Государственное регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание системы государственного регулирования межнациональных и межэтнических отношений в Российской Федерации, примере Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры.
Данная цель решается с помощью решения таких задач как:
• раскрытие государственной национальной политики по регулированию межнациональных отношений в целом: принципы формирования и цели;
• приведение нормативно-правовой базы регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений, по принципу федерализма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Сущность государственной национальной политики РФ…………....6
1.1 Государственная национальная политика в современной России: принципы формирования и цели…………………………………….......………6
1.2 Органы государственной власти по управлению межнациональными и межконфессиональными отношениями……………………………………..…11
1.3Нормативно-правовая база регулирования в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений…………………………………………….17
Глава 2. Регулирование межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО………………………………………………………..……19
2.1. Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности в ХМАО на 2011-2013 гг. Цели, задачи и непосредственные ожидаемые результаты программы…………………………………………….19
2.2. Механизм реализации целевой Программы………………………………24
Заключение……………………………………………….………………………29
Список источников………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.08 Кб (Скачать файл)

– ФСБ России выявляет, предупреждает  и пресекает преступления, дознание и предварительное следствие  по которым отнесены законодательством  Российской Федерации к ведению  органов федеральной службы безопасности; выявляет, предупреждает и пресекает  акты терроризма4.

В 2011 г. Президентом Российской Федерации было принято решение  о формировании Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму  в Российской Федерации (далее – межведомственная комиссия), которая является межведомственным органом.

Основная цель Межведомственной комиссии: обеспечение реализации государственной  политики в области противодействия  экстремизму (в том числе и  регулирование межэтнических отношений), координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, участвующих  в противодействии экстремизму, а также организационно-методического  руководства этой деятельностью».

Для достижения данной цели перед комиссией поставлены следующие задачи:

– подготовка ежегодных  докладов о проявлениях экстремизма  в Российской Федерации и представление  их президенту Российской Федерации  не позднее второго квартала года, следующего за отчетным;

– разработка мер, направленных на противодействие экстремизму  и на устранение способствующих ему  причин и условий;

– разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в области противодействия  экстремизму.

– участие в международном  сотрудничестве в области противодействия  экстремизму, в том числе в  подготовке проектов международных  договоров и соглашений Российской Федерации.

В сферу деятельности межведомственной комиссии входят следующие полномочия:

– принимать решения по организации, координации, совершенствования  и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области противодействия экстремизму, а также осуществлять контроль за исполнением этих решений;

– вносить в установленном  порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства  Российской Федерации;

– создавать межведомственные рабочие группы и иные рабочие  органы в целях изучения вопросов, касающихся противодействия экстремизму, в том числе для выездов  в субъекты РФ, а также для подготовки проектов соответствующих решений  Межведомственной комиссии.

Руководящий состав Межведомственной комиссии:

  • Министр внутренних дел Российской Федерации (председатель Межведомственной комиссии);
  • Директор ФСБ России (заместитель председателя Межведомственной комиссии);
  • Министр культуры Российской Федерации;
  • Министр обороны Российской Федерации;
  • Министр образования и науки Российской Федерации;
  • Министр регионального развития Российской Федерации;
  • Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
  • Министр спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;
  • Министр юстиции Российской Федерации;
  • Председатель следственного комитета Российской Федерации;
  • Руководитель ФТС России;
  • Директор СВР России;
  • Директор ФМС России
  • Руководитель Росфинмониторинга;
  • Заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации;
  • Начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (ответственный секретарь).

В деятельности Межведомственной комиссии проблемы межэтнических отношений  занимают одно из ведущих мест.

В регионах полномочиями по профилактике экстремизма, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений наделены государственные органы, входящие в структуру исполнительной региональной власти (аппараты глав субъектов Российской Федерации, администрации (правительства субъектов РФ), региональные министерства, департаменты, комитеты, управления и др.).

Так, в структуру органов  исполнительной власти Республики Дагестан входит Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям.

В Красноярском крае - Агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края, которое оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах государственной поддержки институтов гражданского общества, общественных и гражданских инициатив, национальных и межнациональных отношений.5

Заметную роль в регулировании  межэтнических отношений играет институт общественных советов при органах государственной власти.

В настоящее время сформированы и функционируют общественные советы:

  • при Президенте Российской Федерации (Совет по взаимодействию с религиозными объединениями);
  • при Правительстве Российской Федерации (Экспертно-консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений);
  • при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и при других органах государственной власти.

