Вестернизация в целом и его воздействия на отдельные сферы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:32, реферат

Краткое описание

И главной задачей моей работы является всестороннее рассмотрение процесса вестернизации в целом и его воздействия на отдельные сферы общества. При подготовке моей работы было использовано много интересной литературы. Самые новые и достоверные сведения из этой области удалось найти через виртуальные библиотеки сети "Интернет".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Современные цивилизации
1.1 Незападные цивилизации, или традиционное общество …………………….4
1.2 Западная цивилизация…………………………………………………………..4
1.3 Российская цивилизация………………………………………………………...5
2. Сущность процесса вестернизации
2.1 «Вестернизация», как культурная экспансия………………………………….7
2.2. Лингвистическая агрессия……………………………………………………..9
2.3 Что несет вестернизация отечественной культуре?.........................................10
Заключение …………………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат(Кул).docx

— 80.68 Кб (Скачать файл)

"муравейник", что "разумный  эгоизм" уничтожает  главное   в  человеке  —  его

свободу, творчество, самовыражение.  Систему  "разумного  эгоизма"  писатель

считал ответственной  за тот хаос, который царит в  душе  европейца.  Сегодня,

когда  мы  видим   ужасающие   последствия   агрессивного   и   беспощадного

индивидуализма, кто станет отрицать провидческую правоту Достоевского?

       Русская  философия, критиковавшая крайний  индивидуализм и  рационализм

европейской  цивилизации,  впервые  сказала   о   пагубной   односторонности

развития Запада. О гибели внутреннего человека как  показателе  глубочайшего

кризиса европейской культуры писал  Н.А.  Бердяев.  Буржуазная  цивилизация,

считал философ,  обезличивает  человека,  делает  его  бездушным  автоматом.

Власть  техники  убивает  живую  душу.  Бердяев  писал   о   беспредметности

европейской культуры, о  беспредметном обществе, не  ведающем,  во  имя  чего

живет. "Индивидуалистическая цивилизация XIX в.  с  ее  демо-кратией,  с ее

материализмом, с ее техникой, с  общественным  мнением,  прессой,  биржей  и

парламентом, — писал  он, —  способствовала  понижению  и  падению  личности,

отцветанию индивидуальности, нивелировке и всеобщему смешению".

       Развитие  техногенной цивилизации в XX в.  вызвало мощную  и серьезную

критику    техногенной    культуры    виднейшими    западными    философами.

Рационалистическая  цивилизация  обречена,  она   есть   деградация   высших

духовных ценностей  культуры  (О.  Шпенглер),  человек  в  ней  теряет  свою

сущностную самость (Г. Марсель), общий смысл бытия,  поглощается  обществом,

"патологически нарушается  высшее чувство ориентирования" (А. Швейцер).

       "Поглощение  современного  человека  обществом...  —  это,   пожалуй,

наиболее существенная черта  его сущности, — писал выдающийся гуманист XX  в.

Альберт Швейцер, — "море  несправедливости,  насилия и лжи,  захлестнувшее

ныне все человечество... с невероятной жестокостью  превращают  современного

человека  в  несвободное,  несамостоятельное,  бездумное,  лишенное  чувства

гуманности существо" .

       Развитие  в  XX   в.   техногенной   цивилизации,   которая   подвела

человечество к пропасти самоуничтожения,  заставило  переоценить  культурные

традиции  Запада,  основанные  на   рационализме,   показало   исчерпанность

резервов  ее  роста.  И  проявляется  это   прежде   всего   во   внутренней

опустошенности человека, исчерпанности  духовно-нравственных  ориентиров,  о

чем свидетельствуют все  возрастающее количество  индивидуальных  психических

расстройств, культивирование  чувственности,  эксперименты  над  человеческой

телесностью. Потеря смысла  жизни  наряду  с  увеличивающимися  психическими

нагрузками  вызывает  тягу  с  наркотикам  и транквилизаторам.   Стремление

восполнить духовную ущербность современной западной  культуры  ведет  все  к

возрастающему увлечению  восточными учениями.

       Многие  болезни  Запада,  о  которых   идет  речь,  характерны  и   для

сегодняшней России. Но это  лишь  следствие  бездумной  вестернизации  всего

образа  жизни,  страшная  цена,  которую  мы  платим  за  отказ  от   своего

этнокультурного своеобразия.

       Об исчерпанности  резервов роста западной цивилизации   свидетельствуют

и многочисленные  глобальные  кризисы  и  катастрофы.  Запад  задыхается  от

экологических проблем. Потребительски- материальная мотивация деятельности,

беспощадный индивидуализм  и иные  ценности  либерализма  вызывают  хаотичное

потребление природно-экологических  ресурсов и способны лишь создавать, а не

решать экологические  проблемы. Именно техногенная  цивилизация  ответственна

за глобальные кризисы  и катастрофы.

