Искусство как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 18:44, реферат

Краткое описание

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

Вложенные файлы: 1 файл

сурс 1.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

 

  1. Скульптура

Этот вид искусства также возник в глубокой древности. Найдено много вылепленных из глины или вырубленных из камня изображений животных, довольно точно передающих их внешний вид. Сохранилось много женских статуэток, которые воплощают могучее женское начало. Возможно, это примитивные изображения богинь. Древние ваятели утрировали их плодородные силы, изображая с мощными бёдрами, а археологи называют их «Венерами».

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объёмные изображения располагаются на плоскости.

Как и в живописи, в скульптуре существуют станковые и монументальные формы. Монументальная скульптура предназначена для улиц и площадей, такой памятник создаётся на долгое время, поэтому он обычно выполнен из бронзы, мрамора, гранита. Станковая скульптура – это портреты или небольшие жанровые группы, выполненные из дерева, гипса и других материалов.

  1. Декоративно-прикладное искусство

Создатели произведений декоративно-прикладного искусства ставили перед собой две цели: создать вещь, которая необходима для повседневного быта, но эта вещь одновременно должна обладать определёнными художественными качествами. Предметы повседневного быта должны не только служить человеку практически, но и украшать жизнь, радовать глаз совершенством форм и красок.

Конечно, сейчас многие произведения декоративно-прикладного искусства имеют в основном эстетическое значение, но так было не всегда.

Основные виды декоративно-прикладного искусства

  • Батик – ручная роспись по ткани
  • Бисероплетение
  • Вышивание
  • Вязание
  • Макраме
  • Кружевоплетение
  • Ковроткачество
  • Гобелен
  • Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
  • Керамика
  • Мозаика
  • Ювелирное искусство
  • Лаковая миниатюра
  • Художественная роспись по дереву
  • Художественная роспись по металлу
  • Художественная резьба
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная роспись по керамике
  • Художественная обработка металла
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Работа со стеклом
  • Оригами

 

  1. Фотоискусство

Искусство художественной фотографии. Жанры в основном те же, что и в живописи.

  1. Граффити

Изображения на стенах или других поверхностях. К граффити относят любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

  1. Комикс

Рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

Неизобразительные виды искусства

  1. Архитектура

Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий. Архитектурные сооружения могут существовать в виде отдельных зданий или в виде ансамблей. Но иногда ансамбли складываются исторически: из зданий, построенных в разное время, образуется единое целое. Примером является Красная площадь Москвы.

Архитектура позволяет судить о технических достижениях и художественных стилях различных эпох. До нашего времени сохранились египетские пирамиды, сооружённые около 5 тысяч лет назад, храмы Древней Греции и Рима. Любой город в любой стране знаменит своими архитектурными сооружениями.

  1. Литература

В широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

Виды литературы: художественная, документальная проза, мемуарная, научная и научно-популярная, справочная, учебная, техническая.

Жанры литературы

Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям: по форме (новелла, ода, опус, очерк, повесть, пьеса, рассказ, роман, скетч, эпопея, эпос, эссе), по содержанию (комедия, фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров, трагедия, драма), по родам.

  • Эпический род: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея.
  • Лирический род: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма.
  • Лиро-эпический род: баллада, поэма.
  • Драматический род: драма, комедия, трагедия.

 

  1. Музыка

Музыка – это искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Но вообще-то дать одно исчерпывающе точное определение понятию «музыка» невозможно. Это особый вид творческой деятельности, в том числе и ремесло, профессия.

Велико видовое и стилистическое разнообразие музыки.

  • Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж XVI-XVII вв.) и в средние века;
  • Популярная – преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.
  • Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации.
  • Этническая (народная) – фольклорные музыкальные произведения разных народов, подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.
  • Эстрадная (лёгкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.
  • Джаз – переосмысленные европейцами исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.
  • Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь гитар.
  • Авангардная (экспериментальная) – направление в профессиональном композиторском творчестве в XX в.
  • Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки.

Виды музыки могут определяться и по той функции, которую она выполняет: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д.

Или по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.

Каждый вид музыки имеет свои жанры. Рассмотрим для примера жанры инструментальной музыки.

  • Инструментальная музыка – это музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Инструментальная музыка бывает симфонической и камерной.
  • Камерная музыка – сочинения, предназначенные для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования. Камерная музыка обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких душевных состояний человека. К жанрам камерной музыке относятся: сонаты, квартеты, пьесы, квинтеты и др.
  • Соната – один их основных жанров инструментальной камерной музыки. Обычно состоит из 3 (4) частей.
  • Этюд – музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на инструменте.
  • Ноктюрн (фр. «ночной») – жанр небольшой одночастной напевной лирической пьесы для фортепиано.
  • Прелюдия ( лат. «вступление») – небольшая инструментальная пьеса. Импровизационное вступление к основной пьесе. Но может быть и самостоятельным произведением.
  • Квартет – музыкальное произведение для 4-х исполнителей.

