Классификация Автоматизированных библиотечно-информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 11:40, реферат

Краткое описание

Компьютерно-телекоммуникационные технологии прочно вошли в жизнь общества, Интернет стал единой коммуникационной и информационной средой, создаются электронные ресурсы, постоянно увеличивается репертуар и количество электронных изданий, комплектуемых, в том числе, и в фонды библиотек. Поднялся уровень подготовки пользователей библиотек, их «информированности» и желания получать полную информацию в краткие сроки с помощью современных информационных технологий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Классификация автоматизированных библиотечно-информационных технологий……………………………………………………………………...….4
Заключение …………………………………………………………..……….….10
Список использованной литературы…………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

рефератАБИТ.docx

— 52.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Классификация автоматизированных библиотечно-информационных технологий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Классификация автоматизированных библиотечно-информационных технологий……………………………………………………………………...….4

Заключение …………………………………………………………..……….….10

Список использованной литературы…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Компьютерно-телекоммуникационные технологии прочно вошли в жизнь общества, Интернет стал единой коммуникационной и информационной средой, создаются электронные ресурсы, постоянно увеличивается репертуар и количество электронных изданий, комплектуемых, в том числе, и в фонды библиотек. Поднялся уровень подготовки пользователей библиотек, их «информированности» и желания получать полную информацию в краткие сроки с помощью современных информационных технологий.

Данные показатели «информационности» общества заставляют библиотеки совершенствовать библиотечные технологии и уровень обслуживания пользователей на основе автоматизированных библиотечно-информационных технологий.

Библиотеки организуют доступ своим пользователям к полнотекстовым электронным ресурсам, вводят услугу электронной доставки документов, создают собственные сайты, тем самым превращаясь в центры

информационных электронных ресурсов.

Во многих библиотеках функционируют автоматизированные библиотечно-информационные системы, которые облегчают труд библиотекарей  и ускоряют скорость обслуживания пользователей.

Цель реферата: рассмотреть классификацию автоматизированных библиотечно-информационных технологий.

Изученность темы: понятие библиотечной технологии рассматривали А.Н. Ванеев, И.С. Пилко, классификация АБИС рассмотрена в работах Б.И. Маршака, Ф.С. Воройского и Я.Л. Шрайберга,  А. И. Алешина, А.В. Галеты.

Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

 

 

Классификация автоматизированных библиотечно-информационных технологий

 

Под библиотечной технологией понимается совокупность библиотечных процессов и операций, а также приемов, методов и средств их осуществления, направленных на создание и сохранение библиотечной продукции и выполнение библиотечных услуг [3,с.21].

В Библиотечной энциклопедии «библиотечная технология» определена как комплекс технологических процессов, ориентированных на реализацию задач библиотечной деятельности[2].

А.Н. Ванеев отмечает, что в большинстве определений «библиотечная технология понимается как обобщающее понятие для различных внутрибиблиотечных процессов и операций, имеющих свою только им присущую технологию (технология комплектования, технология библиотечной обработки, технология обслуживания читателей и т. д.)» [4,с.26].

В работе И.С. Пилко «Библиотечная технология: общий курс» и её докторской диссертации понятие библиотечная технология рассматривается как «практическая деятельность по производству и представлению пользователям библиотеки информационной продукции и услуг и как научная дисциплина о технологических принципах, нормах, правилах библиотечной деятельности» [10,с.5].

Автоматизированная информационная технология (АИТ) – системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

 

Автоматизированные информационные технологии являются главной составной частью (основой) автоматизированных информационных систем.

АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков:

По способу реализации в АИС:

- традиционные технологии (существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ, были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности).

- новые информационные технологии (это технологии, которые основываются на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ).

По степени охвата задач управления:

- электронная обработка данных (когда с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления ведется обработка данных с решением отдельных экономических задач).

- автоматизация функций управления (вычислительные средства, включая суперЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений).

- АИТ поддержки принятия решений (они предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей для аналитической работы и формирования прогнозов; составления обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам).

- электронный офис, экспертная поддержка решений (эти АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания за счет полного автоматизированного объема управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом).

По классу реализуемых технологических операций:

-  работа с текстовым редактором

-  работа с табличным процессором

-  работа с СУБД

-  работа с графическими объектами

-  мультимедийные системы (программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио - и видеоинформацией получила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реализуют специальные программные средства, имеющие встроенную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной деятельности, учебно-образовательных, научно-популярных и игровых областях. При применении этой технологии в экономической работе открываются реальные перспективы использовать компьютер для озвучивания изображений, а также понимания им человеческой речи, ведения компьютером диалога со специалистом на родном для специалиста языке).