       Радикальные   реформаторы  прямо  указывают,  что  только  на   основе

абсолютной свободы  частной  собственности  и  рыночных  отношений  возможно

включение  России  в  мировую  цивилизацию.   Будущее   страны   связывается

исключительно с успешным усвоением  идей,  ценностей  и  жизненной  практики

Запада.  Рассматривая  процесс  вестернизации  как безальтернативный,  наши

реформаторы настаивают на обязательности западного  пути  как  единственного

условия успешной модернизации экономики. Но, может быть,  русская  культура,

которая  сложилась исторически,  не  может   принять   вызов   технотронной

цивилизации, а сохранение самобытности и традиционных культурных  ценностей,

действительно, является тормозом для создания эффективной экономики?

       В общей   истории  человечества  эпоха   индивидуалистической  культуры

является скорее исключением, чем правилом. Следует  не  преувеличивать  роль

индивидуалистической  культуры  Запада  (особенно  учитывая   горький   опыт

развития технотронной цивилизации  в XX в.), а изучать другие возможности.  И

в этой связи особый интерес  представляет развитие послевоенной Японии.

       По  мнению  японских  культурологов,  основными   атрибутами  японской

личности являются взаимозависимость,  опора  на  взаимопомощь  и  взгляд  на

межличностные отношения  как на цель саму по себе.  Эти  черты  обеспечивают,

на взгляд японоведов, гораздо  большую  эффективность  японского  общества  в

современном мире, т.к. в нем "человеческие ресурсы организации могут быть

лучше использованы, чем в ориентированных на специализацию системах  найма".

 

       Характеризуя  японский вариант коллективизма,  известный  американский

культуролог Ф.Л. Сю отмечает большую перспективность  традиционных  японских

социальных моделей для  успешного  развития  современной  экономики.  Высокие

темпы  индустриализации,  по  мнению  Ф.Л.  Сю,   объясняются   "сохранением

традиционной инфраструктуры социальной организации, но отнюдь не  внедрением

западной модели межличностных  отношений". Японские  исследователи  отмечают,

что японцы работают лучше, когда они трудятся в коллективе с другими, чем  в

одиночку. Коллектив и  личность воспринимаются здесь скорее в гармонии  друг

с другом,  нежели  противопоставляются.  Опыт  Японии  свидетельствует,  что

различного  рода  коллективизм  и  другие  традиционные  ценности   японской

культуры не только не выступают  препятствием успешной  модернизации  страны,

но являются огромной мобилизующей  силой,  ускоряющей  развитие  современной

экономики.

Сможет ли Россия найти  путь, аналогичный японскому, т.е. на основе  духовно-

нравственных начал собственной  цивилизации  обрести  путь,  соответствующий

условиям  конца  XX   в.,   или   всеобщая   вестернизация,   действительно,

безальтернативна?

       Казалось  бы,  Россия  благополучно  пережила   европеизацию,   сумев

сохранить  свою  самобытность,  и  Европой  так  и  не  стала,  стало  быть,

переживет  она  и  нынешнюю  вестернизацию?   Однако   опыт   предшествующей

европеизации  вселяет  слабую  надежду,  ибо  сегодня  мы   имеем   дело   с

принципиально  иной  ситуацией.  Безусловно,  западный  опыт   внедрялся   в

российскую действительность многократно, и после всех этих  прививок  Россия

сумела сохранить свою культурную самобытность.  Но  говоря  о  европеизации,

следует помнить, что она  не затрагивала жизнь народа. Западные  ценности  не

только не внедрялись в  народ и  были  ему  чужды,  но  и  просто  оставались

незнакомы  ему.  С появлением  массовой  культуры   вестернизация   приняла

угрожающе тотальный  характер,  идет  наступление  на  культуру  всех  слоев

общества. Киноиндустрия, телевидение, газеты и журналы,  шоу-бизнес,  звуко-

и  видеозаписи  —  вся  массовая  культура,  пропагандирующая  стиль  жизни,

ценности  и  стереотипы  Запада,  влияет  на  все  современное  общественное

сознание. Нынешняя вестернизация имеет хорошо  организованный  характер,  и

через массовую культуру идет активное внедрение западных  ценностей  во  все

слои населения.

