Гений в искусстве и науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 22:34, реферат

Краткое описание

Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божествственные знаки оказываются одновременно и "внутренним голосом" личности. Таким образом, представления о "даймоне" и соответственно римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем философском истолковании, в качестве своих основных импликаций предполагают: творческую природу гения как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность гения за индивидом, но сопряженность его с "душой" как внутренним началом человека, личности.

Содержание

Введение 2
Гений в искусстве и науке 3
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по культрологии.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

Представители романтического подхода, к гению его всесторонность объясняли «универсальной апперцепцией», сверхчувствительностью, «бесконечностью в его собственной груди», способной объять безграничность мира, его хаос и его единство, заключая отсюда, что такая способность может быть лишь врожденной. Образцом такого стиля может послужить следующая характеристика гения: «Он не говорит и не пишет, а действует, то есть распоряжается другими людьми и силами природы... Он хочет и делает что хочет. Он открывает новые страны света, покоряет государства, управляет народами. Он совершает деяния Александра, Магомета, Кромвеля, Наполеона. Ничто человеческое не может положить предел его действиям, если только среди его современников не найдется человека с равным или даже с большим, чем у него, гением суждения и воли».

В наше время работы, написанные в таком духе, хотя все еще встречаются, но все же не так часто. В этом ключе писали о гении философы-идеалисты, например Ортега-и-Гасет, считавший, что гении - это «особая порода» избранных, возвышающихся над «общей массой». Правильно отмечает А. Н. Лук, что если в XIX веке проблема гения и гениальности носила абстрактно-романтический характер, то сейчас этот вопрос поставлен на реалистическую почву и приобрел прагматическую окраску.

Примером историко-метрических исследований гения является книга Д.-К. Саймонтона «Гений, творчество и лидерство» (США, 1984). В рекламной аннотации этой книги говорится, что ее автор избирает единый принцип исследования, будут ли это личности философов, исторические сражения или классические мелодии: использует совершенный статистический анализ, пытаясь измерить и выразить в количественных величинах творческие достижения гениев искусства и науки, деятельность, успехи и поражения выдающихся политических лидеров, выразить в числовых показателях характеристики личности. Насколько это удачно или неудачно, мы будем говорить в соответствующем месте. Книга по-своему интересна, и мы будем на нее ссылаться. Собранные автором данные могут быть дополнительным материалом для тех или других выводов. В этих работах прослежена жизнь великих людей - от предков и родителей гения, его рождения, детства до старческого слабоумия и смерти. И не только это. Всестороннему анализу подвергаются условия их существования - семья, школа, окружение, социально-политический и культурный контекст, климат и географическое положение места рождения, астрономические исчисления (часто уже носящие характер астрологических гаданий). Женат - не женат, пил - не пил, нормальный человек или с психическими отклонениями и т. д. и т. п. Кажется, исследовано все, причем в деталях, скрупулезно и по всем правилам современной научной методологии, с графиками, статистическими выкладками, диаграммами...

Если добавить к этому рационально выверенный и сухой гарнир философского анализа, также расчленяющего живую, неповторимую в своей целостности фигуру гения, то можно составить некоторое представление о литературе, объектом исследования которой является гений.

Известное распространение на Западе приобрела идея мессианской, «спасающей» функции социально-политического гения, который только и способен вывести человечество из тупика, отвратить грядущую мировую катастрофу. Поэтому им надо вручить власть и послушно следовать их предначертаниям. Эти идеи пытается обосновать Клод Ворийон в книге «Гениократия: гениев - к власти!».

В предисловии к этой книге, написанном одним психологом, говорится даже о мировом гениократическом движении, в котором сливаются наука, гений и... любовь, о «золотом веке, управляемом гениями». Ворийон полагает, что пришло время поставить у власти людей, которые, не будучи ни обладателями грубых мускулов, ни собственниками, ни знатоками, ни политиками, ни военными, являются гениями.

Фундаментальные цели гениократии, по мнению автора, заключаются в том, чтобы сделать Землю миром счастья и расцвета для всех независимо от религии, культуры и умственного развития; создать мировое правительство из гениев; использовать все средства для достижения этих целей; устранить насилие личности и масс; заменить право работы на право для расцвета; уберечь человечество от разрушения; создать единый мировой язык18.

