Династии в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:32, реферат

Краткое описание

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Вложенные файлы: 1 файл

культура.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей  тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская  культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.[1]

 

1.Династии в Древнем Китае

 

1.1Династия Шан-Инь

 

История Китая, зафиксированная в  письменных источниках, насчитывает  около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под властью  династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции  Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводнений.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

Шанское общество находилось на грани  меднокаменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство  и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.

При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.[2]

 

 

1.2Династия Чжоу

 

Чжоу, название китайской династии и эпохи в истории Древнего Китая [1027—256 (по другим данным, 249) до н. э.]; делится на Западную Чжоу (1027—771 до н. э.) и Восточную Чжоу [770—256 (по другим данным, 249) до н. э.]. Династия Чжоу была основана У. Ваном, вождём племени чжоусцев. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в которых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент, и поэтому её господство имело своим следствием не только социальный, но и племенной гнёт.

В период Чжоу с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъёму производительных сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Чжоу ознаменовалась образованием ряда философских школ (конфуцианства, даосизма, фацзя и др.), развитием литературы, изобразительного и музыкального искусства.[3]

 

 

1.3Династия Цинь и Хань 

В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился объединением Китая под властью могущественной династии Цинь. Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В этот период начинается строительство Великой китайской стены. При ее возведении использовали только камень. Толщина стены у основания достигала восьми метров, наверху - не менее пяти метров; высота стены большей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность - 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было завершено в XV в. н. э. в правление династии Мин. С тех пор и до нашего времени сохранность стены поддерживается регулярными ремонтными работами. 
Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на платформах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строительства использовали породы ценного дерева. О конструкции и размерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с крытыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья летящей птицы. 
Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания.[4]

 

 

2.Культ предков

 

Культ предков восходит к истокам религиозных представлений  любого народа мира, но только в Китае  и в среде его традиционного  влияния он остается сердцевиной  духовной жизни по настоящее время. Культ предков, известный многим народам мира, восходит к архаическому культу мертвых.

Это не означает, что обожествлялся  каждый покойник. Простые люди жили и умирали в древнем Китае, как и во всем мире, в лучшем случае они оставляли по себе память в  сердцах и умах своих близких. Но правители и знатные аристократы, число которых в чжоуском Китае резко увеличилось по сравнению с Инь, как правило, претендовали на родство с правящим домом и на божественный статус своих умерших предков. 
Считалось, что человек наделен двумя душами - материальной  и духовной. Первая после смерти уходит вместе с телом в землю - и именно для ее ублаготворения с покойным отправляли на тот свет его вещи, женщин, слуг (после эпохи Инь людей, как правило, с покойным не сопогребали). Вторая душа отправлялась на небо, где занимала место, строго соответствовавшее статусу ее обладателя. В домах правителей и чжоуских аристократов в честь умерших предков сооружались специальные храмы, в которых на алтарях устанавливались таблички с именем покойного. 
Существовал даже табель о рангах, согласно которому чжоуский ван имел право на семь, удельный князь - на пять, а знатный аристократ на три таблички в храме его предков. Принося жертвы в честь этих предков, правители и аристократы чжоуского Китая уже не ожидали, как было в Инь, непосредственного божественного вмешательства покойников в их жизнь (хотя подчас в чжоуских хрониках встречаются записи и такого рода, как, например, о появлении духа предка, дающего советы или делающего выговоры). Гораздо большее значение этот культ имел для практических потребностей на этом свете. Престиж человека, его место в обществе, степень и близость его родства с правителем, т. е. знатность его,- все это было, как и в других аналогичных обществах древности и средневековья, связано с его происхождением. А происхождение, фиксируемое через посредство культа предков, обусловливало не только место человека в чжоуском Китае, но и его право на руководство многочисленными менее знатными сородичами и другими людьми, прежде всего содержавшими его крестьянами-общинниками.[5]

 

 

3.Основные идеологические  направления

 

3.1Учение Конфуция

 

Величайший китайский  философ Кун-цзы, известный в европейской  литературе под именем Конфуция (551 -- 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благородного человека, обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.[1]

 

 

3.2Расцвет Конфуцианства при династии Хань

 

Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители элиты при занятии государственных должностей были обязаны сдавать экзамен по конфуцианской философии. Однако после падения династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой мудрости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Китай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, продолжал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изменениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система государственного управления, в основе которой лежала идеология «синтезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.[6]

 

 

3.3Даосизм

 

Вторым по степени  влияния в Китае было философское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся примерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписывают китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая личность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции  даосизма, нет абсолютного добра  и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором скрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в одиночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы.[7]

 

 

3.4Проникновение буддизма

 

Буддизм начал проникать в Китай  из Индии в I в. н. э. Как религия  страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.

Буддизм начал распространяться в  Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Вместе с буддизмом из Индии в Китай проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII-V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.[8]

 

 

4.Китайский ренессанс

 

Во второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее название китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою философию и эстетику, художественную литературу и искусство, свою науку и публицистику. Его крупнейшими представителями были выдающиеся поэты, писатели, публицисты, философы, историки, общественные и государственные деятели. Развивалось это движение под лозунгом обращения к «древнему просвещению», т. е. к культуре древнего царства Чжоу и династии Хань.

 

 

5.Три великих поэта

 

Поэзия первой возвестила о новых  веяниях в интеллектуальной жизни  Китая. Новую эру в китайской  поэзии открыли три великих поэта - Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.

Ли Бо (701-762) - первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.

Совсем иным - и человеком, и поэтом - был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.

Информация о работе Династии в Древнем Китае