        Вторая  особенность сегодняшней вестернизации  связана с характером

правящей власти. Никогда  в предшествующей истории  правящая  элита  не  была

столь "чужой среди  своих" соотечественников, а ее  ориентация  не  была  так

жестко привязана  исключительно к Западу.  Наконец,  для реализации  идеи

вестернизации России необходимы носители вестернизированной культуры. И они

уже  появились  в  достаточном  числе.  Все  эти  обстоятельства  заставляют

считать идею о полной  бесперспективности  вестернизации  России,  о вечной

"обреченности" России  на свой собственный путь излишне  благодушной.

И все же многое позволяет  смотреть на будущее русской культуры  с  надеждой.

В   России   сегодня   есть   социальная   сила,   способная   конструктивно

сопротивляться тотальной  вестернизации страны и искать ей альтернативу.  Это

национально-патриотические  движения.   Неприятие   в   большинстве   народа

откровенного бесстыдства, стяжательства, усиливающийся протест против  роста

индивидуалистических настроений позволяет надеяться, что внедряемая  сегодня

в массовое сознание этика  индивидуализма будет  в конце концов  отторгнута

как чужеродная социокультурному коду России.

Механическое  перенесение  западных  ценностей  на  почву  русской  культуры

способно породить лишь химеру. А. Зиновьев совершенно прав,  утверждая,  что

в России "нет и не  будет  никогда ни  демократии,  ни  рыночной  экономики

такого типа и уровня, как в странах Запада... На этом  пути  получится  лишь

жалкая имитация западных форм жизни в сочетании с оккупационным  самодурским

режимом". Возрождение  страны  возможно  только  на  собственной  почве,  на

основе нравственного  опыта российской цивилизации, ее культурных  ценностей,

обращенных к душе человека. Без корней, вне базовых ценностей собственной

культуры у России нет  будущего, ибо "грядущее  (по  словам  ее  поэта)  лишь

извечный сон корней". Нам суждено не "вхождение" в Европу, а поиск  на  базе

духовно-нравственных   начал   собственной    цивилизации    своего    пути,

соответствующего условиям конца XX в.

 

 

Заключение

 

 

 

       Часто   встречающийся  в  публицистике   призыв   «войти   в   мировую

цивилизацию» подразумевает  наличие  лишь  одной  цивилизации  -  европейско-

американской, между тем как в мировых культурных  процессах существуют

устойчивые структуры  других мировых цивилизаций.

       Утверждение  утилитарных ориентаций, романтизация  «здорового  бизнеса»

и поэтизация богатства  и  потребления  могут  заполнить  лишь  ограниченное

место в культурном  комплексе  общества,  за  рамками  которого  по-прежнему

необходимо  идейно-возвышенные,   высоко-духовные   ориентации,   устойчивые

идеалы и представления  о должном и достойном.

       Проблема  сохранения  и  развития  отечественной   российской  культуры

осложняется  тем,  что  в  течение  многих  предыдущих  десятилетий  русская

культура уничтожалась, а  насаждавшаяся  взамен  культура  советская  большей

своей часть разрушилась вместе с СССР.

       Все  вышеперечисленное, конечно, не  исключает тенденций  проникновения

западной культуры и довольно  широкого  ее  распространения,  но  существует

несомненные объективные  пределы такого распространения.

 

 

Список литературы

 

  1. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма». - М.: Наука, 1990
  2. Вестернизация кинематографа // Социс. - 1995, №2
  3. Государственный комитет РФ по статистике http:\\www.gks.ru
  4. Гудков Л. «Национальное сознание:  версия  Запада  и  России»,  //Родина,

1994, №2

5. Ерасов Б.С. «Социальная  культурология,  2-е издание,  испр.  И доп.  -

М.:Аспект - пресс, 1996

6. Жильцова Е.И.,  Егорова Э.Н.,  Сухолет  И.Н.  «Политическое  и духовное

развитие современного общества», М.: Просвещение, 1993

7. Захаров Е.Н. «Российская цивилизация» //Преподавание истории в  школе.  -

1993, №6, М.: Школа-Пресс

8. Ихлов Е.  «Национальная идея  для России» http://www.pcd.ru/n-forum/n-

idea.htm

9. Корякина   Е.   «Что   несет вестернизация   отечественной   культуре?»

http://www.incom-svyaz.ru/~dn/observer/N01_98/1ST14.HTM

10. Махнач  В.  «Россия в ХХ   столетии   (Диагноз   историка   культуры)»

http://www.russ.ru:8080/antolog/inoe/mahnach.htm

11. Современная западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990

12. Толстых В. «Ни панславизм, ни евразийство, ни православное  единство...»,

//родина, 1997, №8

13.. Энциклопедический словарь. - Общая редакция  акад.  РАН  Осипова  Г.В.  -

1995

 


Информация о работе Вестернизация в целом и его воздействия на отдельные сферы общества