Икутсво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:31, реферат

Краткое описание

В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В повседневном употреблении понятия “искусство” и “культура” тождественны. Однако понятие “культура” гораздо объемнее, чем понятие  “искусство”. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей и т.д. [2.c 143].

Родоначальником истории  искусств принято считать Дж. Вазари (1511 — 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим в древнейших восточных трактатах «Веды», «Авеста». О силе искусства писал еще греческий историк Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.): если музы благосклонны к поэту, то он может погасить «великую ссору», дать утешение людям в горе, выносить решенья «с строгой согласные правдой». Легендарный певец Орфей своим пением укрощал диких зверей и двигал камни [2.c 143].

По поводу происхождения  искусства существует большое количество теорий. Но практически все они  видят его корни в различных  сторонах жизни и деятельности первобытного общества. Одни теоретики выводят  искусство из трудовой деятельности, потребности которой вызвали  к жизни ритуальные танцы и  другие действа, где моделировались, имитировались реальные практические занятия людей. Другие считают, что  в основе первобытного искусства  лежит игра как один из факторов развития культуры в целом. Есть религиозные  теории, в которых утверждается, что искусство возникло по воле богов  и представляет собой ее проявление. Аристотель связывал появление искусства с подражанием природе. Некоторые культурологи и искусствоведы предполагают причину возникновения искусства в особом умении художника «предчувствовать», «вчувствоваться» в сущность вещей и передавать ее в своем творчестве. Но все теории отмечают, что искусство - это особый мир, порожденный человеческим духом, особую сферу человеческой деятельности. И если мораль - всепроникающее явление, без которого невозможна никакая форма человеческой жизни и деятельности, то искусство воссоздает в своих произведениях всю Вселенную человека; все стороны, которые желанны или нежелательны для него, формы его поведения. Оно несет в себе огромный мир фантазии и вымысла, с одной стороны, и выступает как Истина, Добро и Красота - с другой. [5 Internet].

 

Цель  работы – рассмотреть искусство как феномен культуры.

Задачи  исследования:

1.Охарактеризовать понятия  « искусство», «культура».

2.Расмотреть искусство  в системе культуры.

Объект  исследования – история искусство и культуры.

Предмет исследования - искусство как феномен культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ  « ИСКУСТВО», « КУЛЬТУРА»

 

Как бы хотелось начать главу  с четкого, стройного определения  того предмета, о котором пойдет речь. Это, конечно, возможно; достаточно открыть любой словарь – и  перед нами такое определение:

 «Искусство – форма  культуры, связанная со способностью  субъекта к эстетическому освоению  жизненного мира, его воспроизведению  в образно-символическом ключе  при опоре на ресурсы творческого воображения» [3.с 274].

 Но можно ли сказать,  что этого определения достаточно, чтобы представить все многообразие  смыслов, содержащихся в искусстве,  чтобы уловить неповторимую специфику  этого явления… Безусловно, ответ  будет отрицательным. Никакое  определение не сможет всех  удовлетворить, в принципе, так  как каждый человек имеет собственное  представление об искусстве, его  ценности и назначении. Любая  попытка рассказать о том, что  есть искусство, будет выражением  предельно субъективной точки  зрения. И в этом одно из  самых существенных отличий искусства  от других феноменов культуры. Искусство, несмотря на кажущуюся  неопределенность и субъективность  восприятия, однажды вошло в жизнь  человека и уже не покидает  его. Из века в век, несмотря  на возрастающий прагматизм человека, все еще волнует бескорыстная красота живописи или музыки [4 Internet].

Специфика культурологического  анализа искусства - в выяснении  его социокультурных смыслов, его  типологии и динамики, а также  в исследовании искусства как  части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры [4 Internet].

Общение с искусством –  один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития. Обладая  во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа [5 Internet].

Выделяются различные  определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим  подходам в понимании этого явления.

Во-первых, искусство –  это специфический вид духовного  отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи  искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности  человека творчески преобразовывать  окружающий мир и самого себя по законам красоты».

Во-вторых, искусство –  это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Безусловно, разделение ценностей  на материальные и духовные и отнесение  произведений искусства к духовным ценностям носит условный характер, поскольку в реальной жизни этого  разделения не существует, ведь все  произведения искусства, тяготея к  духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными, иногда имеющими непосредственное практическое значение [2.c 144].

В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии), в искусстве проявляются творческие способности человека. Художественное творчество предполагает осознанную и  целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к  техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма  формальных приемов, содержанию же отводится  лишь роль мотивировки. Реализация характерного для искусства художественного  способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.

В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности  человека (проблема художника-творца). Искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение. «Наслаждение от художественных произведений – закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений.

