Европейская культура в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы является изучение европейской культуры в эпоху средневековья.
В рамках данной темы, объектом исследования является средневековая Европа, а предметом исследования – культура в эпоху средневековья.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие
задачи:
- дать общую характеристику социокультурной ситуации в Европе средневековья;
- раскрыть предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы;
- привести периодизацию средневековой культуры;
- показать составляющие культуры европейского средневековья;
- рассмотреть народную культуру средневековой западной Европы через героический эпос, фольклор и народную смеховую культуру.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

3
1. Общая характеристика социокультурной ситуации в Европе средневековья ………………………………………………………………...
4
1.1 Предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы ……………………………………………………………………...

4
1.2 Периодизация средневековой культуры ……………………………..

7
2. Составляющие культуры европейского средневековья ………………...

11
2.1 Средневековая культура как синтез античных и варварских начал ……

11
2.2 Христианство как фактор социокультурной интеграции ………………

13
2.3 Ценностный перелом рубежа XII–XIII вв. ……………………………...

16
2.4 Средневековое искусство ……………………………………………….

18
3. Народная культура средневековой западной Европы …………………..

23
3.1 Героический эпос ……………………………………………………...

23
3.2 Фольклор западноевропейских народов ……………………………..

28
3.3 Народная смеховая культура …………………………………………

31
Заключение ……………………………………………………………………

34
Список литературы …………………………………………………………..

35

Вложенные файлы: 1 файл

работа-Европейская культура в эпоху средневековья.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

     Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не подвига во имя прекрасной дамы (как в рыцарской поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных. Фантастические баллады отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его феями, эльфами и другими фантастическими персонажами предстает в этих балладах как реальный, действительный мир. В более поздний период возникают бытовые баллады, отличающиеся большей прозаичностью, преобладанием комического элемента. В балладе часто используются художественные приемы народного творчества. Своеобразен язык баллад - слова конкретные, без пышных метафор и риторических фигур. Особенностью баллад является также их четкий ритм. Крестьянский труд и отдых был связан с песнями - обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными танцами.

     В странах французской и немецкой культуры на ярмарках, в селах часто  выступали жоглеры (потешники) и шпильманы (буквально - игрец) - странствующие поэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли под музыкальный аккомпанемент духовные стихи, народные песни, героические поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко и в замках феодалов, и в монастырях, делая народную культуру достоянием всех слоев средневекового общества. Позже, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильманов стало основой светской рыцарской и городской музыкально-поэтической культуры. 

3.3 Народная смеховая культура 

     В народной культуре западноевропейского  средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с его скептицизмом, вольномыслием и карнавальностью. Празднества карнавального типа возникли в позднем Средневековье.

     Карнавалы, различные смеховые действа на городских  площадях занимали особое место в  народной культуре. Основанные на начале смеха, они противостояли официальным культурным формам и церемониям - церковным и государственным, создавали иной мир, мир вне церкви и государства, мир "наоборот", с иными человеческими отношениями (по словам М.М. Бахтина, "второй мир", "вторую жизнь"). Отличительные черты смеховых обрядово-зрелищных форм - свобода от религиозного догматизма, мистики, нередкая пародия на церковный культ, равенство участников, отмена всех иерархических отношений средневекового общества, сильно развитый игровой элемент - действительно позволяют говорить о них как об иной, "второй жизни". [1]

     Помимо  карнавалов в городах отмечались особые "праздники дураков". Ярмарки  сопровождались разного рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и  дураки - обязательные участники праздников - пародировали различные церемонии "серьезной", официальной жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в обычной жизни народа.

     Особое  место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Знаменитую формулу карнавала дал М.М. Бахтин - "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха". Большие средневековые города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был всенародным праздником, в нем не было разделения на актеров и зрителей. [1]

     Карнавал  временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства всех людей, отменял  все иерархические отношения - все  становились равными. Свободное, фамильярное отношение между участниками, карнавально-площадный стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.

