Воплощение идеала человека в скульптурных произведениях искусства Древней Эллады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:59, реферат

Краткое описание

Предмет исследования данного реферата – воплощение идеала человека в скульптурных произведениях искусства Античной Греции. На мой взгляд, эта тема является одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации. В скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры

Содержание

1.Введение ................................................................3
2.Искусство Древней Эллады, его периодизация............3
2.1.Гомеровский период..............................................6
2.2. Архаический период (VII-VI вв. до н. э.)................8
2.3. Скульптура классической Греции в V веке до н. э..10
2.3.1.Мирон..............................................................13
2.3.2.Поликлет..........................................................14
2.4.Период Эллинизма в IV веке до н. э.......................15
2.4.1.Лисипп.............................................................17
2.4.2.Пракситель........................................................18
3.Заключение.............................................................19
4.Список литературы..................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

мхкре.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется  прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего  времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболе(рис.2) впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для  Парфенона. Синтез архитектуры и  скульптуры, столь характерный для  греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса  Олимпийского(рис.3). Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V в. в скульптуре начинают проявляться  новые черты, получившие развитие в  следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.1. Мирон

 

         Мирон (греч. Μύρων) — греческий скульптор середины V в. до н. э. из Елевфер, на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V в.). Древние характеризуют его как величайшего реалиста и знатока анатомии, не умевшего, однако, придавать лицам жизнь и выражение. Он изображал богов, героев и животных, причём с особенной любовью воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Наиболее знаменитое его произведение «Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях, из которых лучшая сделана из мрамора и находится во дворце Массими (итал. palazzo Massimi) в Риме. А у копии, находящейся в Британском музее, голова расположена неправильно.         Наряду с этой статуей древние писатели упоминают с похвалами об его изваянии Марсия, сгруппированного с Афиной. Об этой группе мы получаем понятие также по нескольким поздним её повторениям. Из изображений животных, исполненных Мироном, более других славилась «Тёлка », в похвалу которой писались десятки эпиграмм. За самыми незначительными исключениями, произведения Мирона были бронзовые.                                                      Недавно найденный египетский папирус сообщает, что Мирон создал статуи атлета Тиманта, победителя Олимпиады в 456 г. до н. э., и Лициния, победителя в 448 и 444 гг. до н. э. Это помогло установить время жизни скульптора. Мирон был современником Фидия и Поликлета, учителем его считается Агелад.

В честь  Мирона назван кратер на Меркурии.

 

 

 

 

 

2.3.2. Поликлет

 

 

Поликле́т Ста́рший (Πολύκλειτος)- древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры.                               Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.                                                    Как пишет Плиний, Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. (Ранний пример классического контрапоста — Дорифор). Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия — его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. (см.Хиазм)                                                                       Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец). Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета». Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица – одной десятой всей фигуры. Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. От пифагорейцев же идет теория так называемого золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей).

 

 

2.4 Период Эллинизма  (IV век до  н. э. )

К концу IV в. до н. э. огромная империя Александра Македонского распалась на отдельные эллинистические государства. Греция утрачивает свое былое могущество. В искусстве эллинистической Греции основные достижения связаны с разработкой образа человека в монументальной скульптуре.

Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид. . В сознании людей эпохи эллинизма складывается сложное отношение к действительности, которая зачастую выступает как сила, враждебная человеку, порой не способному противостоять ударам судьбы. Образы эпохи эллинизма несут в себе огромное эмоциональное напряжение и страстную патетику.

Такими  чертами наделен один из самых  замечательных памятников эллинистической поры — "Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя богини из паросского мрамора была воздвигнута на острове Самофрака (Самофракия) в память о победе над флотом сирийского царя. Весь ее облик, стройная крепкая фигура, уверенный шаг, гордый сильный взмах орлиных крыльев, создают ощущение ликующего торжества победы. Наиболее близка к традициям греческой классики статуя Венеры Милосской (около 120 г. до н. э., Париж, JI  Лувр)(рис.4). Ее авторство приписывается скульптору Александру (Агесандру). Она рождает чувство гармонии, это идеал нравственной чистоты и физической красоты того времени.

Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них  представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и  воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.

Другое, лирическое направление отразил  в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

Стремление  показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом"(рис.5). Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.

Имя афинянина Леохара связано с  двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и  эффектность Аполлона приводили  в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.1Лисипп

 

 

ЛИСИПП (ок. 390 – ок. 300 до н.э.), древнегреческий  скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес).

  В античности утверждали (Плиний  Старший), что Лисиппом создано  1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е.  17,6 м.

  Другие статуи Зевса были воздвигнуты  Лисиппом

на  агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, при-

чем последняя работа представляла Зевса  в сопровождении Муз. Изображение  стоявшей в Сикионе бронзовой  статуи Посейдона с одной ногой  на возвышении имеется на сохранившихся  монетах; копией с нее является напоми-

нающая изображение на монетах статуя в Латеранском

музее (Ватикан).

           Созданнная Лисиппом на Родосе  фигура бога Солнца Гелиоса  изображала бога на запряженной  четверкой колеснице, этот мотив  использовался ску-

льптором  и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке,

восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа  в Феспиях. Находившаяся также в  Сикионе статуя изображала Кайрос (бог  удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе,

его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.  

 

 

 

 

 

2.4.2 Пракситель

 

 

         Пракси́тель — древнегреческий скульптор, один из величайших аттических ваятелей IV в. до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.  Считается, что Пракситель, сын афинского ваятеля Кефисодота, родился в Афинах около 390 г. до н. э. Ко времени Александра Македонского, по-видимому, скульптора уже не было в живых.                                 Пракситель — первый скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину: скульптура Афродита Книдская, где обнаженная богиня придерживает рукой упавшее одеяние. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).                                                  В честь Праксителя назван кратер на Меркурии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

 

 

Древнейший  начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12 - 8 вв. до н.э.).

Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы.

В период архаики (7 - 6 вв. до н.э.) греческое искусство  далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней. Почти до самого конца архаического периода создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея.

В период ранней классики, так называемого строгого стиля скульптура носит переходный характер от архаики к классике. В это время в Афинах работали скульптуры Фидий, Мирон и Поликлет. Многие статуи их дошли до нас лишь в римских мраморных копиях I—II в. н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы

 

 

1.Куманецкий  К. "История культуры Древней  Греции и Рима", М., "Высшая

школа.", 1990 г

2. Ривкин Б.  И., "Античное искусство." 1972 г

3. Колпинский  Ю.Д. "Скульптура древней Эллады." – М., 1963

4. Соколов Г. "Искусство Древней Эллады."

5. Виппер  Б.Р. "Искусство Древней Греции." – М., 1972

6.Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной  культуры. - Обнинск, 1998


Информация о работе Воплощение идеала человека в скульптурных произведениях искусства Древней Эллады