Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.

Содержание

Введение

3
Формирование гуманизма

7
Теоретический аспект гуманизма

12
Практический аспект гуманизма

18
Заключение

26
Список использованной литературы

28

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная культура - копия.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

Живопись  итальянского Возрождения складывалась прежде всего во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо1. В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы).

В искусстве  и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Таким образом, мы видим, что  гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной  системы верований и пока не утвердился в другой.

Каждый деятель Гуманизма  воплощал или пытался воплотить  свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически  все сферы жизни человека.

 
Заключение

Итак, мы рассмотрели теоретический  и практический аспекты гуманизма, предварительно обосновав невозможность  определения этого феномена, руководствуясь лишь одним аспектом.

Мы увидели, что провозглашенное  первыми гуманистами духовное раскрепощение  личности было неразрывно связано с  задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного  наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.

Поэтому определить гуманизм только как философскую систему  воззрений невозможно. Теоретический  и практический аспекты связаны  между собой.

Рассмотрев платонизм, аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма – не цельное явление,  а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.

В итоге, для философов  гуманизма человек стал неким  сплетением телесного и божественного  начал.

При всем при этом, теория гуманизма не представляла собой  нечто радикально новое. Однако, несмотря на то, что теоретический аспект гуманизма, в принципе, являлся лишь переработкой идей предшествующих эпох, гуманизм был заявлен как принципиально  новое философское направление. Но этот факт нисколько не уменьшает  значимости такого явления как гуманизм. И все потому, что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов  прошлых эпох, а идеологией, воплощением  синтеза этих  идей в таких  сферах жизни как политика, образование, искусство.

Как мы проследили в третьей  главе, практически каждый деятель  Гуманизма воплощал или пытался  воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты  не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество -  они  хотели и пытались построить это  общество своими руками, используя  такие сферы как искусство, воспитание и политика.

На основании всего  выше сказанного мы можем сделать  вывод, что гуманизм не является исключительно  системой философских знаний, он намного  сложнее. Гуманизм вбирает в себя идеи многих философских традиций, но сам не является только философией. Он направлен на развитие общественных отношений на основании философских  понятий, поэтому определить Гуманизм как только философию или только мировоззрение нельзя. Это совокупность этих форм мысли. Попытка построить на основе ответа на вопрос о сущности человека идеальное общество  - вот как можно охарактеризовать возрожденческий гуманизм. К сожалению, как и прочие идеологии гуманизм, далеко несовершенен. Выявить и обосновать эти изъяны – вот одна из возможных перспектив моего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Борис Годунов [Текст] / А. С. Пушкин // Соч. : в 3 т. – М., 1986. – Т. 2. – С. 432–437.

2. Первые библиографические  списки на Руси [Текст] / А. Г.  Глухов // Мир библиографии. – 1998. – № 2. – С. 81–82. –(Biblioarchivum).

3. Из истории белого  движения [Текст] / К. Александров  // Мир библиографии. – 1998. – № 2. – С. 94–95. – Рец. на кн.: Библиографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России : (материалы к истории белого движения) / Н. Н. Рутыч. – М. : Regnum : Рос. архив, 1997. – 295 с.

4. Отзвуки концепции “Москва  – третий Рим” в идеологии Петра I [Текст] : (к проблеме средневековой традиции в культуре барокко) / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Избр. статьи :в 3 т. / Лотман Ю. М. – Таллин, 1992. – Т. 2. – С. 9–21.

 

 


Информация о работе Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения