Зимние забавы старинных сел бондарского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 06:29, монография

Краткое описание

Большинство массовых развлечений, игр, забав сельской провинции Тамбовского края сохранились в виде эпизодов, некогда бытовавшей обрядово-праздничной культуры. Культура досуга сельских обывателей умело совмещала в себе праздник и практичность, в ней гармонично сосуществовали опыт, мудрость прошлого и образ жизни людей. Каждой игре был присущ свой характер, возрастной и половой цензор, время, пространство и по необходимости текст.

Вложенные файлы: 1 файл

Игры (Автосохраненный).doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Традиционные  игры и развлечения жителей 

старинных сел Бондарского района Тамбовской области

(зимний календарный  цикл)

 

Большинство массовых развлечений, игр, забав сельской провинции Тамбовского края сохранились в виде эпизодов, некогда бытовавшей обрядово-праздничной культуры. Культура досуга сельских обывателей умело совмещала в себе праздник и практичность, в ней гармонично сосуществовали опыт, мудрость прошлого и образ жизни людей. Каждой игре был присущ свой характер, возрастной и половой цензор, время, пространство и по необходимости текст. Особенно устойчивыми к процессу эволюции досуга оставались зимние забавы, это любимое и веселое времяпровождение сельских обывателей старинных сел Бондарского района процветало почти до конца XX века. Зимние игры отличались своей драматизацией и динамичностью, в них охотно принимали участие и взрослые, и дети – это колядки, гадания, кулачки и др., некоторые из них сопровождались словестно-музыкальным текстом.

Наиболее популярными в зимнее время года оставались «славления Христа» на Рождество, право участвовать в «славлении» длительное время оставалось исключительно за мальчиками. Традиционно, «славление Христа» заключалось в обходе домов с исполнением рождественского тропаря.

«Рождество  твое, Христе Боже наш,                                                                                                  Возсия мирови свет разума,                                                                                                            В нем бо звездам служащии, звездою учахуся,                                                            Тебе кланятися, солнцу правды                                                                                                            И Тебе ведети с высоты востока;                                                                                        Господи слава Тебе.                                                                                                                          Дева днесь Пресущественнаго раждает,                                                                                 И земля вертеп Неприступному приносит,                                                                            Ангели с пастырьми славословят,                                                                                                                                                                           Ангели со звездою путешествуют.                                                                                               Наш Бог ради радися                                                                                                Отрача Младо Превечный Бог.                                                                                                           С празникам!»

 Позже, где  – то во второй половине 20 столетия, в обходе дворов на Рождество уже участвовали дети обоего пола. К этому периоду появились новые тексты, представляющие собой небольшие песенки-стихи духовного благожелательного содержания. Например:

«Ангел  с небушка спустился

И сказал:ʺХристос родилсяʺ,

Мы пришли Христа прославить

И вас с праздничком поздравить!»

(Рукояткина  Евдокия Григорьевна, 1927г.р., с. Вередеревщина)

Стих в некоторых случаях имел свое продолжение: «Старый старичок, открывай сундучок, доставай пятачок. С праздником!»

Другой стих включал персонаж ветхозаветного писания – Деву Марию:

«Шла  Мать Мария вдоль синего моря, плакала, рыдала,

  Иисуса Христа искала. Навстречу ей дети:

ʺДети, вы дети, куда идете?ʺ

ʺХриста славить, хозяина с хозяюшкой

С праздником поздравить…ʺ

В селе Вердеревщина бытовал коротенький стих, исполняемый на Рождество:

«Хлопчик, хлопчик, сел на снопчик,

В дудочку  играет – Христа забавляет,

Старый  старичок - открывай сундучок,

Доставай  пятачок…»

 «Славильщики» совершали обход дворов далеко до рассвета. Первым, кто войдет в дом стелили шубу и ставили на коленочки прямо на пороге – «штобы наседачка садилась и цыплятачек многа вывадила…» - так вспоминала Кобзева Анна Александровна (с. Пахотный Угол). Обряд был распространен во многих здешних селах, разве что имел небольшие различия, к примеру, в с. Вердеревщина – дети садились на полушубок, их накрывали покрывалом и заставляли квохтать…

Хозяева награждали посетителей  мелкими деньгами.

