Готический художественный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Задачи:
Рассмотрение готического стиля и его характеристики;
Проявление готики в архитектуре, живописи и одежде средневековья;
Изучение готического стиля в России.

Содержание

Введение
Готический стиль и его характерные черты
Проявление готического художественного стиля
Скульптура готики
Готический стиль в живописи
Готический стиль в одежде средневековья
Готический художественный стиль в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история мировой культуры.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

            Альметьевский государственный нефтяной институт

 

            Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                       по курсу «История мировой культуры»

                   на тему: «Готический художественный стиль»

 

 

 

                                                                      Выполнила: студентка группы 44-82

                                                                                                   Галяутдинова А.Я.

                                                                      Проверила: к.п.н., доцент

                                                                                                        Данилова И.Ю.

 

 

 

 

 

Альметьевск, 2015

 

                                           Содержание

  1. Введение
  2. Готический стиль и его характерные черты
  3. Проявление готического художественного стиля
    1. Скульптура готики
    2. Готический стиль в живописи
    3. Готический стиль в одежде средневековья
  4. Готический художественный стиль в России
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

Актуальность готического художественного стиля обусловлена тем, что это один из периодов в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Задачи:

  1. Рассмотрение готического стиля и его характеристики;
  2. Проявление готики в архитектуре, живописи и одежде средневековья;
  3. Изучение готического стиля в России.

На основе имеющихся задач, целью контрольной работы является исследование готического художественного стиля в целом.

 

 

 

                  Готический стиль и его характерные черты

Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки.

Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.

Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.

До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.

Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;

Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;

Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;

Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;

Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;

Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;

Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

 

 

 

 

            Проявление готического художественного стиля

  • Скульптура готики

Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу (горельефу). Стройные готические статуи, украшавшие фасады соборов, вторили устремлённым в небеса башенкам или чёткому ритму полуколонн на порталах. Как и в романскую эпоху, каменные статуи и рельефы, украшающие фасады и интерьеры храмов, надгробия, распятия, статуэтки, скульптуру резных деревянных алтарей раскрашивали.

 Все чаще появляется  постановка фигуры по так называемой  «готической кривой» (S-видная поза). S-образный изгиб фигур, сложный  ритм складок одежд, удлинённые  пропорции передавали напряжённую  духовную жизнь персонажей. Мастера  стремились к большей естественности  в изображении человеческого  лица и тела, поз и жестов, раскрывали  в своих произведениях различные  эмоции, темпераменты. Святые изображались  как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Образ  Христа отличался не только  величием, но и большей мягкостью, а Богоматерь изображали в  виде Прекрасной Дамы – молодой, грациозной и приветливой аристократки.

 Вырабатывается определенный  канон композиции, определенные  сюжеты предназначены для определенных  мест здания. В алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта – Нового Завета, на северном – Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Пример ранней готики – скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210–1225 гг.): история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

 В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин, портал южного фасада трансепта).

 Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

 Высшей точкой расцвета  готической скульптуры является  декор Реймского собора. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240 гг.) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.

 Скульптурный декор  в немецких храмах применяется  больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза. Самыми характерными чертами  немецкой монументальной скульптуры  являются индивидуализация образов  и драматизм повествования. Французское  влияние не заслонило своеобразия  немецкой пластики, соединившей  черты подлинного реализма с  экспрессивностью и экзальтацией.

 Самой знаменитой еще  в романский период была скульптурная  мастерская Бамберга. На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (ок. 1240 г.).

 Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга. Это первый гражданский конный монумент средневековья, так как за целое тысячелетие, со времен Марка Аврелия, не известно ни одного подобного памятника. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.

 Самым знаменитым циклом  немецкой скульптуры периода  готики, без сомнения, по справедливости  считается декор собора в Наумбурге. Рельефы «Страстей Христовых», изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В самом помещении хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т.д. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.

 В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний».

 Готическая скульптура  Англии имеет чисто декоративный  характер и совершенно подчинена  архитектуре. В период «украшенного»  и «перпендикулярного» стилей  в соборе так много скульптурного  декора, что, по справедливому замечанию  исследователей, создается впечатление  «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна  к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэлсе (западный фасад). Развивается также мемориальная пластика.

 Обогащенная элементами  мавританского стиля, готика Испании  приобрела особую пышность и  разнообразие орнаментики. Главным  элементом в декоре являются  цветные поливные изразцы и  орнаментальная лепнина. Синтез  скульптуры и живописи готической  поры нашел воплощение в испанских  алтарях – ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV век.

 Готическое искусство  представлено также памятниками  архитектуры Нидерландов (ратуши  в Брюгге 1376–1421 гг., Брюсселе 1402–1450 гг., Лувене 1448–1563 гг.); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г. – середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII – вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV–XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV–XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477–1489); Скандинавии (собор в Турку, XIII–XIV вв.).

  • Готический стиль в живописи

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии — в 1220-х гг., а в Италии позднее всего — около 1300 г.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

Информация о работе Готический художественный стиль