В-пятых, искусство – особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом. Искусство может рассматриваться  как процесс освоения человеком  художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства) [2.c 144].

Искусство можно рассматривать  как некий информационный код, благодаря  которому передается особого рода информация от одного поколения к другому. Искусство позволяет человеку переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства [5 Internet].

Итак, искусство многогранно, это душа человека.

Если попытаться лаконично  определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох [5 Internet].

Что такое культура? Ответ  на этот вопрос на первый взгляд кажется  совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения  в обществе. Действительно, наличие  правил поведения и выполнение их отличает человеческое общество от животного мира, а человека — от братьев наших меньших. Нет культуры без норм и правил поведения. Человеку о многом приходится заботиться: о внешнем виде и манерах, о выражении лица и жестах, об интонациях и содержании речей. По его поведению в обществе можно судить о том, в какой мере он овладел культурой и даже о степени его свободы. И все-таки культура не сводится к одним правилам поведения. Если вдуматься в их значение, станет ясно, что они — не цель культуры, а лишь одна из форм ее проявления. Еще в XVIII веке философ И. Кант считал, что самым страшным человеком является тот, кто, соблюдая внешние правила приличия, в глубине души остается злодеем [1.c 7].

Понятие "культура” относится  к числу фундаментальных в  современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело  бы такое множество смысловых  оттенков. Объясняется это прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого  бытия. В той мере, в какой неисчерпаем  и разнолик человек, многогранна  и сама культура.

В научной литературе встречается  множество определений понятия  культура. Иногда высказывается мнение, что найти полноценное определение, вбирающее все аспекты этого  разностороннего понятия, невозможно. Это мнение отчасти подтверждено тем фактом, что в книге американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона "Культура. Критический  обзор концепций и определений” приведено более 150 определений культуры. Книга вышла в свет в 1952 году, и  вполне понятно, что в настоящее  время существует гораздо большее  число определений. Российский исследователь  Л.Е. Кертман насчитывает  их более 400. Однако американские авторы наглядно показали, что все определения  можно разделить на группы в зависимости  от аспекта, на который делается акцент. Они выделяют пять основных групп, к  одной из которых можно отнести  практически любое из имеющихся  определений:

1. Культура как особая  сфера деятельности, связанная с  мышлением, художественной культурой,  нормами этики и этикета.

2. Культура как показатель  общего уровня развития общества.

3. Культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил.

4. Культура как система  ценностей и представлений того  или иного класса.

5. Культура как духовное  измерение всякой сознательной деятельности [6 Internet].

Систематизация, приведенная  выше, дает комплексное представление  о том, какой смысл придается  сейчас понятию культура.  В наиболее обобщённом значении культура - совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная  система, вбирающая в себя разнообразные  аспекты человеческой деятельности.

Слово "культура” латинского происхождения. Его употребляли  в трактатах и письмах поэты  и ученые Древнего Рима. Первоначально  оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Например, римский  государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) написал  трактат о земледелии, который  назвал "Агрикультура”. Однако этот трактат посвящен не просто принципам  обработки земли, но и способам ухода  за ней, что предполагает особое душевное отношение к возделываемому объекту. Если его не будет, то не будет и  хорошего ухода, т.е. не будет культуры. Слово "культура” уже в те времена  означало не только обработку, но и  почитание, восхищение, поклонение. Именно этим и объясняется родственность понятий "культура” и "культ”[6 Internet].

В эпоху средневековья  слово "культура” употреблялось  крайне редко, уступив место слову "культ”. Объектом поклонения стали  прежде всего христианские, религиозные  идеалы. Наряду с этим, весьма существенную роль играл и характерный для  рыцарства культ доблести, чести  и достоинства. В эпоху Возрождения  происходит возврат к античному  пониманию слова "культура”. Под  ним стали подразумевать гармоничность  развития человека и активное проявление присущего ему деятельного, творческого  начала. Но, тем не менее, самостоятельное  значение слово "культура” приобрело лишь в конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура противопоставлялась Пуфендорфом природному или естественному состоянию человека. Культура понималась как противостояние человеческой  деятельности дикой стихии природы. В дальнейшем это понятие употребляется все чаще для обозначения уровня человеческой просвещенности, образованности, воспитанности [6 Internet].

Изменение отношения к  пониманию культуры было связано  с изменением условий жизни человека, с переоценкой им значимости результатов  собственного труда. Ремесло становится лидирующим видом человеческой деятельности, что и даёт человеку право ощутить  себя носителем культуры. Город превращается в доминанту жизненного пространства, а города-полисы еще в античности понимались как пространство обитания культуры.

Информация о работе Икутсво