Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть смысл женской личности с экзистенциалистской точки зрения французской писательницы и философа Симоны де Бовуар в произведении «Второй пол».
Задачи: 1) понять причины женских движений
2) почему возникла аксиома “анатомия это судьба”

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности женского движения
1.1 развитие женской личности с точки зрения исторического и социокультурного аспекта…………………………………………….5
1.2 феномен женских движений в Европе…………………………..12

Глава 2. Роль Симоны де Бовуар в изменении статуса женщины в европейской культуре
2.1 биография Симоны де Бовуар……………………………………15
2.2 ее точка зрения на место женщины в культуре…………………20
2.3 структура и содержание произведения Симоны де Бовуар
«Второй пол»..........................................................................................22

Заключение …………………………………………………………...25

Список литературных источников………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Семерниной Инны 1ый курс.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

    Общие социально-политические условия послевоенного времени не способствовали развитию феминизма (нехватка мужского населения, усталость от социальных потрясений, возобновление культа семейного очага), который ожил как теория и как политическое движение лишь к началу 1960-х (т.наз. «вторая волна феминизма»). Родоначальница и крупнейший теоретик феминизма «второй волны» – французский философ-экзистенциалист, автор книги Второй пол (1949) Симона де Бовуар – не считала себя феминисткой. Но именно она рассеяла догму о естественности сексуального разделения труда, поставила проблему историчности существующего стереотипа, соотносящего «природное» (женское) с «культурным» (мужским), показав, что эта проблема не взаимодополнения (природного – культурным, женского – мужским), но иерархии и власти (мужского над женским). Конфликт между способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта (права, политики, чужой власти) определяет, согласно ее теории, содержание понятия «женская сущность» и особенности «женского удела».

   В начале 60-х пробуждение социального женского самосознания привело к возникновению «второй волны» феминизма. Оно было связано с подъемом леворадикальных движений (студенческой революцией 1968) и формированием новых социальных теорий. Общее требование феминисток «второй волны» – борьба за право не только избирать, но войти самим во властные структуры. Во время подъема «второй волны» различные направления в феминизме окончательно разделились, после чего феминистки поставили вопрос о признании плюральности самого понятия («феминизмы»), которое стало употребляться вместо термина «направления в феминизме». По мнению аналитиков феминистской теории, наименование «феминизмы» созвучно демократическому плюрализму и является вызовом любой тоталитарности, отражая невозможность создания единой для всех женщин теории освобождения, поскольку социально-культурный опыт и статус разных женщин определяется разными факторами (класс, раса, возраст, конфессия, эпоха и проч.)

Феминизмы различаются:

географически

  • американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический

этнически

  • феминизм «белых», «черных» и «цветных»

конфессионально

  • христианский, формирующийся исламский

 по методам и  направленности действий

  • экофеминизм, пафицистский, сепаратистский

по идеологии

  • либеральный, социалистический и марксистский, радикальный

 по принадлежности  к направлениям в философии  и психологии

  • модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический

 по сексуальной  ориентации и индентичности приверженцев 

  • лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизм 3

 

На рубеже 20–21 вв. в США можно  было найти представителей почти  всех течений, в Британии и Австралии  более распространен социалистический феминизм, во Франции – постмодернистский.

Либеральный феминизм

по-прежнему имеет наибольшее число приверженцев. Возрождение его связано с книгой американской феминистки Бетти Фридан Мистика женственности (1963), доказывающей, что современные белые американки среднего класса не обладают равными с мужчинами возможностями реализации прописанных в законах прав. Вскоре после выхода книги в США возникла Национальная Организация Женщин, объединившая за короткий срок более 300 000 членов и провозгласившая своей целью борьбу за создание равных возможностей для самореализации обоих полов, в том числе равных стартовых условий для детей разного пола.

Марксистский  и социалистический феминизм.

Последовательницы классического  марксизма в современном феминистском движении сравнительно немногочисленны. Они по-прежнему лишь «добавляют»  женщину (как ранее К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Бебель и др.) к существующей критике капитализма, считая подавление женщин мужчинами менее важным, чем классовое угнетение.

   В отличие от них, социалистические феминистки (социалфеминистки) – З.Айзенстайн (Капиталистический патриархат и вариант социалистического феминизма, 1979) и, особенно, М.О'Брайен (Политика репродукции, 1981) полагают, что смогли уйти от этой ограниченности

Радикальный феминизм.

Сформировавшийся в 20 в., радикальный феминизм представляет сейчас самое яркое направление  в феминизме. Радикальные феминистки рассматривают женщин как дискриминируемый и эксплуатируемый биологический  «класс», являющийся концептуальной моделью для изучения других форм угнетения»

 

   Для радикалок характерно обсуждение таких сюжетов, как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности – в сексуальной жизни. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний (поэтому радикальные феминистки критикуют законы об абортах, ограничении использования контрацептивов, стрерилизации, указы против однополых, особенно – лесбийских семей как «антиженские»).