     Смеховые  произведения на латинском и народных языках являлись другим видом народной смеховой культуры. Это была праздничная  литература средневековья, рожденная карнавальным мироощущением. Сохранились многочисленные пародии на церковные сюжеты, церковный культ - пародийные литургии ("Литургия пьяниц" и другие), пародии на псалмы и т.д. В смеховой пародийной литературе на народных языках преобладают светские пародии, возникает пародийный рыцарский роман.

     Последующая эпоха дала крайне поверхностную  и упрощенную оценку средневековой  культуре как "срединной" между  блестящей античной культурой и  собственно Ренессансом, возвратом  к "золотому веку" античности. Историки Возрождения видели в средневековье века тотальной дикости, всеобщего упадка культуры, господства предрассудков. Мрачный образ средневековья как "темных веков", своеобразного "провала" в развитии европейской цивилизации надолго оставался господствующим представлением об этой эпохе.

     Романтизм конца XVIII-XIX вв. дал прямо противоположную  оценку средневековой культуре, создав ее идеальный образ как времени  подлинного торжества благородства, человеческого достоинства, искреннего чувства. Романтический образ средневековой культуры оказался также далек от истины, как и ренессансный. [13]

     Лишь  глубинный кризис европейской культуры XIX-XX вв., выразившийся, прежде всего в кризисе самого человека: в его прагматически ориентированном существовании, ощущении одиночества, покинутости, бессмысленности бытия, заставил по-иному подойти к осмыслению средневековой культуры.

     Безусловно, христианский идеал человека не был  реализован в средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал может  не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основании культуры. Важно другое - о культуре мы судим по тем идеалам, которые она выдвинула и которые сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

     Высоко  оценивая художественные достижения Средневековья  в условиях кризиса современной европейской культуры, мы обращаемся, прежде всего, к духовному опыту средневековья с его глубинно-осмысленным бытием человека, идеей духовного единения людей, доминированием духовного над плотским, материальным, приоритетом внутреннего мира человека.

     Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации  позволяет увидеть достоинства  средневековой культуры по сравнению  с современной, заставляет переосмыслить  важнейшие достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства, идею универсальности человека и многие другие.  

Заключение  

     Искусство каждой эпохи и страны теснейшим  образом связано с историческими  условиями, особенностями и уровнем  развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества.

     В то же время искусство живет и  развивается по своим собственным  законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

     Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого  времени, огромны, однако находки, открытия и достижения далекого прошлого по-прежнему составляют бесценный вклад в  сокровищницу мировой культуры.

     Сейчас  мы внимательнее, чем когда-либо, пытаемся осознать путь, пройденный человечеством. Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В далеких эпохах для нас еще много неясного и таинственного. Но история мировой культуры всему отводит свое место.

     В данной работе мы рассмотрели европейскую культуру в эпоху средневековья. В ходе работы нами изучены предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы, ее периодизация, средневековая культура как синтез античных и варварских начал, христианство как фактор социокультурной интеграции, ценностный перелом рубежа XII–XIII вв., средневековое искусство, героический эпос, фольклор и народная смеховая культура западноевропейских народов. 
 
 
 

Список  литературы: 

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. – М., 1990.
Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
Гуревич А.Я. Категории  средневековой культуры. Л., 1972.
Гуревич А.Я. Средневековый  мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М., 1984, с.120
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1986.
История западноевропейской литературы. М., 1999.
История и культурология /Шишова Н.В. и др./ М. 1999.
История средних  веков. М., 1986.
Культура и  искусство средневекового города. М., 1984.
Культурология. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на/Д., 1995.
Культурология. Под ред. Радугина А.А. – М., 1996.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. –  Мн., 1997.
Основные произведения иностранной художественной литературы (литературно-библиографический справочник). М., 1983. - гл. Народное творчество и памятники средневековой европейской литературы.
Семенов В.Ф. История  средних веков. – М., 1970.

Информация о работе Европейская культура в эпоху средневековья