Европейская культура нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, сочинение

Краткое описание

Новое время - это период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот, начало которому было положено еще эпохами Ренессанса и Реформации.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейская культура нового времени.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

Светлый образ человека, воспетого в эпоху Возрождения, и эйфорическое поклонение ему сменились  более трезвым и, в общем, более  верным взглядом на него. Он предстал не только во всем своем величии, но и  в ничтожестве - как существо сложное, противоречивое. Мыслители XVII века исходят  не из признания гармонии духовного  и плотского начал, разума и страстей, как это было в ренессансном гуманизме, а из их противопоставления; они  не приемлют идею добродетельности человеческой природы, но стремятся распознать пороки и добродетели, наклонности и  страсти человека. Однако пересмотру, переосмыслению подвергаются не все  черты гуманистического идеала личности. Сохраняется понятие автономной личности, более того, продолжается процесс ее раскрепощения в процессе развития буржуазных рыночных отношений, активизации политической жизни, становления  новой системы правовых ценностей  и норм. Важнейшим качеством человека полагается его разум.

В XVII веке складывается характерное для Нового времени  сознание личности. Индивид становится сам по себе интересен, превращаясь  в предмет наблюдения и психологического анализа. По мысли немецкого философа Романо Гвардини, пробуждается чувство  человечески - исключительного. Если в  средние века человек прежде всего  оставался Божьим творением, призванным исполнять внешнюю волю, то в Новое  время пробуждается ощущение "Я" совсем иного рода. Это "Я" - незаурядное, гениальное - становится критерием  для определения человеческой ценности. Эти перемены вызывают у человека двойственное ощущение. С одной стороны - свобода движений и личной деятельности; появляется самовластный, отважный человек - творец, движимый врожденным разумом, ведомый фортуной (удачей, счастьем), получающий в награду славу, известность. Но, с другой стороны, именно из-за этого  человек теряет объективную точку  опоры, которая в прежнем мире у него была, и возникает чувство  оставленности, просыпается страх.

В историю западноевропейского  искусства XVII век вошел как новая, очень яркая фаза, имеющая совершенно самостоятельное значение, и вместе с тем чрезвычайно важная для  его последующей эволюции. К этому  времени относится расцвет больших  художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность.

В то же время искусство XVII века, как и вся культура этого  времени, характеризуется рядом  общих черт, связанных с новым  миросозерцанием эпохи. Возникает  отчетливое ощущение нерасторжимой  связи человека с этим миром, его  зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его  существования. Происходит отказ от антропоцентризма, характерного для  культуры Возрождения. Не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные и многозначные связи  с человеком становятся предметом  творческого познания и осмысления в литературе и изобразительном  искусстве. Именно поэтому искусство XVII века чрезвычайно расширяет сферу  своих интересов. Особое значение приобретают  такие жанры искусства, как портрет  и пейзаж. Усиление интереса к конкретной личности, ко всем индивидуальным особенностям физического облика и характера  человека приводит к необычайному расцвету портретного искусства, в частности, к развитию психологического портрета.

Пристальное творческое исследование природы приводит к  важнейшим открытиям в передаче пространства, освещении общих закономерностей  ее жизни. В центре исследования находится  не только природная среда существования  человека, но и жизненная и социальная. Широкое распространение получает бытовой жанр (изображение современной  жизни). Не меньшее значение имеет  в это время исторический жанр, в котором изображение действительных событий сочетается с аллегорическими  и мифологическими мотивами. Особую роль в творчестве многих художников играют темы античной истории. Вместе с тем к XVII веку относится формирование новой концепции исторического  жанра как жизненно убедительного  изображения конкретного или  даже современного события. Наконец, именно в это время впервые получают самостоятельное значение такие  специфические жанры, как натюрморт  или изображение животных. Осуществленная в искусстве XVII века разработка разветвленной  системы самостоятельных жанров всецело отвечала дифференцированному  подходу к действительности, который  был характерен для научного метода эпохи.

Искусство XVII века сложно и многообразно. Его нельзя определить одним стилистическим понятием. Даже в рамках одной национальной школы  можно отметить существование различных, порой противоположных тенденций  и течений. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Барокко (итал. barocco-странный, причудливый) было порождением контрреформации  и стало основным направлением в  европейской культуре конца XVI - середины XVII века. Важнейшие задачи, которые  решало искусство барокко, заключались  в прославлении светской и церковной  власти, зримом и максимально выразительном  воплощении религиозных догматов и  представлений. Наиболее значительный вклад в решение этих задач  внесла архитектура.

Но идейное и  общественное содержание барокко было более широким. В искусстве барокко  нашли яркое выражение новые  представления о мире, его изменчивости, сложности, конфликтности. В барокко  на смену ренессансной идее развития общества как поступательного движения к гармонии человека и природы, человека и государства приходит ощущение дисгармоничности окружающей действительности, непостижимого хаоса жизни. Мир  предстает лишенным гармонии и устойчивости. Человек в искусстве барокко  выступает не как центр Вселенной  и мера всех вещей, а как многоплановая  личность со сложным миром переживаний, вовлеченная в круговорот и конфликты  среды.

Информация о работе Европейская культура нового времени