 

 

 

 

 

1.2 Феномен женских движений в Европе

 

   Точкой отсчета времени возникновения идей, излагаемых в феминистских работах и реализуемых в практике женского движения, принято считать “Декларацию прав женщины и гражданки” француженки Олимпии де Гуж, датируемую 1792 годом. Но эта первая попытка реализации феминистских идей на практике окончилась весьма печально: возникшие женские организации достаточно быстро запретил Конвент, а их вдохновительница Олимпия де Гуж была казнена. Интересно, что в том же 1792 году в Англии вышла книга Мэри Уолстоукрафт “О подчинении женщины”, а в Германии этой же датой обозначен выход работы Теодора фон Гиппеля “Об улучшении гражданского положения женщин”. Таким образом, уже к концу XVIII века “манифесты” грядущего феминизма были обрисованы в его будущих идейных европейских центрах: Франции, Англии и Германии. Этот “первый феминизм” возник не столько как теория, сколько как движение против социально-экономической дискриминации женщин; и в начале XX века, добившись своих основных целей: получения женщинами в Европе и США избирательных прав, а также роста их профессиональной занятости, – он фактически сошел с исторической арены, что, однако, не означает исчезновения женского движения как такового. В 1888 по инициативе американских феминисток возникла первая международная женская организация - Международный совет женщин. В 1904 была основана международная организация суфражисток - Международный альянс за избирательные права женщин (с 1946 - Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и обязанностей). В ряде стран создавались филантропические, религиозные, националистические и др. женские организации. В 1910 был основан Всемирный союз католических женских организаций. Для всех этих буржуазных женских организации, при всём различии целей, которые они перед собой ставили, характерно утверждение о «надклассовости» женских интересов, направленное на отрыв трудящихся женщин от рабочего движения.

 

   Во время 1-й мировой войны 1914—18 не только буржуазные; но и большинство социал-демократические женские организации стали на шовинистические позиции. Важную роль в объединении социалисток, оставшихся на интернационалистских позициях, сыграла созванная по инициативе большевиков Бернская международная женская социалистическая конференция 1915, хотя конференция и приняла пацифистскую резолюцию, вопреки проекту, предложенному большевиками. В этот же период зарождается международное пацифистское Ж. д. В 1915 в Гааге по инициативе американской общественной деятельницы Джейн Аддамс был основан пацифистский Международный комитет женщин за прочный мир (с 1919 — Международная лига женщин за мир и свободу. Годы войны были отмечены голодными выступлениями женщин воюющих стран. В 1917 начавшаяся по призыву Петроградского комитета большевиков демонстрация работниц Петрограда в день 8 марта (23 февраля по старому стилю) против голода, войны, царизма положила начало массовому движению, дальнейшее развитие которого привело к победе Февральской буржуазно-демократической революции. Женщины-работницы были в рядах активных участников подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции, после победы которой важнейшими задачами Ж. д. в Советской республике стали всемерное содействие строительству социализма, защита социалистического отечества, вовлечение всех женщин в активную политическую и общественную деятельность.

    Международные женские организации участвуют в деятельности ООН. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 Декларации о ликвидации дискриминации женщин было результатом большой предварительной работы, проведённой МДФЖ, Международным советом женщин, Международной федерацией женщин юридических профессий, Международным альянсом женщин — сторонниц равных прав и обязанностей и другими женскими организациями. Некоторым международным женским организациям ООН и её специализированным учреждениям предоставлен консультативный статус различных категорий. Консультативный статус 1-й категории присвоен МДФЖ и Международному совету женщин.

 В 1969 г. при деятельном  участии Б. Фридан была создана  Национальная лига за право  на аборт. Стремясь поощрять  активное участие женщин в  политической жизни и их выдвижение  на руководящие посты, Б. Фридан  в 1971 г. стала одним из инициаторов  организации Национального политического комитета. В 1975 г. она была признана в США "гуманистом года". Идеи Б. Фридан сыграли огромную роль в формировании второй волны феминистского движения в США.

