Великие ученые средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:40, контрольная работа

Краткое описание

За 1000 лет до рождения ислама средоточием учености и просвещения была Греция, как и страны, оказавшиеся под влиянием греков. И в Римской империи она сохранила свою роль культурного центра. Философы и математики – Аристотель, Птолемей, Архимед – описывали устройство Вселенной. Ученые, такие как Гиппократ и Гален, сочиняли медицинские трактаты.

Содержание

Великие ученые Востока
Великие ученые средневековья
Аль-Фараби – философ и учёный-энциклопедист
Аль-Газали – один из самых выдающихся мыслителей средневекового Востока
Средневековая арабская математика и астрономия
Ибн Хордадбех – отец арабской описательной географии
Ибн ал-Хайсам – великий ученый-универсал

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Великие ученые Востока

  1. Великие ученые средневековья

  1. Аль-Фараби – философ и учёный-энциклопедист
  1. Аль-Газали – один из самых выдающихся мыслителей средневекового Востока

  1. Средневековая арабская математика и астрономия

  1. Ибн Хордадбех – отец арабской описательной географии

  1. Ибн ал-Хайсам – великий ученый-универсал

Великие ученые Востока

За 1000 лет до рождения ислама средоточием учености и просвещения была Греция, как и страны, оказавшиеся под влиянием греков. И в Римской империи она сохранила свою роль культурного центра. Философы и математики – Аристотель, Птолемей, Архимед – описывали устройство Вселенной. Ученые, такие как Гиппократ и Гален, сочиняли медицинские трактаты.      Их труды собирали, хранили и переписывали греки, римляне и византийцы. Но многих из них на родине объявили еретиками, и они сбежали в Персию. Там, на Востоке, греческая премудрость соединялась с индийской и китайской философией, что бы подняться еще на более высокий уровень.     Наши цифры кажутся нам чем-то самим собой разумеющимся, но римские цифры, счетная система Римской империи, были и совсем другими, и весьма неудобными. Сложить CIX  и LIV, чтобы получить CLXIII, намного труднее, нежели к 109 прибавить 54 и получить 163! Эта замечательная счетная система, которой мы пользуемся и сейчас, развита мусульманами.     Точнее, придуманы такие цифры были в Индии, но в Европе они распространялись благодаря арабской науке. Когда-то их именовали « алгоризмами » , по имени арабского математика lX века Аль – Хорезми. Удобная система счисления позволяла арабским ученым выполнять сложные математические расчеты.   Мусульмане много сделали и в области астрономии, особенно изобретя такие инструменты как астролябия, которая стола большим подспорьем в морских плаваниях.             Среди средневековых арабских ученых было немало блестящих мыслителей. Ибн Сина (в Европе он был знаменит под именем Авиценна) родился в 980 году близ Бухары (Средняя Азия). Он занимался медициной, математикой, астрономией, климатологией и философией. Трактаты Ибн Сины позволили европейцам ближе познакомиться с точными и медицинскими знаниями мусульман. Его книга по медицине « Аль – Канун», или « Канон врачебной науки», в средние века была одним из самых распространенных пособий. В ней Ибн Сина точно описывает признаки и течения многих серьезных болезней, а также приводит список около 1000 различных лекарств, принимавшихся арабскими врачами.    Ар – Рази ( в Европе его называли Разес) лечил больных в больнице Багдада в 900 годы и прослыл у современников лучшим врачом в мире. Он разработал несколько новых и эффективных способов лечения болезней и написал обширную медицинскую энциклопедию.         Аль – Масуди жил в X век в Египте. Он занимался естествознанием и создал труды по географии, геологии и биологии, предложил теорию эволюции за 900 лет до Дарвина. Он был великим путешественником и в 30-томной энциклопедии описал все страны, где он побывал.

