Деловая культура в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 00:30, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение межкультурной коммуникации и диалога культур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «межкультурная коммуникация».
Изучить уровни межкультурной коммуникации.
Рассмотреть особенности процесса «диалога» культур.

Содержание

Введение
1. Межкультурная коммуникация в диалоге культур
1.1. Понятие межкультурной коммуникации
1.2. Виды межкультурной коммуникации
1.3. Уровни межкультурной коммуникации
1.4. Конфликт межкультурных коммуникаций
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Серго.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

Деловая культура в современном обществе

 

Реферат по культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Студент:

Группа

 

 

 

 

Екатеринбург 

2013

 

 

Содержание:

 

Введение

1. Межкультурная коммуникация в диалоге культур

1.1. Понятие межкультурной коммуникации

1.2. Виды межкультурной коммуникации

1.3. Уровни межкультурной коммуникации

1.4. Конфликт межкультурных коммуникаций

Заключение

Литература 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы обусловлена следующим.

В последние  годы социальные, политические и экономические  потрясения мирового масштаба привели  к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к  конфликту культур. В то же время  научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части  человечества открывают все новые  возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности  которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.1

Задача  культурологии — это осуществление  диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур.

Межкультурная коммуникация представляет собой процесс  непосредственного взаимодействия культур (диалога культур), который  осуществляется в рамках несовпадающих  национальных стереотипов мышления и коммуникативного поведения, что  влияет на взаимопонимание и взаимоотношения между общающимися сторонами.

Объектом  контрольной работы является культурология.

Предметом - межкультурная коммуникация.

Целью данной работы является изучение межкультурной коммуникации и диалога культур.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие «межкультурная коммуникация».
    2. Изучить уровни межкультурной коммуникации.
    3. Рассмотреть особенности процесса «диалога» культур.

Теоретической базой при написании контрольной  работы послужили научные труды  отечественных авторов в области  культурологи, таких как Радугин А.А., Садохин А.П., Солонин Ю.Н. и др.

 

 

1. Межкультурная коммуникация и диалог культур

 

1.1. Понятие межкультурной коммуникации

 

Обычно  термин коммуникация понимают как общение. Дело в том, что общение «включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим», «элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью)». Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации.

Но имеются  и другие уровни таких отношений  — общение между поколениями, народами, эпохами во времени и  пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и  продуктивным.

Культура  сохраняет в себе формы и способы  общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный  опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено.2

Многочисленные  определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное.

Культура  — это сущностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир  вещей, символов, а также связей и  отношений между людьми. Все, что  сделано человеком или имеет  к нему отношение, является частью культуры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры.

Подчеркивая их важность, многие исследователи  приравнивают культуру к общению (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это  коммуникация, а коммуникация —  это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании  которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся, прежде всего в общении с другими людьми.3

Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.4

Межкультурная коммуникация осуществляется в процессе взаимодействия глобальной и локальной  культур, между «открытым» сообществом индивидов и фундаментальными социокультурными установками. Глобализация представляет собой, по сути, новый этап взаимодействия социальных общностей как характеристику современного развития социальной коммуникации. Межкультурная коммуникация занимает одно из центральных мест при изучении и оценке современного состояния человеческого общества, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением социокультурного плюрализма, между террором и толерантностью. В процессе межкультурной коммуникации происходит осознание коммуникантами социальных норм «чужой» культуры, что создает условия для успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию современной, открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.

 

 

1.2.Виды межкультурных  коммуникаций.

В зависимости от способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять три основных вида межкультурной коммуникации – вербальную, невербальную и паравербальную.

Под вербальной коммуникацией понимаемся языковое общение,выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может проходить преимущественно в форме диалога или монолога. 
 
Невербальная коммуникация. Под ней в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения. В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека. 
 
К основным формам невербальной коммуникации относятся: 
 
Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений; 
 
Такесика – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу собеседника по коммуникации; 
 
Сенсорика – совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств; 
 
Проксемика – способы использования пространства в процессе коммуникации; 
 
Хронемика – способы использования времени в процессе коммуникации. 
 
 
Паравербальная коммуникация. Использует паравербальные средства – совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения были использованы для его передачи. Все эти звуковые элементы передачи информации получили название паралингвистических средств. Исследователи выделяют следующие акустические средства, сопровождающие, дополняющие и замещающие звуки речи: темп, высота, громкость, скорость, ритмичность, паузы, интонацию, покашливание, вздохи, стоны, тембр и др.

 

1.3. Уровни межкультурной коммуникации

 

Внутри  каждой сферы межкультурная коммуникация происходит на разных уровнях. Можно  выделить несколько типов межкультурной  коммуникации на микроуровне.

Межэтническая коммуникация — это общение между  лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности  этнических групп, которые создают  и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают от поколения к поколению  и благодаря этому они сохраняют  свою идентичность среди доминирующей культуры. Совместное существование  в рамках одного общества естественно  приводит к взаимному общению  этих этнических групп и обмену культурными  достижениями.

Контркультурная коммуникация — происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.

Коммуникация  среди социальных классов и групп  — основывается на различиях между  социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного  общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального  статуса и т.д. Во всех странах  мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными  довольно велико. Оно выражается в  противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними.

Коммуникация  между представителями различных  демографических групп: религиозных (например, между католиками и протестантами  в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью  к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы.

Коммуникация  между городскими и сельскими  жителями — основывается на различиях  между городом и деревней в  стиле и темпе жизни, общем  уровне образования, ином типе межличностных  отношений, разной «жизненной философии», которые прямым образом сказываются на процессе коммуникации между этими группами населения.

Региональная  коммуникация — возникает между  жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жители одного американского  штата испытывают значительные затруднения  при общении с представителями  другого штата. Жителя Новой Англии отталкивает приторно-сладкий стиль  общения жителей южных штатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.

Коммуникация  в деловой культуре — возникает  из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических  обычаев и правил, связанных с  корпоративной культурой, и при  контакте представителей разных предприятий  может возникнуть непонимание.

Общей характерной  чертой всех уровней и видов межкультурной  коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей  в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что  их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь  с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный  человек начинает задумываться о  причинах своей неудачи.

Когда в  коммуникацию вступают представители  разных культур, тогда сталкиваются различные культурно-специфические  взгляды на мир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образ мира нормальным и в итоге нечто само собой  разумеющееся одной стороны встречает  нечто само собой разумеющееся другой стороны. Сначала обе стороны  замечают, что здесь что-то не так. Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под сомнение свое «нечто само собой разумеющееся», охотнее думает о глупости, невежественности или злом умысле своего партнера. Здесь возникает представление о «чужом», которое и становится ключевым понятием к пониманию межкультурной коммуникации. «Чужое» понимается как нездешнее, иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно, сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного. Только поняв это, мы постепенно сможем прийти к пониманию причин нашей неадекватности в ситуации коммуникации.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Межкультурная коммуникация и конфликт.

Информация о работе Деловая культура в современном обществе