Искусство как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 10:22, реферат

Краткое описание

Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории эстетическое. Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» по всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности — трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………....3
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО.……..………………………………....4
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ИСКУССТВА……….……6
ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ …..………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....10
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство как феномен культуры.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                         

 

 

9

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неутомимый "кастальский ключ", оно дарует художникам "волны вдохновенья", радуя нас своей непредсказуемостью.

                                                                                                              

10

5.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

  1. Культурология: Учеб. / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 2002 г.
  2. Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
  3. Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1966.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ. Платон. М., 1969.

5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990

6.Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соч.: В 2 т. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 


Информация о работе Искусство как феномен культуры