Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………
1.1 Понятие «молодежь»,ее специфика как социальной группы………..
1.2 Характеристика ценностных ориентаций российской молодёжи….
II. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА…
2.1 Ориентиры молодежной культуры досуга……………………………….
2.2 Культура и сферы реализации молодежи………………………………
III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ……………………..
3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи………………………………………………………………………
3.2 Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи…..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.48 Кб (Скачать файл)

           Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило , относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентации отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов.

          Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем глобальных цивилизационных.

         При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости. Динамику ценностных ориентации в таком случае можно представить такими типами:

- сохранение  старой системы ценностей субъектом, несмотря на происходящие в  обществе перемены; - расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма - аномии;

-  развитие  изменения в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде.

           Изучение ценностных ориентации в сфере досуга - достаточно разработанное направление в отечественных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной ситуации «выбора», перед которой сегодня стоит российская молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей.

               2.2 Культура и сферы реализации молодежи

           Досуговая сфера. Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут. Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода9.

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях10.

Сфера религии. Среди молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.

Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.

В целом религиозность молодёжи резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.

Границы между группами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии11.

Политическая сфера. Политические ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее поведение в политической сфере12.

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современной молодежи. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя – и это нужно предвидеть – дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах молодёжи демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней молодёжи, все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы13.

Сфера культуры. На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников14.

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)15.

За прошедшие 10 лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи и характеризует активный тип социальной жизни. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю – например, политическая, общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет с течением времени).16

 

 

 

 

Таблица 1.Динамика досуга российской молодежи за последние 10 лет,%

                 III. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

3.1 Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современной молодежи.

        Рассматривая жизнедеятельность молодежи, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс самореализации представителей изучаемой социальной группы, в том числе и в сфере досуга, оказывают воздействие как социальные характеристики молодежи, так и происходящие в обществе трансформационные процессы, а так же общее состояние и тенденции развития сферы досуга.

Основные социальные характеристики молодежи (материальное положение, жилищно-бытовые условия жизнедеятельности, социальное происхождение, тип поселения, занятость и уровень дохода) не только влияют на характер их активности, проявляющейся как в основной, учебной, так и в досуговой деятельности, но и определяют специфику и основные формы проведения досуга.

Между материальным положением молодежи и характером их досуговой деятельности существует прямая зависимость. Более того, «молодежь из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченной молодежи резервы истощаются борьбой за выживание» . В современных условиях значительная часть молодежи может сталкиваться с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, доступные далеко не всем. Отсюда может возникать противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями, интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни молодежи, которое может способствовать возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности, крайними формами которого являются различные виды асоциального, в том числе и противоправного, поведения .

Кроме того, условия жизни и уровень материального благосостояния оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья молодежи, что также выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего реальные возможности представителей рассматриваемой социальной группы активно проводить свое свободное время, включаться в различные виды внедомашнего досуга. Нарушения в состоянии психического и физического здоровья молодежи объективно сужают их возможность практиковать различные виды физической и интеллектуальной активности , «негативно сказываются на личной коммуникации» .

Помимо условий жизнедеятельности молодежи и их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, необходимо принимать во внимание влияние на их досуговую деятельность процессов, происходящих в обществе. Так, «в кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, поскольку социум не располагает здесь достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. В результате молодые люди не приобретают в полном объеме набор социальных ролей взрослого человека, самостоятельность, характеризуясь прогрессирующим инфантилизмом, проявляющимся в том числе и в рамках досуговой деятельности».

Итак, на образе жизни молодежи, ее досуговой деятельности не могут не отражаться объективные социальные процессы, связанные с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии. Данные процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодых людей, поскольку сознание их особенно уязвимо в периоды кризисов. Подобный факт объясняется недостаточностью жизненного опыта, а также неустойчивостью представлений о морально-этических ценностях.

Информация о работе Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности молодежи