Обходы дворов продолжались при встрече Нового года по старому стилю, но уже в вечернее время, причем в наших селах по воспоминаниям жительницы с. Вердеревщина - Клавдии Сергеевны Соломатиной (Коробовой, 1925г.р.), колядовали только девочки, которые собирались корагодами (небольшими группами по 5-8 человек). Обязательным условием колядок было ряженье – участники курагода обмазывали лицо сажей, древесным углем, облачались в вывернутые тулупы, одевали длинные цветастые юбки и с веселыми песнями-колядками обходили дворы - поздравляли хозяев с Новым годом. Неотъемлемым атрибутом колядующих была холщевая сумка, в которую они складывали подарки – пироги, пышки, блины и др., приготовленные гостеприимными хозяевами. Со временем половозрастные границы обряда стали размыты, к колядкам приобщились все желающие, что превратило их в апофеоз зимних праздников.

Необходимо  отметить, что в каждом селе существовала своя песня-колядка. В основном пели - «Овсень – Коляда, подай пирога…», при этом «посевали в домах» зерном, приговаривая: «Сею, сею, посеваю, С Новым годом поздравляю…». Вот некоторые тексты, зафиксированные по словам жителей наших деревень.

 В с. Пахотный  Угол (записано со слов Кобзевой Анны Александровны, 1935г.р.) пели:

«Овсень, Овсень, мы ходили по всем,

По  маленьким, по стареньким,

По  сугробам, по снегам, по веселым вечерам,

Мы  ходили, мы искали дядь Мишин двор

У дядь Мишина двора стоят три терема,

В первом тереме – его женушка «красно  солнышко»,

В другом терему – его детушки «краснозвездушки»,

А во третьем терему сам дадь Саша-господин,

Сидит на скамеечке, считает копеечки,

Кто не даст пышку – свинью за лодыжку,

Кто не даст пирога – уведу корову за рога…

С праздником!!!»

Подобное лексико-символическое  значение встречается в тексте, записанном со слов жительницы с. Вердеревщина – Соломатиной (Коробовой) Клавдии Сергеевны (1925 г.р.):

«Авсень, Авсень,

Мы  ходили по всем

Мы  ходили, мы искали дядь Колин двор,

Мы  его нашли середи Москвы,

А он отынен – серебром окачен,

Его детушки – яснозвездушки,

У его  двора - стоит дров костер,

Ему сына женить, сноху приводить,

Чернобровую, черноглазую…

С Новым годом, хозяева!»

В с. Кривополянье по словам Селянской (Поляковой) Марии Дмитриевны, 1940г.р., ряженые исполняли песню-колядку следующего содержания:

«Овсень, Овсень, подавай со всем,

С кишочкими, с блиночкими,

Кто не даст пирога - то корову за рога,

Кто не даст пышку – свинью за лодыжку…»

В селе Вердеревщино вспоминала Кошелева (Ситина) Раиса Захаровна,(1932г.р.) пели:

«Овсень - Коляда, подай пирога,

Не  подашь пирога - мы корову за рога,

Не  подашь пышку – свинью за лодыжку,

Не  подашь огурец – разломаем весь крылец…»

За последние десятилетия  возникло огромное количество вариантов песенок-колядок, вот некоторые из них:

Авсень, Коляда, подай пирога,

Не подашь пирога – мы корову за рога,

Не подашь пышку  – свинью за лодыжку,

Не подашь десятку  – унесем бабку,

Не подашь хлеба  – унесем деда,

Не подашь огурец – разломаем весь крылец!

 

Авсень, Авсень, авсень – перепелка,

По полю летала – пшенку собирала,

Ехали цыгане с  тремя кобелями,

Один  кобель-рыщет, другой кобель-свищет, третий кобель-не нашел,

Он  заплакал и ушел…

 

Авсень, Авсень, завтра новый день,

Не  дадите пирога – мы корову за рога,

Не  дадите пышку – свинью за лодыжку,

Не  дадите хлеба – стащим с печки  деда,

Не  дадите лапку – стащим с печки бабку,

Ой, мороз, мороз, мороз,

Не  вели долго стоять, вели денег подавать,

Доставай  сундучок – вынимай пяточек,

Пятачка – мало, давай кусок сала,

Куска сала – мало,

Открывай  банку – доставай баранку.

 

Авсень, Авсень, мы ходили по всем,

Мы  нашли ваш дом – серебром обведен,

Не  дадите пирога – уведем корову за рога,

Не  дадите блин – закроем вас на клин,

Не  дадите тыщу – унесем всю пищу,

Не  дадите хлеба – унесем и деда,

Не  дадите ножку – разобьем окошко.

