Интернет: изменение образа жизни и стиля мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Каждый из нас сознательно или бессознательно выбирает свой образ жизни в этом мире. Кто-то не может долго обходиться без мобильного телефона и ноутбука. Кто-то не привык (и не хочет привыкать) жить и работать без пива (летом), кофе (зимой) и сигарет (круглогодично). У некоторых значительная часть жизни проходит за домашним десктопом, который является пропуском в манящий и одновременно обманчивый мир веб-серфинга, всевозможных чатов, форумов, Интернет-клубов и, конечно же, компьютерных игр.

Содержание

1. Введение. 3
2. Интернет игры. 4
3. Интернет как средство влияния СМИ. 5
4. Влияние Интернета на грамотность. 6
5. Заключение. 8
6. Список использованной литературы. 9

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 1.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования науки

ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Интернет: изменение образа жизни и стиля мышления.»

по дисциплине: «Культурология»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4-го курса группы ПСМз-41

Факультета АМФ

Шестаков А.А.

Шифр: 0904996

 

Проверил:

Ромащенко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение.          3

 

  1. Интернет игры.         4

 

  1. Интернет как средство влияния СМИ.     5

 

  1. Влияние Интернета на грамотность.     6

 

  1. Заключение.         8

 

  1. Список использованной литературы.     9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Каждый из нас сознательно или бессознательно выбирает свой образ жизни в этом мире. Кто-то не может долго обходиться без мобильного телефона и ноутбука. Кто-то не привык (и не хочет привыкать) жить и работать без пива (летом), кофе (зимой) и сигарет (круглогодично). У некоторых значительная часть  жизни проходит за домашним десктопом, который является пропуском в  манящий и одновременно обманчивый мир веб-серфинга, всевозможных чатов, форумов, Интернет-клубов и, конечно  же, компьютерных игр. Выбор стиля  жизни отражает особенности внутреннего  мира и образа мышления каждого из нас. Но существует и обратная (часто  неосознанная и нежелательная) зависимость, которая приводит к трансформации  мышления и интеллекта под воздействием определенного образа жизни.

Современное общество можно охарактеризовать как  информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной  закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем  передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может  оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь  ослабляет способность думать, размышлять.

Не отрицая  тех многочисленных (и во многом положительных) изменений, которые  произошли в жизни отдельно взятого  человека и всего человеческого  общества с приходом новых ИТ, нужно  признать, что компьютеры мало изменили саму сущность трудовой деятельности. Бухгалтеры по-прежнему рассчитывают баланс (пусть и с помощью программы  «1C: Предприятие»), инженеры строят чертежи (правда, теперь в пакете AutoCAD), аналитики ищут связь событий и фактов, причин и следствий (но уже используя для этого нейронные сети). Однако выполнение большинства повторяющихся операций, которые поддаются программированию, предоставляется машинам, а все остальное остается людям. В умственном труде человека, работающего за компьютером, увеличилась доля творческого мышления (в ряде случаев это действительно так), которое, в отличие от логического, имеет иную структуру использования психических ресурсов.

Несмотря  на это, при длительном профессиональном общении с компьютером алгоритмизация мышления неизбежно возникает и  у большинства людей. Чаще всего  это проявляется в том, что  в попытке по возможности максимально  автоматизировать свою деятельность человек  составляет (сначала используя нейронные  сети головного мозга, а затем — и возможности компилятора) алгоритм, который является последовательностью действий, приводящих к полезному результату. Наиболее ярко алгоритмизация мышления выражена, конечно, у программистов, что стало причиной популярности анекдотов на данную тему. Многие помнят байку о программисте, который, руководствуясь выработанным годами, а поэтому и естественным для него желанием предусмотреть и запрограммировать все, ставил перед сном на столик около кровати два стакана — наполненный водой и пустой. На вопрос о назначении стакана с водой следовал ответ: «Это на тот случай, если я ночью захочу пить», а необходимость в пустом стакане объяснялась фразой: «А это — если не захочу пить».

Алгоритмизация  является, пожалуй, самой безобидной и одновременно полезной особенностью мышления, которая приобретается  человеком после достаточно длительного  общения с ИТ. Гораздо более  настораживающими и даже опасными являются некоторые черты внутреннего  мира человека, появляющиеся как побочный результат высокой интерактивности  ряда компьютерных приложений. Речь идет о том, что без сомнения близко и понятно большинству пользователей  ПК, то есть о различных онлайновых играх.

 

2. Интернет игры.

 

Оценивая  роль компьютерных игр в формировании особого образа мышления как у  самих разработчиков, так и у  игроков, можно сказать следующее: компьютерная игра как самостоятельный (пусть и виртуальный) мир имеет  свои характерные черты, а именно своеобразное течение времени для  игрока и изменение представлений  о пространстве. С одной стороны, это расширяет границы мышления, придавая ему гибкость, пластичность и некоторую парадоксальность, но с другой — ведет к отрыву от реальности и неизбежной дезадаптации.

Те незабываемые ощущения, которые человек испытывает во время игры, естественно (а как  же без этого), являются небезопасными. Постоянно всплывая из глубин памяти, они служат эталоном счастья, как  в виртуальном мире, так и в  реальном. При длительном отсутствии этих острых ощущений возникает так  называемый абстинентный синдром или  синдром отмены, что также не способствует повышению настроения. И хотя наглядных  примеров и подтвержденных фактов пруд пруди, у многих наличие психической  зависимости от компьютерных игр  все еще вызывает сомнение.

