Теоретики абстракционизма  выводят его от Сезанна через  кубизм. Именно такой путь - от изобразительности  через «идеальную реальность» так  называемого синтетического кубизма  к полной неизобразительности - прошел один из основоположников «неопластицизма» Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872--1944), который считал, что «чистая пластика создает чистую реальность». В 10-е  годы Мондриан был связан с кубизмом, правда, доведя его принципы до простого черчения на плоскости. На родине, в  Голландии, у Мондриана появляется группа последователей, объединившихся вокруг журнала «Стиль». Программа  журнала провозглашала создание универсального образа мира посредством... прямоугольников разного цвета, отделенных друг от друга жирной черной линией. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами или буквами. Мондриан был буквально  одержим культом равновесия вертикалей и горизонталей и порвал с журналом «Стиль», когда тот ввел в 1924 г. как  компонент выразительного языка  угол в 45°. Программные установки  Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими «конкретистами». Опираясь на утверждение Мондриана, что «нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость», они стали создавать  «новую действительность» из линий  и плоскостей открытого желтого, красного, синего цвета (так называемый «конструктивный геометризм» Мондриана).

Другой основоположник абстракционизма - Василий Кандинский (1866-1944) создал свои первые «беспредметные» произведения еще раньше кубистов. Москвич родом, Кандинский сначала готовился к  юридической карьере, в 1896 г. приехал  в Мюнхен, прошел через увлечение  Гогеном и фовистами, народным лубком. Как уже говорилось, он был одним  из организаторов альманаха «Синий всадник». В своей работе «О духовном в искусстве» он провозглашает отход  от натуры, от природы к «трансцендентальным» сущностям явлений и предметов; его активно занимают проблемы сближения цвета с музыкой. Кандинский испытал также большое влияние символизма. Несомненно, от символизма его понимание черного, например, как символа смерти, белого - как рождения, красного - как мужества. Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль - активное начало. Исследователи справедливо считают, что Кандинский - последний представитель литературно-психологического символизма, подобно Моро во Франции и Чюрленису в Литве, и вместе с тем первый абстрактный художник. «Предметность вредна моим картинам», - писал он в работе «Текст художника».

Картины Кандинского этого  периода представляют собой красочные  полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или  извилистыми линиями, иногда напоминающими  иероглифы. Это само по себе было уже  великим преступлением, с точки  зрения Мондриана. В них нет и  мрачности творений Мондриана, они  скорее близки детской непосредственности полотен Клее. Картины Кандинского  напоминают чем-то зафиксированные  в красках фотографические эффекты  света («абстрактный экспрессионизм»  Кандинского).

В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом (в противовес живописному  абстракционизму предыдущего периода). В 1933 г. с приходом в Германию фашизма  Кандинский эмигрировал во Францию, где жил до конца дней. Поздние  работы Кандинского как бы совмещают  принципы живописного и геометрического  абстракционизма.

Третий основоположник абстрактной  живописи - Казимир Малевич (1878--1935). Он соединил импрессионистический абстракционизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизме (от французского supreme - высший). Ученик Киевской художественной школы, затем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Малевич прошел через увлечение импрессионизмом, затем кубизмом, в 10-е годы испытал влияние футуристов Карра и Боччони. С 1913г. он создал свою собственную систему абстрактной живописи, выраженную им в картине «Черный квадрат», назвав эту систему «динамический супрематизм». В своих теоретических работах он говорит о том, что в супрематизме «о живописи не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник - предрассудок прошлого». В 20-е годы Малевич небезуспешно пытается в своих «планитах» и «архитектонах» применить супрематизм к архитектуре. В начале 30-х годов он возвращается к фигуративной живописи в реалистических традициях («Девушка с красным древком»). «Черный квадрат» Малевича вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства. Последователями и учениками Малевича в России явились Л. Попова, О. Розанова, И. Пуни, Н. Удальцова (так называемая группа «Супремус»). По ассоциации с термином «минимализм» в авангардной музыке XX в., «неопластицизм» Мондриана и «супрематизм» Малевича иногда называют «минимализмом».

Особое направление в  абстракционизме - лучизм - возглавляли  Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся  как сумма лучей. Задача художника - поиск и фиксация пересечения  сходящихся в определенных точках лучей, т. е. красочных линий, их в живописи представляющих.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается  музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 г. - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В послевоенный период новая  волна абстракционизма была поддержана огромным размахом рекламы, организованным успехом. В произведения абстрактной  живописи вкладывают капитал. Причины  такого успеха беспредметного искусства  прежде всего социально-психологические. Апология хаоса, беспорядочности, отказ  от «сознательного» в искусстве, призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету» вместе с экзистенциалистской  литературой и театром абсурда -- те средства, которые выражают общую  дисгармонию современного мира. Искусство  становится языком знаков, и не случайно целое направление абстракционизма  называется абстрактной каллиграфией (например, творчество его представителя  Ганса Гартунга). Очень близка ему  в Америке так называемая тихоокеанская  школа абстракционизма с Марком Тоби во главе. Наиболее острый характер носит творчество абстракционистов нью-йорской школы (Ганс Гофман, Арчия  Горький и пр.). «Звездой» американского  абстракционизма послевоенного  периода по праву считается Джексон  Поллок (1912--1956). Поллок ввел термин «дриппинг» - разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции - ташизмом (от слова tache-пятно), в Англии - живописью действия, в Италии - ядерной живописью (pittura nucleare).

