Воспитание мальчиков в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:53, реферат

Краткое описание

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На
систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние
оказывают три фактора: хронологический, политический и географический.
Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного
государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а, следовательно, и выробатывая различные методы. Наиболее ярким примером являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве первоочередной задачи воспитание военно обученного и физически подготовленного народа.

Содержание

Введение …................................................................ …......................................3с.
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства …...........4с.
§2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте..............................................4с.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте...............................5с.
3.1 Воспитание в семье.................................................................................. 5с.
3.2. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет. …............................................6с.
3.3. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет...................9с.
3.4 Место грамматики и музыки в системе образования. ….....................10с.
§4. История становления Афин ….......................................................................11с.
§5.Система воспитания в Афинах.......................................................................13с.
§6.Физическое воспитание детей и юношей …................................................14с.
Заключение.............................................................................................................16с.
Список литературы …............................................................................................17с.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология_вопросы к экзамену_международн..ики.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

качества столь  необходимые для будущего воина.

По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать  несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в  следующую  возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все:  начиная от  царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение,  основной целью  которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики  дрались ногами, руками,  грызлись   зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или

оставались калеками во время таких сражений, остальные  же переходили  к

следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике  Артемиды Орфии.

Это публичное  испытание являлось одной из наиболее важных форм уже

упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости. Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богиниАртемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение. В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первым устанет.» Возможно,  сечение у алтаря - это эффективный способ  развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания. В  возрасте 15 лет юноши вступали  в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки.   Начиная с этого возраста подростки получали право ношения оружия, которым они  награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты.

Из подростков формировали отряды и рассылали  их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано  и хождение зимой босиком, спанье без постелей,  обслуживание самого  себя без  помощи слуг, скитание ночью и  днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности

правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному

населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались  доблестью и  благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое

право во время  криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не

соблюдая никаких  правовых формальностей, с необычайным  максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже  вводили в атмосферу военных

действий, приучая  их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав

прочувствовать всю радость победы над противником.

«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась  в состав иренов - помощников руководителей  воспитания. Основной задачей иренов было  физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника. Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности  и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности,

вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в  самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления».Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли. Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

     3.3. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.

На втором этапе  государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой. С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно- лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта. Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили  период интенсивной

военной подготовки, причем основной акцент при этом делался  именно на

развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о

теле, спартанцы  игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым

философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно  судить по нижеприведенным фактам.

     3.4 Место грамматики и музыки в системе образования.

Обучение военным  навыкам, действительно, играло ведущую роль в системе

спартанского  воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была

сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков  учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась. В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств.»Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию» Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу. Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений,

преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались  их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя 

§4. История становления Афин

Афины - столица  Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины  имеют богатую историю; в классический период (V век до н. э) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия. Афины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 года до н.э. до 300 до н. э) был центром культуры и интеллигенции, и являлся колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, мы называем сегодня - "западная цивилизация". После золотого века Афины по-прежнему оставались богатым городом и центром культуры и знаний до эпохи Римской империи.Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история Древних Афин уникальна и неповторима. Разложение родового строя и возникновение государства как такового в Спарте и Афинах относится к концу архаической эпохи (IХ-YIII вв. до н.е.). На рубеже VIII-VI вв. до н.е. в жизни племен, населяющих Южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена населения Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих надел земли (клеры), постепенно уменьшилось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство еще более усилилось в конце периода военной демократии. Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений: из нее избирались военные вожди, знать подчинила себе совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратил реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка - народное собрание - созывались в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. Появление же частной собственности инициировало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII-XIX вв. до н.э. сформировались государства - полисы.Таким городом-государством и стали Афины.

  • §5.Система воспитания в Афинах
  • Воспитанию  и обучению детей и юношества  в Афинах придавалось большое  значение. Афиняне стремились при  этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического  развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.
  • Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим  понятием - калокагатия - совокупность "добродетелей", куда включалась красота внутренняя (готовность к  исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего - мужчины.
  • До 7 лет  все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких  граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет - они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
  • Богатые рабовладельцы  Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали  философию, литературу, готовились к  управлению государством. В 18 лет, как  и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
  • Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом
  • Информация о работе Воспитание мальчиков в Древней Греции