Внутри каждого из видов музыки могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард и др.

  1. Хореография

Хореография - искусство танца.

Зрелищные (смешанные, или синтетические) виды искусства

  1. Театр

Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других.

Виды театров: драматический, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Искусство театра известно давно: театр родился из древнейших ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы.

  1. Опера

Вид искусства, в котором слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

  1. Эстрада

Вид искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления. Эстрада включает направления: пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада.

  1. Цирк

Вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Содержанием выступлений современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, демонстрация исключительных способностей, часто связанных с риском ( физическая сила, акробатика, эквилибристика,), дрессированных животных.

  1. Киноискусство

Вид зрелищного искусства, который также представляет собой синтез искусств: литературы, театра, танца, изобразительного искусства (декорации) и др.

  1. Балет

Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел. В XX в. появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

 

  1. Понятие художественного стиля. Художественный стиль и культурная эпоха

Стиль художественный - совокупность приемов, направленных на достижение целостной выразительности произведения искусства и образующих устойчивую поэтическую формулу со своими постоянными элементами. По меткому замечанию М,Шапиро "стиль не есть то, чем обладает искусство, стиль есть то, чем искуство является". Понятие стиля по самой своей природе свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного принципа в менталитете любого типа. Философы и культурологи используют не только понятие <стиль искусства>, но и говорят о стиле жизни, стиле культуры. Не только художественному творчеству, но и всем другим видам человеческой деятельности присуще особое стремление образовывать выразительные и связанные структуры. Выразительными средствами стиля говорит не только искусство, но и сама эпоха. Стиль - это язык, обеспечивающий проникновенное единство всех способов чувствования, мышления, поведения, творчества, мировосприятия в культуре. Раз найденные композиционные и языковые приемы, если они адекватны самосознанию той или иной эпохи, стремятся расшириться, распространить свое господство не только на другие виды искусств, но и на все формы деятельности человека - способы его восприятия. переживания, общения, чувствования. В этом смысле любому стилю присущ "империализм конструктивного принципа" (Тынянов).

Понятие стиля применяют для обозначения достаточно поздних течений в искусстве, начиная со средневековья (романский стиль, готический стиль). Для характеристики ранних устойчивых художественных тенденций в искусстве древнего востока, античности используют понятие художественного канона как в большей мере имперсонального фомообразующего принципа .

Понятие стиля выступает важнейшим инструментом структурирования и дифференциации всеобщей истории искусств. Вплоть до середины XIX века стиль выступал главным принципом членения мирового художественного процесса. Одно из первых обоснований алгоритмов стилевого развития обнаруживается в XVIII веке. Так в концепции Винкельмана всеобщий художественный процесс предстает как чередование <правильных> и <неправильных> стилей: поначалу из <правильного (античность) вырастало <неправильное> (средневековье с его искаженными формами и пропорциями), а затем из этого <неправильного> вновь рождалось <правильное> (Возрождение). За Возрождением следует барокко (вновь <неправильное>), конкурирующее с <правильностью> классизизма и т.д. Винкельман подметил один из верных принципов: стилевое развитие зачастую движется по пути отрицания отрицания, одна художественная эпоха возникает как отрицание другой.

Чрезвычайно важное значение имеет то обстоятельство, что в XYII веке последовательное развитие мировых художественных стилей сменяется их параллельным развитием, взаимодополнительным сосуществованием. Если до этого в Европе готический стиль приходит на смену романскому, а затем сам сменяется ренессансным стилем, то в XYII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили, носящие наднациональный характер, охватывающие разные виды искусств - барокко и классицизм. Данное наблюдение подтверждает репутацию художественного стиля как феномена, способного быть манифестацией общих тенденции культуры как целого. Возникновение явления параллельного и равноправного развития мировых стилей явилось знаком принципиально новой ситуации в европейской культуре: усиления гетерогенности сознания, разрушения автоматизмов восприятия, рождения феномена рефлексии, заставляющего сомневаться в раз найденных ответах, реализовывать возможность выбора.

Мировые стили не находятся в отношении подчинения, субординации. Каждый из них обладает самоценной природой и только ему присущим онтологическим смыслом. Совершенное искусство по этой причине возможно в любом стиле и на любой сюжет. Анализ каждого стиля позволяет понять, какие приемы, способы толкования мира, его поэтического претворения эпоха мыслит как художественно совершенные и одновременно имманентные своей сути. Внутренняя природа того или иного стиля поэтому наделена содержательностью особого качества. Основополагающие стилевые приемы эпохи всегда есть следствие ее предельного культурного видения и оборачиваются особой трактовкой самой себя. Каждая эпоха, опредмечивая себя в стиле, предстает осуществлением только ей присущей иерархии ценностей.

Информация о работе Искусство как социокультурный феномен