Биография и творчество П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.
Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит.

Содержание

Введение 2
1. Биография 4
2. Творчество Петра Ильича Чайковского 12
Литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

Биография и творчество П.И. Чайковского.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой  — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье—гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают», - писал он.

 День композитора отличался  строгим распорядком, от которого он никогда не отступал.

Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.

16 октября 1893 года Чайковский  дирижировал в Петербурге первым  исполнением шестой  симфонии, а  в ночь с г 24 на 25 октября  он скоропостижно скончался.

«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского  своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.

В музыке Чайковского  каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.

Музыка Чайковского оказала  плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших  в музыку позднее. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.

Творчество Чайковского — вершина  мировой музыкальной культуры XIX века—вечно живой и драгоценный  родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.

 

2. Творчество Петра Ильича Чайковского

 

За годы творчества Пётр Ильич Чайковский написал: 

    • 10 опер, в том числе «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка». «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
    • 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,
    • музыку к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,
    • 6 симфоний и программную симфонию «Манфред».

Кроме того им написаны:

  • одночастные симфонические произведения:увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и сГамлет»;
  • фантазии «Буря» и «Франческа да Риминн» «Итальянское каприччио»,
  • Серенада для струнного оркестра,
  • 3 симфонические сюиты,
  •   «Моцартиана» (4-я сюита),
  • 3 концерта для фортепиано с оркестром,
  • Концерт для скрипки с оркестром,
  • Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром,
  • 3 струнных квартета,
  • фортепианное трио «Памяти великого художника»,
  •   струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»,
  • свыше 100 фортепианных пьес, в том числе:
    • цикл «Времена года»,
    • «Детский альбом»,
    • 2 сонаты,
    • вальсы,
    • мазурки,
    • скерцо и др.
    • 100 романсов.

Творчество композиторов-классиков Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского — великое сокровище русской культуры XIX века.

 Их традиции нашли  свое претворение и развитие  в произведениях композиторов  конца XIX и начала XX столетия —  Танеева и Глазунова, Лядова и Аренского, Калинникова, Скрябина и Рахманинова.

Все они - достойные преемники своих великих предшественников.

Русская классическая музыка развивалась  в тесной связи с передовой русской литературой и искусством.

Идейные и эстетические принципы композиторов-классиков прошлого столетия были своего рода маяком, осветившим путь русским музыкантам.

Вся жизнь русских композиторов-классиков  — это беззаветное служение искусству, своему народу, своей Родине. И искусство  для них является средством общения с людьми.

 Не для узкого круга тонких ценителей создавали свои произведения русские классики, а для всего народа.

В музыке композиторов-классиков отражена многовековая история нашей Родины, освободительная борьба русского народа против

гнета и насилия, воспет народ с его душевной красотой, горем и мечтой о светлом будущем.

В двадцатом веке в России музыка крепла и развивалась в борьбе с тормозившими ее развитие явлениями.

 Лучшие традиции композиторов-классиков  нашли свое развитие в творчестве  Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского, Шебалина, Свиридова и многих других советских композиторов, получивших известность во всём мире, и продолживших традиции известных русских композиторов.

Значение творчества Петра Ильича Чайковского в истории развития русской православной церковной музыки трудно переоценить. Он оказал влияние на процесс становления и расцвета "новой русской хоровой школы" - движения, поднявшего на небывалую высоту искусство сочинения и исполнения хоровых произведений в России конца XIX - начала XX столетия. П. И. Чайковский сыграл свою роль в деятельности Синодального училища. Для наблюдения за благоустройством церковно-певческой части в училище и для направления Синодального хора к "преуспеянию в духе древнего православного церковного пения" был учрежден Наблюдательный совет, в первый состав которого вошли такие корифеи, как П. И. Чайковский и протоиерей Димитрий Разумовский. В качестве члена Наблюдательного совета Московского Синодального училища церковного пения Чайковский содействовал назначению своих учеников - хорового дирижера В. С. Орлова и композитора А. Д. Кастальского - на преподавательские должности в этом учебном заведении, что, в свою очередь, помогло превратить Синодальное училище и его хор в важнейший центр сохранения и развития церковной музыки в России в течение последующих десятилетий.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки[1]. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

 

 

Литература

 

  1. Альшванг А.Н. П.И. Чайковский. Музыка 1967.
  2. Ауэрбах Л.Д. Трио Чайковского и памяти великого художника. М. Музыка 1997.
  3. Берберова Н.И. Чайковский (Биография). СПб Лимбург Пресс 1997.
  4. Давыдов Ю.Л. Записки о П.И. Чайковском. М. Гос. Муз.изд-во 1962.

Информация о работе Биография и творчество П.И. Чайковского