Искусство романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Романтизм – направление в европейском искусстве первой половины XIX века. Термин происходит от слова «роман» («романами», «романтическими» в XVII веке называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др. Позже так стали называть все таинственное и чудесное.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие о романтизме
1.1. Причины возникновения романтизма
1.2. Характеристика романтизма
1.3. Основные черты романтизма
Глава 2. Романтизм в России
2.1 Особенности русского романтизма
2.2. Литература
2.3. Музыка
2.4 Живопись
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ипп.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

2.4. Живопись 

    В изобразительном искусстве романтизм  наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре. Яркими представителями романтизма в изобразительном искусстве были русские живописцы-романтики. В своих полотнах они выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой, и традицией.

    Особенности русской романтической  живописи:

  • Просветительская идеология ослабла но не потерпела крах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен.
  • Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.
  • Академическая живопись в России еще не исчерпала себя.
  • Романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине  XIX в. романтическая традиция почти угасла.

    Работы, относящиеся к романтизму, стали  появляться в России уже в 1790-х  годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей" (1796),   "Автопортрет в шлеме" (1792)). Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен совершенно  новое  эмоциональное  настроение.

    В России  романтизм начал проявляться  вначале в портретной живописи. В  первой трети 19 века она большей частью утратила связь с аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836 гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг). Романтизм Тропинина имеет отчетливо выраженные сентименталистические истоки.  Именно Тропинин явился основателем жанрового, несколько идеализированного портрета человека из народа («Кружевница» (1823)).

    В начале XIX века  значительным культурным центром России являлась Тверь. Все выдающиеся люди Москвы бывали здесь на литературных вечерах. Здесь же молодой Орест Кипренский встретил А.С.Пушкина, портрет которого, написанный позднее,  стал жемчужиной мирового портретного искусства, а А.С.Пушкин посвятит ему стихи, где назовет его  «любимцем моды легкокрылой». Портрет Пушкина кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».

    Отличительной чертой портретов Кипренского является то, что они показывают душевное обаяние и внутреннее благородство человека. Портрет героя, отважного и сильно чувствующего, должен был воплотить пафос свободолюбивых и патриотических настроений передового русского человека.

    Работы  художников – романистов ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием. Однако задача каждого из художников - воплотить эстетическое совершенство простой натуры - вела к некоей идеализации обликов, одежды, ситуации ради создания образа-метафоры. Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. В этом качественно новом соединении натуры и воображения с опытом античных и ренессансных мастеров, рождающем образы, не известные искусству прежде, и заключается одна из особенностей романтизма первой половины XIX столетия. Метафорическая природа, вообще свойственная этим работам Венецианова и Брюллова, была одной из самых важных черт романтического когда русские художники были еще плохо знакомы с западноевропейским романтическим портретом.

      Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в  жанре портрета. Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему  периоду.

    Повышенный  интерес к личности человека, свойственный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине XIX века, где особой доминантой стал автопортрет. Как правило, создание автопортрета не  было случайным эпизодом. Художники неоднократно писали и рисовали себя, и эти произведения становились своеобразным дневником, отражающим различные  состояния души и этапы жизни, и в то же время являлись манифестом,  обращенным к современникам. Автопортрет не был заказным жанром, художник писал для себя и тут, как никогда, становился свободен в самовыражении. В XVIII веке  русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального, исключительного способствовал подъему этого жанра. Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности. Они то являются в привычной и  естественной роли творца ("Автопортрет в бархатном берете" А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя  ("Автопортрет в шлеме и латах" Ф. И. Яненко, 1792), или, чаще всего,  предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя ("Автопортрет" М. И. Теребенева). Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в  целом.

    "Пейзаж  должен быть портрет", - писал  К. Н. Батюшков. Этой установки  в своем творчестве придерживалось большинство художников, обращавшихся к жанру пейзажа. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский ("Морской вид", 1809); А. Г. Варнек ("Вид в окрестностях Рима", 1809); П. В. Басин ("Небо при закате в окрестностях Рима", "Вечерний пейзаж", оба - 1820-е).  Создавая конкретные виды, они сохраняли непосредственность ощущения,  эмоциональную насыщенность, достигая композиционными приемами   монументального звучания.

    Создание  романтического образа Петербурга в  русской живописи связано с  творчеством М. Н. Воробьева. На его полотнах город предстал окутанным  таинственными петербургскими туманами, мягкой дымкой белых ночей и  пропитанной морской влагой атмосферой, где стираются контуры зданий, и  лунный свет завершает таинство. То же лирическое начало отличает и   исполненные им виды петербургских окрестностей ("Закат солнца в  окрестностях Петербурга", 1832). Но северная столица виделась художникам и   в ином, драматическом ключе, как арена столкновения и борьбы природных  стихий

(В. Е. Раев "Александровская колонна во время грозы", 1834).

    В блистательных картинах И. К. Айвазовского ярко воплотились романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умением сражаться до конца. Тем не менее большое место в наследии  мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам,  где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью, и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов ("Вид Одессы в лунную ночь", "Вид Константинополя при лунном  освещении", оба - 1846).