На Земле только 0,5 % людей - гении; 45 % - посредственности, поэтому в мире царит посредственность. В целом же среди населения всей нашей планеты - 20 миллионов гениев. Они могут спасти 4 миллиарда людей Земли. Но для этого их надо отобрать посредством научных тестов, а потом избрать из их числа демократическим путем мировое правительство. Ворийон определил даже место пребывания этого правительства - Женева - и приготовил текст вывески на здании: «Место пребывания мирового правительства гениократии: мозг мира»19. Избранное правительство пребывает у власти от 3 до 7 лет.

Может быть, все это и очень наивно, но автор искренне хочет, чтобы Цезарь, Наполеон и Гитлер не «разбивали вдребезги (a plate couture) Платона, Бетховена и Корбюзье». Неясно остается одно - как убедить уже стоящих у власти, что они не гении, и уговорить их добровольно уступить свое место гениям. Одних призывов к этому, даже выраженных средствами блестящего литературного стиля, явно недостаточно.)

Проблема гения и его творчества живо интересовала представителей, русской общественной мысли. О ней писали Белинский, Герцен. В более позднее время - С. Грузенберг, Н. Теплов, А. Евлахов. На их работы автор неоднократно ссылается. В советское время гениальность в основном исследуется в русле более широкой проблемы - о таланте и способностях и условиях их целенаправленного формирования. Специальных монографических исследований о гении автор не обнаружил, если не считать множества работ о конкретных гениальных личностях.

В наше время, когда принципы гласности, демократизации и нового мышления прочно утверждаются в науке, решительно пересматривается оценка многих выдающихся ученых и художников, несомненно, заслуживающих имени гениев (А. Ахматова, Н. Вавилов, Н. Тимофеев-Ресовский, А. Сахаров и другие). Появляются и работы теоретического характера, посвященные этим вопросам.

Ленин, говоря о развитии философии, указывал на противоборство двух линий - линии Платона и линии Демокрита. Было бы грубой ошибкой искать гениев только в пределах одного направления, например только среди материалистов - в естественных науках и в философии, среди реалистов - в искусстве. Эта работа не исторический труд и не свод биографий, однако, мы пытались избежать возможной односторонности, не связывать талантливость только с материализмом или идеализмом мировоззрения.

В зависимости от специальности исследователя в гении подчеркивались те или иные грани и бегло характеризовались все остальные. Много интересных наблюдений о нем высказали психологи, педагоги, историки, литераторы, искусствоведы, врачи и представители других областей знания. Но как много, ни написано о гениях науки и искусства, фокусом внимания этих работ в основном является фигура человека, меньше - его общественно-историческая роль. Последнему моменту автор и пытается уделить преимущественное внимание.

 

 

 

 

Заключение

 

Гений не сочетание небесного и земного, человеческого и божественного, поэтому преклонение перед ним лишено ореола святости. Он хоть и далек, но все, же достижим, хоть и сложен, но все же понятен, хоть и велик, но все же не подавляет других, хоть и необыкновенно талантлив, но все разновидности его талантов встречаются и у других людей, хоть они и не такой мощи и яркости.

У каждого человека, говорил Гюго, три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и тот, который есть в действительности. О гениях говорят больше, чем обо всех других людях, по этой причине им очень многое приписывают; не меньше они говорят друг о друге и о себе, участвуя также в такого рода «приписках». Поэтому показать, что такое гений, в действительности очень нелегко, особенно если учесть, что эксперимент над ними не поставишь, и приходится пользоваться свидетельствами и воспоминаниями современников и самих великих людей. Но положение все, же не столь безвыходное. Определенную достоверность обеспечивает, прежде всего, такой объективный материал, как творчество гениев. Кроме того, неразумно полагать, что все сказанное о гениях другими и ими самими не заслуживает доверия.

 

Список использованной литературы

 

1. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.: Искусство, 1991.

2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005.

3. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. М., 1977.

4. Ворийон Клод Гениократия: гениев - к власти! (1977).

5. Саймонтон Д. К. Гений, творчество и лидерство (США, 1984).

 


Информация о работе Гений в искусстве и науке