Великие ученые средневековья

Великими учеными средневекового Востока были Абу Али ибн Сина (ок. 980–1037), которого в Европе звали  Авиценной, и аль-Бируни (973–ок. 1050). До нас дошла переписка этих ученых в связи с комментированием сочинений  Аристотеля (трактаты «О небе», «Физика»). Переписка состоит из вопросов аль-Бируни и ответов Ибн Сины. Например, Авиценна считал, как и Аристотель, что тяжелые элементы стремятся  к центру Земли, легкие – удаляются  от него. Аль-Бируни полагал, что все  без исключения тела стремятся к  центру Земли. Интересно, что на момент переписки аль-Бируни было 25 лет, Ибн  Сине – 18.  Великий энциклопедист Авиценна был философом, врачом, поэтом, астрономом. Его знаменитый трактат по медицине «Канон врачебной науки», переведенный на латынь, а затем на европейские языки, был в течение ряда веков настольной книгой врачей Запада и Востока. Эта медицинская энциклопедия содержит сведения по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, открытия Ибн Сины в области внутренних и кожных заболеваний. По авторитету его «Канон» можно сравнить лишь с трудом Аристотеля по философии.  Была написана Авиценной и «Книга знаний» – средневековая энциклопедия. В ней есть главы, посвященные механике. Ибн Сина рассматривает простые механизмы: рычаг, блок – ворот, клин, винт и их комбинации, которые частью отсутствуют у Герона.           Ибн Сина, сыгравший огромную роль в развитии философии и естественных наук, неоднократно в течение своей жизни заключался в тюрьму и изгонялся, а труды его, признававшиеся еретическими, сжигались, что подчеркивает его новаторство в науке.

Аль-Фараби – философ и учёный-энциклопедист

Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед  - философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище – Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке". Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Полное имя – Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.    Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим – в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. 
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби и начал листать эти книги и увлекся ими.            Аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского, к концу же жизни владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. 
В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад.      Он направляется в Египет через Дамаск. В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель.             Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю.  Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно – это аллах. Середина – это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец – достижение подлинного счастья.           Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума.        "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" – одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.

Здесь содержится учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа".

Аль-Газали – один из самых выдающихся мыслителей средневекового Востока

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (1058 – 1111) – знаменитый мусульманский ученый, правовед. Его называли «Худжжат аль-ислам» (Довод ислама), «Мухий ад-дин» (Оживитель веры), «Муджаддид» (Обновитель ислама). Автор более 1000 книг и трактатов.         Аль-Газали родился в 1058 году в Тусе (иранская провинция Хорасан). Его отец был неграмотным ремесленником, занимавшимся прядением и продажей шерсти. Он был набожным мусульманином и часто посещал собрания ученых-правоведов (факихов). Незадолго до своей смерти он завещал своему соседу взять на воспитание его сыновей Абу Хамида и Ахмада, младшего брата аль-Газали. Через некоторое время сосед отдал этих братьев учиться в медресе. После учебы в медресе аль-Газали путешествует по странам и городам мира ислама в поисках знаний. Большую роль в жизни аль-Газали сыграло знакомство с визирем Малик-шаха Сельджуки – знаменитым Низам аль-Мульком. В 1091 г. Низам аль-Мульк назначает аль-Газали на профессорскую должность в медресе «Низамийа» в Багдаде. Но тяга к увеличению своих знаний побуждает аль-Газали покинуть Багдад. Маршрут его путешествий обширен: Дамаск, Иерусалим, Хеврон, Мекка, Медина, Джурджани, Нишапур, Тус, Хамадан и др. После путешествий аль-Газали преподает некоторое время в медресе «Низамийа» в Нишапуре, но потом удаляется в родной Тус. Рядом с его домом было построено медресе, где он занимался обучением студентов обычным религиозным знаниям. Он умер в 1111 году в Тусе. Главный труд его жизни – «Возрождение религиозных наук». Цель этого труда – защита ислама от учений, подрывающих его устои, и обережение простых верующих от философии и спекулятивного богословия (калам), которые пагубно воздействуют на их неподготовленные умы и вводят их в соблазны. В этой книге ученый представил позитивную альтернативу «дурным людям», изложил свое учение в виде целостной религиозно-правовой концепции и особых форм религиозной практики, приспособленных к общепринятым потребностям каждого верующего. «Возрождение религиозных наук»       Одна из главных научных заслуг аль-Газали – систематизация всех достижений великой мусульманской цивилизации за пять веков. Его труды исследовали многие выдающиеся ученые – ан-Навави, ибн Асакир, ибн аль-Джаузи, аз-Захаби, ибн Рушд, ибн Теймия, аз-Зубайди и др.       Современные ученые, в том числе и христианские, признают, что аль-Газали внес огромный вклад в мировую теологическую и философскую мысль. Влияние его трудов можно заметить в средневековой христианской теологии Фомы Аквинского и философской концепции Гегеля.