 

Зимнее время  было богато на забавы, ватаги детей собирались, чтобы поиграть в снежки, слепить снежные крепости, устроить в сугробах лазы или просто покататься с горы. Катания с горы были особенно веселыми и шумными, каких только приспособлений для скатывания не придумывал этот веселый народ. Традиционные технологии сельской детворы можно сравнить разве что с современным сноубордом. Сельская детвора приспосабливала обычную кошелку к легкому скольжению по заснеженному склону – дно обмазывали жидким навозом, затем обливали водой до получения зеркальной поверхности – индивидуальные плетеные «сани» служили прекрасным средством передвижения с горы. Некоторые ребятишки умудрялись стащить из сеней колоду, в которой рубили капусту, она с успехом заменяла большие сани, ведь в нее помещалось сразу по 3-4 человека. А вот затаскивать колоду на гору было делом нелегким: «десять человек пруть», наверху после потасовки в колоду забирались самые прыткие и съезжали с горы.

Взрослые мужчины  и юноши не оставались безучастными к зимним развлечениям, их игры явно указывают на испытания мужества, силы и стойкости – это кулачки. В некоторых селах кулачки начинались с Крещенья, так в с. Кривополянье вся мужская половина развлекалась кулачными боями с мужиками из соседней деревни. Все участники боя собирались в середине села «…отсюдова наши, а другие с Ряски, с другой деревни… вот и гнали...кто-кого…» - вспоминала Прасковья Семеновна, если кривополянские терпели поражение, бежали за помощью к Василию (это дед мужа Прасковьи Семеновны), а был ещё прадед - Моисей) и как рассказывал ей дед Василий, оба были здоровые и всегда держали верх в кулачках.

В с. Вердеревщина массовые «кулачки» начинались на масленой неделе и продолжались с четверга до воскресения. Кошелева Раиса Захаровна рассказывала, что её дядя был очень сильный, но после «кулачек» даже не мог сам есть, потому что руки не поднимались и его приходилось кормить. Кулачные бои обычно устраивались в поле «село на село», собирались со всей округи парни, мужики - бились руками, толкали друг друга грудью, плечами. Но всему была мера и соблюдалось строгое правило – кто упал, того больше не били. Между мужчинами с. Вердеревщина  устраивались занятные состязания на пальцах – двое мужчин перекрещивали между собой средние пальцы и тянули до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит палец. Одного из таких силачей, который выиграл не одно состязание, даже прозвали «Крючок».

Если  мужская половина испытывала себя в  силовых состязаниях, то женская  половина начиная с Рождества до Крещения активно гадали «на женихов». Обычно в гаданиях принимали участие девушки, как правило, это происходило поздно вечером или ночью. В селе Вердеревщина – бросали валенок через крышу или забор, гадали перед зеркалом, «сливали воск».  Вот описание одного святочного гадания, при котором можно узнать имя суженого – «…ва двор вынасили стол, пасиридине ставили кашу и по разные стораны стала клали  деревянные ложки, выхадили  в адной нижней рубахе, садились за стол и го(ы)варили…» - «Суженый ты мой, ряженый, приди ко мне наряженный, ужинать». После этого, кто первый из мужчин войдет в дом, тем именем будет нарекаться суженый. (Рукояткина Е.Г.) В Кривополянье старики стращали молодежь и запрещали гадать на воске, пугая их бесовской печатью, поэтому девушки ограничивались в гаданиях на колодцах – замыкали его ключом, а кто первый откроет, тот и будет суженым. Гадали также на зеркалах – «глядели какой жаних пойдёть, потом пуляли через двор валенки, а у нас ребята подглядели и валенки утащили и мы  остались в одной..»(Прасковья Семеновна, с. Кривополянье).

С наступлением весны ватаги ребятишек собирались на холмах, где уже виднелись проталинки – зажигали колеса, затем зацепив за проволоку разматывали их и запускали – чье дальше улетит. Играли в чижика, лапту, салки.

На «Сороки» пекли постное обрядовое печенье по форме напоминающее птиц – «жаворонки» и раздавали детям, в одно из них запекали денежку. Существовало поверье - кому из детей достанется денежка - тот будет богатым. В селе Вердеревщина дети, подняв высоко жаворонка вверх несли его к деревьям  и подвешивали за веревочки на ветви, при этом пели заклички:

(Кошелева (Ситина) Раиса Захаровна,1932г.р., с. Вердеревщина  Записано Овчинниковой Н.В., апрель 2012г.)

Информация о работе Зимние забавы старинных сел бондарского района