Во Франции в первой половине 40-х годов наблюдалось  некоторое затишье в сфере  абстрактного искусства. Это было вызвано  усилением позиций реалистического  искусства после войны. С конца 40-х годов абстракционисты вновь  объединяются в «Salon des realites nouvelles»  и издают специальный журнал «Aujourd'hui art et architecture». Его теоретики -Леон Деган и Мишель Сейфор. Сейфор еще в 1930 г. был организатором журнала и объединения художников-абстракционистов «Круг и квадрат», куда входили Кандинский, Арп, Ле Корбюзье, Мондриан, Озанфан и др.

В 50-е годы во Франции увлечение  абстракционизмом - повсеместно. Соперником американца Поллока выступает Жорж Матье, сопровождающий свои «сеансы  творчества» в присутствии публики  маскарадными переодеваниями и музыкой  и называющий свои огромные творения вполне сюжетно (например, «Битва при  Бувине»), что не делает их, однако, «менее абстрактными». Как писал теоретик абстракционизма Л. Вентури, «...искусство называется абстрактным тогда, когда оно абстрагируется не от личности художника, но от предметов внешнего мира...». Рассмотрев несколько модернистских школ и творчество крупнейших писателей, близких к авангардизму, можно утверждать, что для модернизма как художественного течений характерны субъективизм и в целом пессимистическое воззрение на прогресс и историю, внесоциальное отношение к человеку, нарушение целостной концепции личности, гармонии внешней и внутренней жизни, социального и биологического в ней. В плане мировоззренческом модернизм спорил с апологетической картиной мира, был настроен антибуржуазно; в то же время его настораживала негуманность революционной практической деятельности. Модернизм выступал в защиту личности, провозгласил ее самоценность и суверенность, имманентную природу искусства. В поэтике он апробировал нетрадиционные, противопоставленные реализму приемы и формы, ориентированные на свободное волеизъявление творца, и тем самым оказал влияние на реалистическое искусство. Граница между модернизмом и реализмом в ряде конкретных примеров из творчества современных авторов достаточно проблематична, ибо, по наблюдению известного киевского литературоведа Д. Затонского, "модернизм... в химически чистом виде не встречается". Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ в XX – начале XXI веков (от постмодернизма и далее)

Постмодернизм (фр. postmodernisme – после модернизма). Модернизм (иначе авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий 20 в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества.

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм  – это гиперрефлексия, возникшая  в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм  являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.

Из многочисленных работ, посвященных художественной культуре второй половины 20 в., следует, что постмодернизм  – это продуцирование вневременных текстов, в которых некто (не автор!) играет в ни к чему не обязывающие  и ничего не значащие игры, используя  принадлежащие другим коды. Соответственно постмодернизм не относится к  области философии или истории, не связан с идеологией, не ищет и  не утверждает никаких истин. Постмодернизм  расценивается как реакция на модернистский культ нового, а  также как элитная реакция  на массовую культуру, как полицентричное состояние этико-эстетической парадигмы. Постмодернизм также рассматривают  как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной  культуре.

Из рассуждений Бодрийара  о гиперреальности в работе этического можно сделать вывод, что суть постмодернизма – кокетство. «Имманентная сила соблазна, – пишет он, – все  и вся отторгнуть, отклонить от истины и вернуть в игру, чистую игру видимостей». Сила образа – это  секрет, который в действительности лишен того, что могло бы быть раскрыто, – какого-либо смысла и  содержания. Соблазн такого искусства  – в намеках на якобы существующую здесь тайну.

Образ хаотического сверхсложного  мира – отправной момент современной  художественной культуры; постмодернизм  – изображение мира, о котором  нет знания.

Онтологическое постмодернизма лежит за пределами искусства. Это  кризис метафизического мышления, распад картины мира.

Парадигматическое постмодернизма: Гиперрефлексия. Агностицизм. Нигилизм (цинизм). Тотальный релятивизм. Смех (ирония, сарказм).

Информация о работе Основные направления развития изобразительного искусства конца XIX – начала XX вв. (реализм, импрессионизм и постимпрессионизм, символизм)