Средневековая арабская математика и астрономия

Математика и астрономия, основанные главным образом на переводах  Евклида, Птолемея и индийских сиддхант, были и оставались в Халифате практически  направленными. Показательно высказывание Мухаммада ибн Муссы ал-Хваризми (ум. после 846 г.), одного из первых багдадских математиков, в начале его знаменитого  алгебраического трактата, посвященного ал-Ма‛муну: «Я составил краткую книгу  об исчислении алгебры и аль-мукабалы, заключающую в себе простые и  сложные вопросы арифметики, ибо  это необходимо людям при дележе наследств, составлении завещаний, разделе имущества и судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении  земель, проведении каналов, инженерном искусстве и прочих разновидностях подобных дел». По своему характеру  математические и астрономические  трактаты – звездные каталоги ал-Баттани, Абдаррахмана ас-Суфи (оба – X в.) и  др. – представляют небольшие по объему сочинений, и в составе  средневековой арабской книжной  письменности им принадлежит скромное место. Арифметические главы обязательны входят в тот раздел сочинений по фикху, где рассматриваются вопросы наследования и раздела имущества. С астрономией и счетом связаны произведения, посвященные лунному календарю, определению времени молитвы и поста, определению направления киблы (направление в сторону Ка‛бы), куда молящемуся полагалось обращаться лицом. Разумеется, географические, космографические и энциклопедические сочинения уделяли некоторое внимание математике и астрономии. Эти два предмета занимали ничтожно мало места, если вообще имелись, в программе медресе; тем не менее учебные пособия существовали

Ибн Хордадбех – отец арабской описательной географии

Убайдуллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех /род. около 820 – ум. около 912/913/ – выходец из знатного табаристанского рода. Интересна судьба его предков: дед Хурдазбих был зороастрийцем, который перешел на службу халифам и принял ислам; отец Абдулла был правителем Табаристана (иранская провинция) в 816-819 гг. и имел славу храброго полководца. Помимо качеств славного воина отец ибн Хордадбеха был очень образованным и дал хорошее образование своему сыну.             Учитывая то, что ибн Хордадбех был из знатного рода, а также весьма образованным он легко получил пост начальника почт в области ал-Джабал (северо-западный Иран). В круг его обязанностей входил детальный сбор сведений о подопечной области. Скорее всего, на этой должности он составляет черновой вариант научного труда своей жизни – «Книга путей и стран». Какое-то время жил в Самарре. Его научная и служебная карьера была очень успешной: он дослужился до начальника всего почтового ведомства Халифата. Последние свои годы он провел в Багдаде.             Этот ученый стал основоположником нового направления в арабской географии, которое описывало торговые магистрали и проживающие вдоль них народы. Новизной было то, что его работы основывались на современной информации, в то время как другие географы по старинке (метод Птоломея) опирались на исследования ученых прошлого.          «Книга путей и стран» – краткое описание стран с указанием областей, дорог, торговых путей, расстояний между пунктами и сумм собираемых налогов. Дается описание территорий влияния Халифата от Испании до Китая и Индии. Центральное место занимает описание Халифата, дается подробное описание Византии /главного врага мусульман того времени/ с упором на военную информацию. Каспийское море в его сочинении называется Джурджанским. Труд ибн Хордадбеха был бестселлером своей эпохи. Ссылки на него имеются у всех последующих географов.             Интересный факт: ибн Хордадбех не был активным путешественником. Источниками сведений для него были архивы Багдада и сообщения путешественников, воинов, купцов и дипломатов, живших в его время и посещавших различные страны. Например, описание Византии он получил от Муслима ибн Абу Муслима ал-Джарми, который побывал в византийском плену и был освобожден в 845 году.

Ибн ал-Хайсам – великий ученый-универсал

Абу Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам ал-Басри /965, Басра – 1039, Каир/ – выдающийся ученый арабского Востока. Благодаря своим способностям он занимал в родной Басре должность визиря. Однако любовь к науке побудила его оставить политическую карьеру. Средневековый сирийский ученый ибн Аби Усайби упоминает в своем «Источнике сведений о различных классах врачей» 92 сочинения ибн ал-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике.              Ибн ал-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырехугольник Ламберта», у которого три внутренних угла -  прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвертого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трех гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата.             В трактате «Об измерении параболического тела» ибн ал-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвертых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он приводит вычисление, равносильное вычислению определенного интеграла.    В трактате «Об изопериметрических фигурах» ибн ал-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар – самый большой объем из всех тел с равными поверхностями.  Ему принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.        Ученого часто именуют «отцом оптики». Ему принадлежит фундаментальный труд «Книга оптики» в 7-ми книгах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза и на опытной основе доказывает ошибочность теорий Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн ал-Хайсам выдвинул свою теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Он считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он даже дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.          Среди опытов, проведенных ученым, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал.  В XII веке его «Книга оптики» была переведена на латинский язык под названием «Сокровище оптики» («Opticae thesaurus») и оказала большое влияние на развитие оптики в Европе. Исследователь составил также ряд трактатов о зажигательных стеклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Информация о работе Великие ученые средневековья