Зарождения и развития театра в Марийском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского театрального искусства.
Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893-1971) "Закон шумлык" (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899-1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891-1937).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана……………………
Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева……
Академический русский театр драмы имени Г. Константинова……………….
Театр юного зрителя………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….……19
Приложения…………………………………………………………………...…20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия устно.docx

— 1.89 Мб (Скачать файл)

МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Зарождения и развития театра в Марийском крае

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

ученица 9 «в» класса

Мушкина Инесса

учитель Курочкина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

п. Мари–Турек

 

2013г.

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…..3Марийский национальный театр драмы имени М.Шкетана……………………

Марийский государственный театр  оперы и балета имени Эрика  Сапаева……

Академический русский театр драмы  имени Г. Константинова……………….

Театр юного зрителя………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….……19

Приложения…………………………………………………………………...…20

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марийский национальный театр  драмы имени М.Шкетана

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением  наследия устно-поэтического народного  творчества (сказок, песен, преданий, бытовых, календарных и трудовых обрядов  и народных игр и т.д.), а также  традиций русского театрального искусства. 

Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра народа мари спектакля по пьесе  Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893-1971) "Закон шумлык" (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899-1981) и И.П. Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891-1937).

История марийского театра как вида профессионального искусства  делится на два периода: любительский период, связанный с деятельностью  Передвижного марийского театра (1919 - 1929) и профессиональный, который начался  в октябре 1929 г. и продолжается по настоящее время. 23 октября 1929 г. состоялся  первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства, художественным руководителем  ее был режиссер Наум Календр. 15 человек, получив квалификацию профессиональных актеров, составили костяк созданного в октябре 1929 г. Марийского государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских актеров следует отметить А.Страусову, Г.Пушкина, А.Филиппову, В.Якшова, П.Смирнову, П.Тойдемара, а также А.Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером-профессионалом из мари.

Ярким вехами истории театра стали спектакли Н.Календера по пьесам С.Г.Чавайна "Мÿкш отар" (Пасека, 1928) и "Илыше вÿд" (Живая вода, 1929). Летом 1930 г. этими спектаклями Маргостеатр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и был удостоен Дипломом I степени.

Начало 30-х годов для  театра стало временным отступлением к любительскому уровню: ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие актеры, сказывались и финансовые трудности. 

В 1934 г. Маргостеатр возглавил режиссер Н.Д. Станиславский (1905 - 1970). Для творческого сплочения опытный режиссер-профессионал выбрал драму А.Островского "Гроза", ее перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Этот спектакль стал первым серьезным опытом освоения русской драматургической классики. Тесная творческая дружба связывала Н.Станиславского и С.Чавайна. В 1935 г. свет рампы увидела народно-героическая драма "Акпатыр", а годом позже - первый национальный водевиль "Окса тул" (Блеск монет).

Во время работы в Марийском  театре режиссера Н.Станиславского всесторонне раскрылся талант таких актерев, как А.Филиппова, В.Якшов, Г.Пушкин, Ф.Лебедев и других, нашли свое место в театре недавние выпускники Марийского областного техникума искусств Н.Конакова, И.Якаев, А.Тихонова др., сформировался интересный творческий коллектив.Сезон 1936-1937 гг. открылся под руководством выпускника режиссерского отделения ГИТИСа Алексея Маюк-Егорова. Режиссер проработал в Маргостеатре 2 года. Наиболее интересной и самобытной из его работ стала постановка музыкальной комедии С.Николваева "Салика" (1938). Пьеса вошла в золотой фонд национальной драматургии, ее сценическая жизнь продолжается седьмое десятилетие. Яркая и короткая творческая жизнь А.Маюк-Егорова оборвалась в период культа личности Сталина. Тогда же трагически оборвались жизни талантливых деятелей театра Йывана Кырли, А.Филиппова, В.Якшова, П.Карпова, П.Мусаевой, А.Ложкина, А.Мамуткина, З.Белкина, А.Янаева и др., обвиненных в причастности к националистической контрреволюционной организации. В 1956 г. все они были реабилитированы за отсутствием состава преступления.

В 1938 г., когда марийский  театр переживал серьезные организационные  и творческие трудности, режиссером в него пришел Г.И. Крыжицкий. В конце 30-х - начале 40-х годов театр стал активно работать над мировой драматургической классикой. Участие в спектаклях по пьесам Ф.Шиллера, К.Гольдони, Мольера стало для марийских актеров шагом вперед по пути творческого роста. В 1940 г. спектаклем "Мещане" Г.Крыжицкий впервые познакомил марийских зрителей с драматургией М.Горького. В эти годы в число ведущих актеров выдвинулись Н.Конакова, А.Тихонова, Ф.Лебедев, И.Якаев, Т.Григорьев, П.Смирнова и др.