   Книга "Загадка женственности" американской писательницы Бетти Фридан, опубликованная в 1963 году, стала не только логическим продолжением "Второго пола" С. де Бовуар, но и развитием главной идеи этой книги, идеи становления женской личности. "Загадка женственности" представляет собой своеобразное психологическое эссе, воссоздающее коллективный портрет американки пятидесятых - шестидесятых годов ХХ века. Эта книга развеяла миф о благополучии женщин среднего класса, которые ограничили свой мир семьей. 
    В своей работе Б. Фридан описала то, что сначала назвала "проблемой без названия", т.е. реальностью огромного количества американских женщин, которые, имея вполне безбедное и даже благополучное существование (дом, муж, дети, машина, клуб, теннис и т.д.), тем не менее, ощущали себя глубоко несчастными.  
   Это самый настоящий кризис личности - женской идентичности, утверждает Б. Фридан. Причину такого положения и духовной неудовлетворенности женщин писательница видела в том, что они ради семейной гармонии отказываются от собственных желаний под влиянием средств массовой информации, психоаналитиков и педагогов, которые воспитали в американском обществе псевдоромантическое представление о женственности, восходящее к концепциям З. Фрейда.  
    Загадкой женственности автор называет идеологию природного предназначения женщины и старается показать, что это не более, чем социальная мистификация, не имеющая под собой никаких реальных физиологических или психологических оснований. Женственность, с позиции автора,   термин, выдуманный мужчинами, которым прикрываются, чтобы оправдать женское неравенство, включенность женщины из социально-культурной жизни.  
   Согласно концепции Б. Фридан, замыкаясь в семье, женщины искусственно приостанавливаются в своем духовном росте. Кроме того, общество теряет ценный человеческий потенциал. Писательница призывала женщин принять "новый жизненный план": сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью. Б. Фридан заканчивала первую главу словами: "Мы не можем больше не слушать голоса женщин, говорящих: "Я хочу большего, чем муж, дети и дом". Это большее она определила как карьеру - или самореализацию в публичной сфере. "Женщина должна без ложного чувства вины спрашивать: кто я и чего я хочу от этой жизни, - говорит в книге Б. Фридан. - Она не должна чувствовать себя эгоисткой или невротичкой, если у нее есть личные задачи, не связанные с мужем и детьми".  
   В своей работе писательница приводит результаты своих социологических исследований, проведенных в разных штатах Америки, многочисленные исповеди американок, выдержки из женской прессы и доказывает, что реальные женщины сегодня ничего общего с "женственностью" не имеют и очень страдают от этого несоответствия, от комплекса неполноценности, от того, что они "не чувствуют себя женщинами", поскольку не соответствуют стандартам, предъявляемым Голливудом, прессой, литературой и т.п. На основе приведенных исследований Б. Фридан констатирует, что на самом деле женщины не недоросли до "женственности", а давно переросли ее.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Роль Симоны де Бовуар в изменении статуса женщины в европейской культуре

2.1 Биография Симоны де Бовуар

   Симона де Бовуар родилась в начале 1908 года, 9 января, в Париже. Хотя для нее самой началом года впоследствии будет не первый день января, а 1 сентября. Ее отец Жорж де Бовуар был адвокатом, хорошим семьянином, но при этом увлекающимся и азартным человеком. В начале Первой мировой войны он отдал свое состояние под займы царскому правительству России и — потерял его. Мать Симоны, Франсуаза, религиозная и строгая женщина, воспитывала двух своих дочерей так же, как тогда воспитывали детей в состоятельных аристократических семьях. Девочки были отправлены в коллеж Кур Дезир, где основным предметом являлось Священное Писание. (Симоне тогда шел шестой год.) Образование в этом учебном заведении подразумевало формирование из юных учениц благочестивых девушек, убежденных в вере будущих матерей. Впоследствии Симона вспоминала, как, припав к ногам белокурого Бога, она млела от восторга, слезы текли по ее щекам и она попадала в объятия ангелов…

   Но с потерей состояния привычный уклад ее семьи претерпел серьезные изменения. Родители были вынуждены переехать в маленькую квартиру, обходиться без прислуги, вести более скромный образ жизни — оказаться в непривычной среде. А сестры, соответственно, лишились приданого, с ним — и шансов на хорошее замужество. Понимая это, Симона решила во что бы то ни стало овладеть какой-либо профессией, чтобы самой зарабатывать себе на жизнь, и принялась учиться с удвоенной силой, оставаясь при этом набожной барышней, принимающей трижды в неделю причастие. Но однажды в возрасте 14 лет с ней случилось событие, во многом повлиявшее на ее дальнейшую судьбу: по мнению Симоны, ее незаслуженно укорил и обидел словом духовный наставник аббат Мартен. Пока он говорил, «его дурацкая рука давила мне на затылок, заставляла ниже опустить голову, обратить лицо к земле, до самой смерти она будет принуждать меня… ползать по земле», — вспоминала Симона. Этого ощущения ей хватило сполна, чтобы сменить образ жизни, но и в новых обстоятельствах она продолжала думать, что потеря веры — самое большое несчастье. Пребывая в подавленном состоянии, ставя перед собой множество вопросов о сути жизни, Симона пришла к книгам, в которых искала и находила многие ответы, иногда и такие: религия — средство обуздания человека.

   Книги постепенно заполнили духовную пустоту вокруг нее и стали новой религией, которая привела ее на философский факультет Сорбонны. В открытии книжного мира и новых имен в нем: Кокто, Клоделя, Жида и других писателей и поэтов — Симоне во многом помог двоюродный брат Жак… Он же рассказывал ей о жизни ночного Парижа, о развлечениях в барах и ресторанах. А ее богатое воображение тут же интерпретировало его рассказы как приключения, которых ей так не хватало для ощущения все той же полноты жизни. А еще ей хотелось поменьше бывать дома — общение с родителями утомляло дочь, особенно традиционные обеды в кругу родственников и известные ей до мелочей разговоры за такими обедами.

Информация о работе Женская личность в работе Симоны де Бовуар «Второй пол»