Дидактические теории и системы эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:11, доклад

Краткое описание

Эпоха Просвещения — переломный период в развитии европейской цивилизации, своеобразное явление Нового времени, которое было связано со значительными экономическими, социальными и культурными реформами, буржуазно-демократическими революциями и правительственными переворотами в странах Западной Европы и в России и длилось с последней трети XVII в. до конца XVIII в. Этот исторический этап был связан с решительным концептуальным пересмотром отношения к человеку и окружающему миру, ускорением формирования новых общественных и духовных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

На основе принципа природосообразности  И. Г. Песталоцци собственно процесс  обучения рассматривал как целенаправленное развитие умственных сил и интеллектуальных способностей ребенка на основе природных  законов. 

 

В качестве наиболее значимых природных  способностей ребенка он выделял:

• способность воспринимать речь, элементом которой является слово, состоящее из отдельных звуков;

• способность воспринимать форму — ее элементом является линия, состоящая из точек;

• способность воспринимать количество и его элемент — единицу;

• способность к развитию нравственности на основе любви к матери, ближайшему окружению и человечеству в целом;

• способность к физическому развитию, элементом которого является движение суставов.

 

Основным средством развития данных способностей теоретик избирает «предметное  обучение», или наглядность. Обоснование  этого положения было дано, исходя из роли чувственного восприятия, стимулирующего ясное осознание предметов и  собственно акт мышления. Построенный  на данных основаниях учебный процесс  одновременно развивал личную культуру человека и культуру человечества, а также способствовал формированию способностей к «исследованию и  суждению» на основе развития наблюдательности, памяти, речи и мышления. В связи  с этим теорию и методику элементарного  образования И. Г. Песталоцци можно  рассматривать в качестве варианта модели развивающего обучения.

Данная модель была связана с  разработкой автором своеобразной «азбуки умений», позволяющей построить  целенаправленный образовательный  процесс с вычленением его  основных этапов и наиболее значимых средств. При этом освоение предложенной программы было связано с оригинальной методикой первоначального обучения на основе чувственного опыта ребенка  и его практической деятельности. И. Г. Песталоцци предлагал выстраивать  данную методику на основе принципа наглядности  с опорой на активность, самостоятельность  и сознательность детей, с учетом их единой природы и индивидуальных особенностей.

 

Таким образом, на основе идеи развивающего обучения И. Г. Песталоцци разработал оригинальную дидактическую модель, позволяющую  целостно выстраивать учебный процесс, исходя не из требований, заданных социумом, а из потребностей и внутренних природных  сил самого ребенка, которые позволили  утвердить направленность на психологизацию самого процесса обучения. П. Ф. Каптерев, давая характеристику вкладу швейцарского педагога в дидактику, отмечал, что  образование стало рассматриваться  не только с точки зрения реализации обучающей функции учителем, но и  с точки зрения самого ученика, его  саморазвития и самостоятельной  активной познавательной деятельности.

В целом можно сделать вывод  о том, что в эпоху Просвещения  происходили значительные изменения  как в собственно образовательных  системах (практике обучения), так и  в развитии теории обучения. Это  было связано с активными поисками европейских и отечественных  педагогов в области усовершенствования образовательного процесса как за счет расширения сферы его применения (включение в систему целенаправленного  обучения детей дошкольного возраста), так и за счет определения новых  средств и способов повышения  эффективности учебной и преподавательской  деятельности в различных типах  образовательных учреждений.


Информация о работе Дидактические теории и системы эпохи Просвещения