    Тема  природной стихии и человека, застигнутого врасплох, - излюбленная  тема романтического искусства, по-разному трактовалась художниками 1800-1850-х годов. Работы были основаны на реальных событиях, но смысл изображений не в объективном их пересказе. Типичным примером может служить картина Петра Басина "Землетрясение в  Рокка ди Папа близ Рима" (1830). Она посвящена не столько описанию конкретного события, сколько изображению страха и ужаса человека, столкнувшегося с проявлением стихии.

    Корифеями русской живописи этой эпохи были К.П.Брюллов (1799 –1852 г.г.)  и А.А. Иванов (1806 – 1858 г.г.). Русский живописец  и рисовальщик

К.П. Брюллов, еще  будучи учеником Академии художеств, овладел  несравненным мастерством рисунка. Творчество Брюллова обычно делят на до “Последнего дня Помпеи” и после. Что же было создано до….?!

    “Итальянское  утро” (1823), “Эрмилия у пастухов” (1824) по поэме Торкватто Тассо “Освобождение Иерусалима”, “Итальянский полдень” (“Итальянка, снимающая виноград”,1827), “Всадница” (1830), “Вирсавия” (1832) – все эти картины проникнуты светлой, нескрываемой радостью жизни. Подобные произведения были созвучны ранним эпикурейским стихам Пушкина, Батюшкова, Вяземского, Дельвига. Старая манера,  основанная на подражании великим мастерам, не удовлетворяла Брюллова и он “Итальянское утро”, “Итальянский полдень”, “Вирсавию” писал на открытом воздухе.

    Работая над портретом, Брюллов писал с натуры только голову. Все остальное нередко ему подсказывало воображение. Плодом такой вольной творческой импровизации является “Всадница”. Главное в портрете -- контраст разгоряченного, взвившегося животного с раздутыми ноздрями и сверкающими глазами и грациозной всадницы, спокойно сдерживающей иступленную энергию коня (укрощение животных -- излюбленная тема классических скульпторов, Брюллов решил ее в живописи).

    Новым словом в живописи стала картина  “Последний день Помпеи”(1827-1833). Она сделала имя художника бессмертным и очень знаменитым при жизни.

    Ее  сюжет, по-видимому, был избран под  влиянием брата Александра, усиленно изучавшего помпейские развалины. Но причины написания картины более глубоки. Гоголь подметил это, а Герцен говорил прямо, что в “Последнем дне Помпеи” нашли свое место, может быть, бессознательное отражение мысли  и чувства художника, вызванные поражением восстания декабристов в России. Недаром среди жертв разбушевавшейся стихии в гибнущей Помпее Брюллов поместил свой автопортрет и придал черты своих русских знакомых другим персонажам картины.

    Грандиозная картина гибели Помпеи проникнута духом  историзма, здесь показана смена  одной исторической эпохи другой, подавление античного язычества и наступление новой христианской веры.

    Ход истории художник воспринимает драматически, смену эпох как потрясение человечества. В центре композиции упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина олицетворяла, по-видимому, кончину античного мира. Но возле тела матери художник поместил живого младенца. Изображая детей и родителей, юношу и старуху мать, сыновей и дряхлого отца, художник показывал старые, уходящие в историю поколения и новые,  идущие им на смену. Рождение новой эры на обломках старого, рассыпающегося в прах мира - вот подлинная тема картины Брюллова. Какие бы переломы не приносила история, существование человечества не прекращается, а его жажда жизни остается неувядаемой. Такова основная идея “Последнего дня Помпеи”. Картина эта – гимн красоте человечества, остающегося бессмертным во всех круговоротах истории.

    Начиная с Брюллова, переломные моменты истории  стали главным предметом русской исторической живописи, где изображались грандиозные народные сцены, где каждый человек – участник исторической драмы, где нет главного и второстепенного.

    “Помпея”  принадлежит, в общем, к классицизму. Художник мастерски выявил на холсте пластику человеческого тела. Все душевные движения людей передавались Брюлловым прежде всего на языке пластики. Отдельные фигуры, данные в бурном движении, собраны в уравновешенные, застывшие группы. Вспышки света подчеркивают формы тел и не создают сильных живописных эффектов. Однако композиция картины, имеющая в центре сильный прорыв вглубь, изображающая чрезвычайное событие в жизни Помпеи, навеяна была романтизмом.

    Романтизм в России как мироощущение существовал  в своей первой волне с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Линия  романтического в русском  искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для  искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников "Голубой розы". Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты.  Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных  стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение  или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.

Романтизм как  общее мироощущение, свойственное преимущественно  молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живёт в мировом искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Исходя  из всего сказанного выше можно сделать  следующие выводы:

  • На возникновение романтизма повлияло три главных события: Великая французская революция, наполеоновские войны и подъем национально-освободительного движения в Европе.
  • Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное выражение. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты:

- все они исходили от отрицания Просвещения и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую инициативу художника;

Информация о работе Искусство романтизма