-  гипертекстовые системы

По типу пользовательского интерфейса:

АИТ рассматриваются с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.

-  пакетные (эти АИТ исключают возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно-заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными).

-  диалоговые (эти АИТ предоставляют пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений).

-  сетевые (интерфейс этих АИТ представляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие АИТ широко используемыми и многофункциональными).

По степени пространственного взаимодействия - отражающие ту или иную форму и степень использования вычислительных сетей.

По способу построения сети: локальные; многоуровневые; распределенные и др.

По виду используемых сетей: локальные, региональные, корпоративные, национальные, межнациональные (международные), одноранговые, многоуровневые, распределенные и др.[1]

По выполняемым функциям и возможности применения - используемые:

    • в автономных компьютерах (ПЭВМ) и в локальных рабочих станциях (АРМ) в составе сетевых автоматизированных информационных систем (АИС) реального времени;
    • в объектно-ориентированных, распределенных, корпоративных и иных локальных и сетевых информационно-поисковых, гипертекстовых и мультимедийных системах; в системах с искусственным интеллектом;
    • в интегрированных АИС;
    • в геоинформационных, глобальных и других системах.

 

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых вариантов АИТ: локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания.

Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов в их профессиональной работе. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке. Наибольшее распространение при защите информации получили аппаратно-программные способы.

Повышение требований к оперативности информационного обмена и управления, а следовательно, к срочности обработки информации, привело к созданию не только локальных, но и многоуровневых и распределенных систем организационного управления объектами. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных, которые строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта, машинного ведения информационных массивов. Эту проблему в новых информационных технологиях решают распределенные системы обработки данных с использованием каналов связи для обмена информацией между базами данных различных уровней. За счет усложнения программных средств управления базами данных повышаются скорость, обеспечиваются защита и достоверность информации.

Создаваемые автоматизированные рабочие места специалистов предоставляют возможность пользователям работать в диалоговом режиме, оперативно решать текущие задачи, удобно вводить данные с терминала, вести их визуальный контроль, вызывать нужную информацию для обработки, определять достоверность результатной информации и выводить ее на экран, печатающее устройство или передавать по каналам связи.

Реализации АИТ осуществляется путем использования разнообразных автоматизированных систем.

Способами обеспечения функционирования автоматизированных информационных систем и их технологий являются программное, техническое, лингвистическое, организационное и правовое обеспечение.

Одной из важнейших особенностей АИС является организация поиска данных в их информационных массивах (базах и банках данных). В связи с этим большинство АИС практически являются автоматизированными информационно-поисковыми системами (АИПС).

Автоматизированная информационно-поисковая система представляет собой программный продукт, предназначенный для реализации процессов ввода, обработки, хранения, поиска, представления данных т.п.

Обычно АИПС делят на: фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные), мультимедийные, гипертекстовые и иные. Фактографические АИПС обычно используют табличные реляционные БД с фиксированной структурой данных (записей).

АБИС автоматизируют следующие библиотечные технологии:

• комплектование фондов и книгообмен;

• библиографическая и аналитическая обработка литературы, ведение электронного каталога;

• хранение фондов литературы;

• обслуживание читателей (регистрация заказов, обеспечение выдачи и контроля возврата литературы и т.д.);

• справочно-библиографическое обслуживание на основе электронного каталога;

• библиографическое и информационное обслуживание на основе использования баз данных (БД) и чужих ЭК в теледоступе или на магнитных и оптических дисках;

• межбиблиотечный абонемент;

• подготовка библиографических изданий;

•  распечатка и тиражирование каталожных карточек;

• управление (учет, контроль, статистика   и т.д.) [5,с.22-23].

Внедрение новых библиотечно-информационных технологий, основанных на применении компьютерной техники,  революционным образом изменило традиционную библиотечную технологию.

Б.И. Маршак выделяет следующие типы АБИС:

1.Традиционные АБИС;

2. Электронные библиотеки;

3. АБИС, включающие электронную библиотеку.

 

 

 

Заключение

 

По результатам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы.

Информация о работе Классификация Автоматизированных библиотечно-информационных технологий