В 1939 г. марийский театр  отмечал 20-летие своей творческой деятельности. Огромную роль в становлении  его на прочную профессиональную основу сыграли режиссеры Н.Календер, Н.Станиславский, А.Маюк-Егоров, Г.Иосселиани и др. В этом же году Президиум Верховного Совета МАССР учредил почетное звание "Заслуженный артист Марийской АССР". Первым из марийских актеров его был удостоен Иван Якаев.

Сороковые годы в истории  национального театра были сложным  противоречивым периодом. Летом 1940 г. в  театр вернулся режиссер Н.Станиславский. Коллектив увлеченно взялся за постановку пьес С.Николаева "У саска" (Новые плоды, 1941) и "Лейтенант Огнев" (1941), поднимавших вопросы современности. Однако начавшаяся война перечеркнула все планы.

В годы Великой Отечественной  войны деятельность Маргостеатра была полностью подчинена требованиям военного времени. Репертуар в основном составляли пьесы С.Н. Николаева (1908 - 1993). Главной чертой спектаклей этих лет была их патриотическая направленность и идейно-мобилизующий пафос. В 1943 г. началась творческая деятельность драматурга, художника и композитора Н.М. Арбана (1912 - 1994), с именем которого связан большой период в истории марийского театра.

Уход из театра актеров, частая смена режиссеров, отсутствие новых  марийских пьес - все это сказалось  на деятельности театра военных лет. Серьезную роль в активизации  работы театра сыграли постановки музыкальной  комедии С.Николаева "Салика", осуществленной в 1942 г. режиссером А.Бутузовым, драмы Н.Арбана "Янлык Пасет" (Черный волк, 1944) режиссера Е.Сказина и драмы в стихах И.Смирнова (Плешкова) "Асан и Кансыл", поставленной в 1944 г. С.Савельевым. В годы войны были поставлены две пьесы С.Николаева, посвященные военной тематике: "Шинелян ÿдыр" (Девушка в шинели, 1942, режиссер А.Тимохин) и "Элнет серыште" (На берегу Илети, 1944, режиссер А.Буртузов). 

В годы войны в Маргостеатре сложилась группа актеров, буквально, фанатов национального искусства, безгранично преданных театру. Значительную роль в творческой жизни театра сыграл режиссер С.Савельев, чей труд в годы войны был оценен присвоением почетных званий "Заслуженный деятель искусств Марийской АССР" (1944) и "Заслуженный деятель искусст РСФСР" (1946). Признанными мастерами сцены стали Н.Конакова, И.Якаев, П.Смирнова, А.Тихонова, Т.Григорьев, А.Страусова, творчески выросли И.Россыгин, М.Михайлова, Е.Сошникова, Л.Булычева, Д.Никифорова, П.Белопасов и др. В тяжелое время они сохранили марийский театр как очаг национальной культуры.

В первые послевоенные годы спектакли в марийском театре преимущественно ставили режиссеры  русского драмтеатра. Некоторые из них оставили заметной след в истории  марийского театра. Так, режиссер А.Б. Велижев поставил спектакль по роману А.Фадеева "Молодая гвардия" (Рвезе гвардий, 1947), ставший для марийского театра этапным. В его постановке увидели свет рампы пьесы С.Николаева "Шочмо кече" (День рождения, 1947) и "Айвика" (1948).

В 1948 г. постановлением Совета Министров МАССР Марийскому государственному драматическому театру было присвоено  имя М.Шкетана.

В конце 40-х - начале 50-х годов  в репертуаре марийского театра рядом  с именами плодотворно пишущих  драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые имена - Арсий Волков (Волков А.А. 1923 - 1994) и Ялмарий Йыван (Казанцев И.И. 1920 - ).

Начало творческой деятельности А.Волкова связано с режиссером Н.И. Леготиным (1906 - ), поставившего первую пьесу драматурга: комедию "Шочмо ялыште" (В родном селе, 1949) и драму "Ксения" (I редакция, 1950, II - 1952). В начале 50-х годов эта пьеса шла во многих театрах страны, в том числе и в Московском театре им. М.Ермоловой (1952, режиссер А.Гончаров).

В 1950 году главным режиссером Марийского государственного объединенного  драматического театра имени М.Шкетана стал Е.Г.Амантов (1889 - 1956). Выяснив, что способные и трудолюбивые актеры марийской труппы нуждаются в систематической педагогической подготовке, режиссер обратился к классической драматургии как к действенному средству совершенствования профессионального мастерства. В поставленных им спектаклях "Пычкемыш лоҥгаште" (Власть тьмы, 1950), "Ромео и Джульетта" (1951), "Ревизор" (1952, совместно с Н.Леготиным) раскрылись новые грани дарования С.Кузьминых, А.Тихоновой, М.Михайловой, Г.Пушкина, И.Якаева, Т.Григорьева, Л.Булычевой, М.Сапожниковой, В.Бурлакова, В.Мазиковой и др.

