Карнавальная культура Средневековья и Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

Что такое карнавал? Само слово "карнавал" неясного происхождения. Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай), что означает "прощаюсь с мясом". Довольно широко толковал термин М. М. Бахтин, относя к нему "совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа". В более узком значении под карнавалом подразумевают народные праздники февральско-апрельского цикла, которые происходят на так называемые "жирные дни", предшествующие Великому посту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………2

1.Карнавальная культура средневековья……………………………………………………………..3

1.1.Карнавал в России………………………………………………………………………………………….7

2.Карнавальная культура Возрождения………………………………………………………………..9

2.1.Бразильский карнавал………………………………………………………………………………….12

2.2.Город – маскарад Венеция…………………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..14

Литература……………………………………………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)
 
 

   Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………2

1.Карнавальная культура средневековья……………………………………………………………..3

    1.1.Карнавал в России………………………………………………………………………………………….7

2.Карнавальная культура Возрождения………………………………………………………………..9

     2.1.Бразильский карнавал………………………………………………………………………………….12

    2.2.Город – маскарад Венеция…………………………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………………………………………..14

Литература……………………………………………………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Что такое карнавал? Само слово "карнавал" неясного происхождения. Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай), что означает "прощаюсь с мясом". Довольно широко толковал термин М. М. Бахтин, относя к нему "совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа". В более узком значении под карнавалом подразумевают народные праздники февральско-апрельского цикла, которые происходят на так называемые "жирные дни", предшествующие Великому посту.

         Однако истоки карнавала  лежат еще в языческих церемониях. Люди понимая, что природа имеет  непосредственное отношение к человеческим судьбам, и, ощущая свое единство с природой, в январские календы, следуя языческим  традициям, наряжались в телячьи или оленьи шкуры. Народные сборища, праздники, игры и жертвоприношения происходили под открытым небом, у источников, в рощах, на скалах, на перекрестках дорог.

         Уже позже, когда на смену  язычеству пришло христианство, в  период зарождения цивилизации и становления государств, сюда добавились идеология правящей и образованной верхушки и религиозные установления. Но, так или иначе, все, что символически отражалось в праздниках, направлялось на уравновешивание бытия и должно было способствовать победе добра и святости над постоянно угрожающими злом и скверной, обеспечивать плодородие земли и чадородие людей.

         Итак, спору нет, что  карнавал – событие весьма привлекательное. Карнавал – это вторая жизнь народа, его праздничная жизнь. Он раскрывает для нас древнюю народно-праздничную стихию как относительно лучше сохранившийся обломок этого громадного и богатого мира. Карнавал стал в действительности тем резервуаром, куда вливались прекратившие свое самостоятельное существование народно-праздничные формы.

         Смех, народное гулянье, уличные шествия и театрализованные игры – это все то, что сопровождает карнавал. М.М. Бахтин писал: "Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Он не знает рампы  даже в зачаточной ее форме. Рампа  разрушила бы карнавал. Карнавал не созерцают и, строго говоря, даже не разыгрывают, а живут в нем, живут по его законам, пока эти законы действуют, то есть живут карнавальной жизнью". 

       1.Карнавальная  культура средневековья. 

   В исторической науке понятие "средневековье" укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. "Промежуточные века" между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода – более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

   В основе средневековой культуры взаимодействие двух начал – собственной культуры "варварских" народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.

   Сущность  культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

   В средневековой культуре эти представления  во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения  объяснить по образцу отношений  человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

   Средневековье характеризуется столкновением  двух культурных ориентаций: с одной  стороны – церковной, ученой, официальной, а с другой – народной, карнавальной, "смеховой". Причем в последующих культурных взлетах огромную роль сыграла именно народная культура.

   Празднества карнавального типа и связанные  с ним смеховые действа или  обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Карнавалы стали вехами, отличающими календарное начало весны, проводы старого и встречу нового года. В карнавале разыгрывались – в позднем, сниженном варианте – древняя мистерия умирающего и воскрешающего зверя и бога. Не случайно олицетворением карнавала стал пузатый весельчак (дон Карналь, Сан-Пансар или какое-нибудь другое чучело), которого водят или возят по всему селению, а потом "казнят": топят, сжигают либо расстреливают. Карнавальное чучело сначала существовало в образе зверя, растения и только потом – человека.

   Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными  в обычной (т.е. не карнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие  шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске, вовсе не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.

   В карнавале, как и в архаическом  празднике, менялись местами король и шут, небо и земля, телесный верх и низ – такое движение –  перемещение служило обновлению мира. И во времена сатурналий, этого  античного карнавала, тоже все и вся участвовали в переворачивании. По словам филолога О.М. Фрейденберг, каждый человек как будто вынимал новый жребий жизни и снова становился "женихом своей новой невесты, но старой жены". В каждом доме хозяева и рабы менялись одеждой и местами, рабы правили домом и чинно восседали за столом, а хозяева им смиренно прислуживали. В карнавальном "мире наизнанку", "мире навыворот" менялись ролями мужчины и женщины.

   Ярким примером перевернутого карнавального  мира – средневековой Праздник дураков (festa stultorum).Праздник этот первоначально справлялся в церкви и носил вполне легальный характер, потом он стал полулегальным, к исходу же средневековья и вовсе нелегальным; но он продолжал существовать на улицах, в тавернах, влился в масленичные увеселения.