Помимо всего  прочего, недостатком большинства  сетевых компьютерных игр является отсутствие непосредственного контакта игроков во время игры. Но этот (на первый взгляд) минус является одновременно и основным плюсом, поскольку в  виртуальном мире психические качества игрока важнее физических (явное исключение из правила «в здоровом теле — здоровый дух»). Со временем у некоторых увлеченных геймеров образ реального человека (соперника или партнера) начинает ассоциироваться с его виртуальным образом на экране монитора (естественно, речь идет о крайне запущенных случаях).

Мышление, обладая  многомерностью и креативностью, позволяет  при желании с нашей стороны (а в ряде случаев и без оного) «видеть» те или иные объекты, которые  на самом деле в этом месте отсутствуют. Представители некоторых профессий (архитекторы, скульпторы, художники  и др.) могут представить какой-либо объект на основе косвенных данных о нем, и это умение составляет основу их профессиональной деятельности. Подобно этому в процессе игры человек вынужден (для достижения победы) мысленно строить четырехмерную  карту уровня. Поскольку «увидеть»  четырехмерный объект нельзя даже в  воображении, работа с ним требует  хорошо развитого абстрактного мышления.

Современные киберподростки, проводящие по нескольку  часов в день перед экраном  монитора, то есть в аудиовизуальной  среде, испытывают значительную информационную нагрузку, и их психике приходится строить многочисленные (зрительные и слуховые) образы из неестественных составляющих. Игрок, как правило, не замечает, что изображения многих виртуальных объектов устойчивы  лишь в определенном ракурсе. Стоит  приблизиться к экрану вплотную или  выбрать несколько иной угол зрения, и иллюзия реального действия на экране разрушается, распадаясь на множество точек.

Формирование  зрительных образов у человека основано на возбуждении соответствующих  корковых центров зрительного анализатора (затылочной доли коры головного мозга), куда информация попадает с подкорковых  ядер, отвечающих за ориентировочные  рефлексы на свет. В свою очередь, эти  центры получают нервные импульсы посредством  зрительных нервов с сетчатки глаз. Как периферический отдел зрительного  анализатора, глаза непрерывно (даже во сне) совершают сканирующие движения. Более того, анализируя окружающую среду, человек редко остается неподвижным (за исключением явно опасных ситуаций и оборонительных реакций на них). Человек подходит к объекту, отходит  от него, меняет угол зрения, прищуривается  и т. д. Характеристики светового  потока на сетчатке глаз постоянно  меняются, приводя к формированию новых зрительных образов.

Тем не менее, компьютерные игры не являются таким  уж абсолютным злом. Определенная трансформация  мышления игрока, будучи выражена в  умеренной степени, является несомненным  плюсом для развития психической  сферы.

 

3. Интернет как средство влияния СМИ.

 

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда  речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной  аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

 

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие  функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние  СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести.

Стереотипы  эффективно управляют всем процессом  восприятия информации.

Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует  сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы  формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной  среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью  СМИ. С помощью стереотипов легко  манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в  целом и конкретных групп людей  в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась  как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы.

Большинство исследователей указывают на связь  стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к  миру, на поведение, воспроизводящее  поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом  становится человек, ориентированный  на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные  силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и  снижают интеллектуальный уровень  сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

 

4. Влияние Интернета на грамотность.

 

Интернет  давно уже завоевал прочные позиции  не только в среде профессиональной деятельности, но и стал одним из любимейших источников развлечений. Всемирная  сеть – это общение с миром  посредством клавиатуры, то есть при  помощи письменного языка, а значит, Интернет и грамотность тесно взаимосвязаны, вряд ли кто-то осмелится оспорить данное утверждение.

Разберемся, что же случается с самым обыкновенным человеком, впервые посещающим Всемирную  сеть. Представим себе среднестатистического  пользователя (разумеется, не из числа  матерых учителей-русоведов), который  совсем недавно открыл для себя широкие  Интернет-возможности.

Человек, пришедший  сюда за необходимой информацией  на серьезные сайты, вряд ли сразу  подвергнется влиянию безграмотности, а значит и не о нем сейчас речь. А вот тот, кто забрел в сеть, скажем, пообщаться или просто убить  время, имеет все шансы в короткие сроки подцепить вирус «свободнописания».

И вот здесь  может образоваться несколько поворотов, спровоцированных ситуацией на форуме или чате, куда попал наш человечек.

1. Неграмотность  обыкновенная. Что она собой представляет, знает каждый, кто учился в  школе. В силу лени, а может,  в силу простой неспособности  овладеть азами русской орфографии (мы сейчас говорим именно о  русском языке и его носителях), некоторые представители человечества  так и не научились грамотно  писать. И эта самая безграмотность  перекочевала из тетрадей в  линеечку в сеть. Ничего загадочного  или неординарного. 

Другой вопрос, что небрежное отношение участников к собственному и чужому правописанию, провоцирует неокрепшего человека на прекращение борьбы с безграмотностью. Зачем надрываться, если тебя и так  понимают?

2. Неграмотность  нарочитая. Те, кто регулярно переписывается  при помощи ICQ или подобных же  средств общения, хорошо знают,  что это такое. Пример такого  «правильнописания» приведен выше  в эпиграфе. Это, конечно, шутка,  но шутка, имеющая далеко идущие  последствия. Неграмотность в  этом случае возведена в ранг  достоинства. Зачастую владение  «олбанским» показывает твою  принадлежность к громадному  сообществу Интернет-общения.  Печатая  слова так, как они слышатся  и произносятся(«дефачка»), меняя  звонкие согласные на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег»), ты становишься своим.

Нельзя однозначно сказать, что наличие такого «олбанского» - явление отрицательное. Русский  язык многогранен и наличие еще  одной сленговой ветви вряд ли может пошатнуть его монументальное здание. Кроме того, данный сленг  носит несколько игровой характер, что для языка где-то даже и  полезно.

Информация о работе Интернет: изменение образа жизни и стиля мышления