В 69 субъектах Российской Федерации созданы консультативные  советы по межэтнических отношениям или взаимодействию с национально-культурными  организациями. Общественные советы часто выступают в качестве действенного механизма профилактики проявлений этнополитического и религиозно-политического экстремизма, информируя органы государственной власти об этнической ситуации в стране, регионе, территории, разрабатывая рекомендации по профилактике проявлений экстремизма6.

В органах местного самоуправления созданы и функционируют структурные  подразделения, отвечающие за сферу  межнациональных отношений. Во многих регионах созданы консультативные, экспертные, учебно-методические и  межнациональные советы при органах  государственной власти, объединяющие представителей власти, руководителей  этнических общественных объединений  и религиозных организаций, представителей научного сообщества.

Сформирован целый ряд  организаций и движений, в основе деятельности которых лежат вопросы  профилактики и предупреждения экстремизма.7

 

1.3. Нормативно-правовая база регулирования в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений

В последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер  по противодействию экстремистской деятельности, в том числе на почве  этноконфессиональной конфликтности.

Основным нормативным  актом, определяющим правовые основы борьбы с экстремизмом на почве этноконфессиональной конфликтности, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»8, которым определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности. Правовые отношения в сфере противодействия экстремизму регулируются также федеральными законами «Об общественных объединениях»9, «О национально-культурной автономии»10, «О свободе совести и о религиозных объединениях»11. Российским законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за проявления экстремизма на почве межэтнической и межконфессиональной розни.

К правовым основам противодействия  экстремизму следует также отнести  ряд указов Президента Российской Федерации  и постановлений Правительства  Российской Федерации. Прежде всего, это  Указ Президента Российской Федерации  от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению  согласованных действий органов  государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма  в Российской Федерации» (в редакции от 3 ноября 2004 года).

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 29.04.2008).

 

Глава 2. Региональная программа в сфере регулирования межконфессиональных и межнациональных отношений в ХМАО

2.1 Долгосрочная целевая программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений и укрепление толерантности в ХМАО на 2011-2013 гг. Цели, задачи и непосредственные ожидаемые результаты программы

Программа направлена на укрепление в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия12.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.

Управлением Федеральной  миграционной службы России по Ханты-Мансийскому  автономному округу – Югре выявлены факты организации незаконной миграции, административные правонарушения в  сфере трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства. Возрастает количество совершенных  иностранными гражданами и лицами без  гражданства преступлений против личности, в том числе убийств, умышленного  причинения тяжкого вреда, хищений  чужого имущества.

Усиление миграционных потоков  требуют выработки стратегии  и создания механизмов адаптации  нового полиэтнического населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к базовым общечеловеческим ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением округа разных национальностей. Кроме того, крайне неблагоприятная демографическая ситуация сложилась у коренных малочисленных народов Севера, где наблюдается резкое снижение рождаемости, значительный рост смертности от внешних причин смерти, средняя продолжительность жизни на 10 и более лет ниже, чем по округу и стране в целом.

Большую роль в решении  этих задач играют национально-культурные объединения Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры.

Согласно сведениям Управления министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому  автономному округу – Югре, в  округе осуществляют деятельность 1007 общественных объединений, в том  числе 74 общественных организации по национальному признаку. Из них к основным относятся татарские и русские – по 9, азербайджанские – 8, чеченские – 6, украинские – 4, армянские и узбекские – по 3, киргизские – 2, кумыкская, осетинская, езидская – по 1, дагестанские – 6, в состав которой входят ногайская и таджикская.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организации, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России.

Низкий уровень религиозной  культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих  объективную и непредвзятую информацию о действующих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре религиозных организациях и группах может привести к активизации религиозного фундаментализма. В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм».

Государственными органами субъекта Российской Федерации и  органами местного самоуправления Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самоидентификации.

В образовательных учреждениях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.

В городах Радужном, Мегионе, Нижневартовске, Нефтеюганске, Сургуте, Югорске – созданы православные гимназии, Ханты-Мансийске и в Ханты-Мансийском районе – воскресные религиозные школы, Урае – центр творческого развития «Духовное просвещение».

Вместе с тем, система  образования не обеспечивает всего  комплекса мер, реализация которых  могла бы эффективно формировать  у дошкольников, школьников и студентов  основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа  конфликтов на этнической почве среди  подростков.

Информация о работе Государственное регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах Российской Федерации