     Он начинался с собрания духовенства,  где со множеством комических  церемоний выбирали дурацкого  епископа и торжественно отводили  в церковь. Сопровождавшая его  процессия плясала, потешалась  и дурачилась, надев маски и  нарядившись в женские одежды, в скоморохов, в животных. В церкви дурацкий епископ служил праздничную мессу и всех благословлял, а прямо перед ним дьяконы демонстративно ели колбасу, плясали и азартно играли в кости и карты. Переодетые карлики танцевали и пели непристойные песни, а в кадило вместо ладана бросали навоз и старые подметки, так что вонь била священнику прямо в нос. После мессы паства предавалась полному разгулу: кто бегал и прыгал по храму, кто танцевал, кто раздевался донага и позволял себе любые безобразия. Потом все рассаживались в тележки с нечистотами и разъезжали по городу, горланя скабрезные песни и швыряя нечистоты в толпу.

   Праздники дураков пародировали церковный  чин мессы. Другое его выражение - "праздник осла", установленный  в память бегства Марии с младенцем Иисусом в Египет на осле. В центре этого праздника оказалась не Мария и не Иисус (хотя здесь и фигурировала девушка с ребенком), но именно осел и его крик "Hinham!". Служили особые "ослиные мессы". До нас дошел официум такой мессы, составленный строгим церковником Пьером Корбейлем. Каждая часть мессы сопровождалась комическим ослиным криком - "Hinham!". По окончании мессы священник, вместо обычного благословления, трижды кричал по-ослиному, и ему вместо "amen" трижды отвечали таким же ослиным криком.

      Праздник осла и праздник дураков  -  специфические  праздники,  где  смех

играет  ведущую  роль;  в  этом  отношении   они   подобны   своим   кровным

родственникам - карнавалу и шаривари. Но и во всех других обычных  церковных

праздниках  средневековья, смех всегда играл известную - большую или меньшую  роль, организуя народно-площадную  сторону праздника.

   Были  и другие пародии: дворцового этикета, рыцарских турниров, цеховой работы, общественных представлений и т. п.

   Смех  в  средние  века  был  закреплен  за  праздником  (как   и материально-телесное  начало),  был праздничным смехом  по   преимуществу. Древняя традиция разрешала в пасхальные дни смех и вольные шутки даже в церкви.  Священник с кафедры позволял себе в эти дни всевозможные рассказы и шутки,  чтобы  после долгого поста и уныния вызвать у своих прихожан веселый смех, как  радостное возрождение; смех этот и назывался "пасхальным смехом". Шутки эти и  веселые рассказы по преимуществу касались материально-телесной жизни; это были шутки карнавального типа. Ведь  разрешение  смеха  было  связано  с  одновременным разрешением мяса и половой  жизни  (запрещенных  в  пост). 

   Особо важное значение имела отмена во время  карнавала всех иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические  различия подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во всех регалиях своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу. Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все считались равными. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений.

   Это временное идеально-реальное упразднение  иерархических отношений между  людьми создавало на карнавальной площади  особый тип общения, невозможный  в обычной жизни. На карнавале  вырабатывались и особые формы площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, вне карнавальных норм этикета и пристойности.

   В карнавале сама жизнь играет, а  игра на время становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. Карнавал это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность здесь становилось формой второй жизни народа, вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия. 

   1.1.Карнавал в России. 

   В России чем-то сродни европейскому карнавалу  стала боярыня Масленица, веселая, широкая, завершающая череду зимних дней. Этот большой праздник не был  включен в число христианских торжеств и сохранил многие элементы язычества.

   Карнавальные  шествия пришли в Россию в эпоху  Петра Великого. Распространенные в  основном в Европе, они стали для  тогдашней России явлением довольно непривычным, хотя у нас и существовали праздничное ряженье.

   Петр  затевал карнавальные процессии  и на традиционные праздники (Святки, Масленица), и по случаю гражданских  торжеств (например, в честь военных  побед). По столичным улицам тянулись вереницы причудливых повозок. Их тащили не только лошади, но и волы, козы, свиньи, верблюды. А вокруг сидели, стояли, топтались и приплясывали музыканты, певчие, царские шуты, слуги, придворные.

   Позднее городская праздничная обрядность запечатлела интересы государственные  и религиозные, отразила идеалы и  вкусы не только горожан, но и сельских жителей, в ней ритуально-магическое переплелось со светским, древнее – с современным.

   Празднества были трех категорий. Первые – чисто  дворянские, "единственно благородным  людям приличествующие" (позже  превратившиеся в дворцово–усадебные торжества). Вторые предназначались для простого народа, на них собирались "всякого звания люди", как например, на торжество по случаю коронации или на шествие-маскарад "Торжествующая Минерва" при Екатерине Великой. (Впоследствии это так называемые казенные гулянья, которые устраивались по случаю государственных праздников; здесь бесплатно раздавали угощение.) И наконец, народные гулянья, продолжившие традиции прежних сельских календарных праздников (правда, в условиях города их магический смысл и древняя языческая символика стали забываться).

   В устройстве народных гуляний большую  роль играла государственная инициатива. Их проводили в обеих столицах на Святки и Масленицу, на Пасху и  Троицу, в Иванов день и день Петра  и Павла; в гуляньях участвовали  император и столичная знать, приглашались иностранные специалисты, комедианты, карусельщики, музыканты. Даты проведения были подвижны, поскольку зависели от церковного календаря.  
 
 
 
 

Информация о работе Карнавальная культура Средневековья и Возрождения