 
 В 1953 г. главным режиссером Марийского объединенного драмтеатра стал И.С. Бабенко, пробывший на этом посту  до 1955 г. В этот период в репертуаре театра преобладали пьесы марийских  драматургов. С успехом, например, шли  комедия "У муро" (Новая песня, 1953) и драма "Янлык Пасет" (Черный волк, 1954) Н.Арбана. Тесное творческое сотрудничество связывало режиссера И.Бабенко и драматурга И.Ялмария, результатом его стали спектакли "Поро эр" (Доброе утро, 1954) и "Пиалым арален моштыман" (Счастье надо беречь, 1956).

В 1954 г. национальная труппа театра пополнилась выпускниками марийской  студии Ленинградского театрального института  им. А.Н.Островского, среди которых были такие яркие творческие личности, как И.Матвеев, С.Кириллова, Р.Руссина, К.Коршунов, В.Мазикова, В.Зернов, З.Матвеева, Д.Отмахов и др.С целью сплочения в единый творческий ансамбль актеров разных поколений и разной профессиональной подготовки режиссер И.Бабенко обратился к постановке трагедии Ф.Шиллера "Коварство и любовь" (Йöратымаш да осал чоялык, 1955). Символично, что роль Фердинанда в нем исполнил С.Кузьминых, а Луизы - С.Кириллова.

Ставший в 1955 г. главным режиссером театра М.М.Толчинский продолжил политику творческого сплочения и сближения актеров разных поколений.

В это же время произошло  разделение Объединенного драматического театра на Марийский государственный  театр им. М.Шкетана и Республиканский русский драматический театр Марийской АССР. Во главе каждого из них встал свой главный режиссер.

Осенью 1956 г. Маргостеатр им. М.Шкетана возглавил выпускник режиссерского факультета ГИТИСа С.И.Иванов (род. в 1930 г.), проработавший в этой должности до 1974 г.

В 1956 г. был посмертно реабилитирован классик марийской литературы С.Г.Чавайн (1889-1937). Возвращение  на сцену его пьес "Мÿкш отар" (Пасека, 1956), "Акпатыр" (1956), "Марий рото" (Марийская рота, 1957) стало этапным явлением в истории Маргостеатра и в творческой биографии С.Иванова, готовилось оно как праздник всей общественности республики. Режиссер стремился дать новое прочтение пьесам классика, органично сочетавшим в себе фольклорный материал с реалистическим изображением эпохи. В спектаклях имела место определенная зрелищная и декорационная пышность, свойственная советскому театру 1950-х годов в целом. В творческой биографии таких актеров как Р.Руссина (Клавий), К.Коршунов (Мичи), И.Россыгин (Oрoзай), И.Матвеев (Акпатыр), И.Якаев (Пекеш Сави), В.Мазикова (Эвика) и др. заметной вехой стали роли, сыгранные в пьесах С.Чавайна.

В репертуарной политике С.Иванова достойное место отводилось и переводным пьесам. Интересными, актерски и режиссерски творческими стали спектакли "Пиалдыме" (Бесталанная, 1958), "Чынжымак айдеме" (Повесть о настоящем человеке, 1959), "Вувер ÿдыр" (А.Кицберг "Оборотень, 1969) и др. Дипломами и почетными грамотами всесоюзных и всероссийских театральных и драматургических фестивалей были отмечены спектакли С.Иванова "Егор Булычев и другие" (М.Горький, 1968), "Вургыжшо шÿм" (А.Рахманов "Беспокойная старость, 1970), "Йомдарыме пиал" (И.Шаркади "Потерянный рай, 1971).

В 60-е годы произошло заметное оживление в национальной драматургии. На позиции ведущего драматурга выдвинулся А.Волков. Народность его комедий, музыкальность и лиризм снискали автору любовь зрителей. Спектакли по его пьесам не сходили с репертуара театра до 90-х годов: "Илыш йолташ" (Подруга жизни, 1961), "Каче-влак" (Женихи, 1966), "Посана" (Соперники, 1973), "Кунам ломбо пеледеш" (Когда зацветает черемуха, 1967), "Йорга вате" (Игривая, 1980), "Пиалан шÿдыр" (Счастливая звезда, 1983), "Оръеҥ мелна" (Свадебные блины, 1962 и 1991).

В бытность С.Иванова главным режиссером Маргостеатр им. М.Шкетана не пропустил ни одного более или менее значимого произведения национальной драматургии. При нем свет рампы увидели первые пьесы П.Эсенея "Арва шеҥгек йога" (Летит в сторону, 1961), М.Рыбакова "Кок эрге" (Два брата, 1960), К.Коршунова "Илыш корнышто" (На жизненном пути, 1960), А.Асаева "Товатлыме куэ" (Клятвенная береза, 1967), В.Горохова "Канде кайык" (Синяя птица, 1971).

В 1965 г. труппа Маргостеатра пополнилась выпускниками марийской студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского, что также способствовало активизации творчества местных авторов. С первых шагов в профессии интересно заявили о себе Г.Иванова, Г.Копцев, Ю.Рязанцев, В.Горохов, А.Андрианов, В.Саввина, А.Орлов, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова.

Информация о работе Зарождения и развития театра в Марийском крае