Библиотека в системе современной гуманитарной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:30, реферат

Краткое описание

Трансформация библиотеки в контексте современных социогенных и культурных процессов может носить двоякий характер: 1) рекультурация, т.е. коренная ломка представлений о содержании, функциях, месте и роли библиотеки в культурном пространстве, вплоть до ее упразднения. Результат этого процесса - деструкция сознания человека и социума, утверждение ценностно-нормативного вакуума (аномии). Аномия порождает негативного индивида, неспособного нести ответственность перед обществом и самим собой, она - яркое проявление социального одиночества и антикультуры; 2) второй вариант преобразований современной библиотеки носит «мягкий» характер и он предпочтительнее первого, так как связан с сохранением основных сущностных качеств библиотеки как культурного агента в диалоге культур; как кумулятора исторической, социальной и культурной памяти человечества. Тем самым создаются условия для конструирования гуманистически ориентированной личности.

Содержание

Введение.
I глава. Феномен библиотеки в культуре.
§ 1. Современные концепции библиотеки.
§ 2. Библиотека как социокультурный институт.
§ 3. Типы библиотеки в историко-культурном пространстве.
II глава. Библиотека в пространстве современной культуры.
§ 1. Библиотека в межкультурной коммуникации.
§ 2. Библиотека в культуре переходного периода.
§ 3. Библиотека в современной провинциальной культурной среде.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.41 Кб (Скачать файл)

2. Библиотека появилась как ответ  на потребность общества в  накоплении, хранении, передаче знаний  и культурного опыта, запечатленных  в тексте. Динамика социально-экономического  и культурного развития формирует  книжный мир, его стили и  направления, диктует ему свои  требования, обусловливает организацию  библиотечных фондов. Наряду с  этим, библиотека сама оказывает  мощное влияние на культурный  процесс, на отбор культурных  ценностей посредством выработки  собственной технологии отбора, хранения, передачи текстов, формата  и качества их носителей, каталогизации  и шифровки документов.

3. Библиотека как относительно  самостоятельная коммуникативно-познавательная  система осуществляет процессы  аккультурации и инкультурации как в синхроническом, так и диахроническом аспектах. Она способна проникать в мир иной культуры посредством воспитания у пользователя (читателя) культурной восприимчивости, правильной интерпретации проявлений коммуникативных свойств различных культур. Знания через пользователей библиотеки «перетекают» в другие культуры, а через них - в иные сферы деятельности, что позволяет библиотеке занимать стабильное положение в процессах межкультурных взаимодействий и сохраняться в пространстве мировой культуры.

4. Наиболее явно библиотека демонстрирует  свои креативные возможности  в период модернизации общественной  жизни. Посредством своих технологий  и фондов она помогает культурному  сообществу решать проблемы сохранения  и долгосрочного управления культурой  через письменно-фиксированное знание, печатное слово, получивших статус  документа. Благодаря хранящимся  в библиотеке документам она  не только осуществляет передачу  суммы накопленного культурного  опыта, но и наполняет сознание  читателей идеей культурного  релятивизма, а через него формирует  образцы культурной идентичности  и осторожно заменяет старую  модель культурного человека  новой моделью, минуя межпоколенный конфликт.

5. Библиотека как социокультурный  институт занимает свое место  в провинциальной культурнбй среде, выполняя миссию «культурной памяти». Используя своеобразие внутренней технологии по отбору, хранению, рубрикации и классификации текстов, библиотека осуществляет контроль за развитием культуры провинции, за его антропологическими последствиями. В этом случае ярко очерчивается ее библиотерапевтическая функция по отношению к духовному и физическому здоровью носителя провинциальной культуры. Удовлетворяя потребность в знаниях, библиотека гармонизирует сознание человека-«провинциала», вытаскивает его из набора однообразных ситуаций и тем самым сохраняет паттерны локальной культуры, преодолевает тенденции к глобализации, унификации и стандартизации культурных процессов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась  на кафедре культурологии, ее основные результаты докладывались на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях: «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003); «Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования  системы социальной защиты населения» (Тамбов, 2003); «Профессионально-личностные качества специалиста социальной сферы  как аспект социального образования  в современном мире» (Тамбов, 2004); «IX Державинские чтения» (Тамбов, 2004); в  научных статьях, помещенных в тематических сборниках. По теме диссертационного исследования опубликовано - 13 работ, общим объемом - 3,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, двух заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме "Теория и история культуры", Позднякова, Раиса Алексеевна

Выводы, к которым пришел автор, позволяют ему рекомендовать  данное исследование в качестве теоретической  базы для выработки проектной  методологии деятельности библиотеки как формообразования культуры, как  социокультурного института и как  информационно-культурного учреждения в условиях современного культурного  пространства человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате диссертационного исследования автором были определены место, роль, функции библиотеки в современной  гуманитарной культуре. Обратившись  к библиотеке, как необходимой  и органической составляющей современного культурного процесса, диссертант пришел к выводу о том, что она может  быть рассмотрена наиболее полно  и объективно при использовании  достижений культурологической мысли, современного книговедения и библиотековедения. Это позволило создать целостное  представление о библиотеке как  культурной форме, явленной как в  границах общечеловеческой, так и  в границах локальной (национальной, региональной, провинциальной) культуры. Особенно заметной культуротворческая миссия библиотеки становится в период трансформационных процессов, происходящих в обществе.

Анализируя структуру библиотеки, систему ее организации, находящейся  в эволюции своих институциональных  форм, социальных функций, автор пришел к выводу о том, что библиотека удовлетворяет потребности современного общества в информации, знаниях, межкультурных  связях, в сохранении национального  и этнического своеобразия локальных  культур. Приобретая в современном  мировом культурном пространстве статус информационно-культурно-образовательного центра, библиотека разворачивает такие  коммуникативно-познавательные ситуации, которые выступают в качестве семантических структурных конфигураторов, способных не только системно отражать культурно-знанивые состояния читателя (пользователя), но и быть хранителем тезауруса культуры, объединяя в себе различные культурные эпохи, традиции, стили и направления. Тем самым библиотека вносит свой бесценный вклад в процессы устойчивого развития общества.

Исследуя историю библиотеки в  контексте культурных процессов, диссертант пришел к выводу о том, что библиотека появилась как ответ на потребность  людей в накоплении, хранении и  передаче знаний, культурного опыта, запечатленных в тексте. Динамика общественных и культурных процессов  формирует своеобразие книжного мира, его содержательное и стилевое наполнение. В этой связи библиотечный фонд в каждый конкретный исторический отрезок времени отражает его  требования и веяния. Но библиотеку нельзя уподобить безвольному исполнению приказов времени и эпохи. Она, в  свою очередь, способна оказывать мощное воздействие на характер и существо культурного процесса, на отбор культурных ценностей (паттернов) посредством  выработки собственной технологии отбора, хранения, классификации текстов  и передачи их обществу.

Автор, обращаясь к библиотеке как агенту межкультурных связей, пришел к выводу о том, что библиотека как самостоятельная коммуникативно-познавательная система может достаточно успешно  осуществлять такие виды межкультурного взаимодействия как аккультурация  и инкультурация. Библиотека способна проникать в мир иной культуры посредством воспитания у читателей культурной восприимчивости через понимание, правильное истолкование смыслов иной культуры, через адекватную интерпретацию проявлений коммуникативных свойств различных культур. Это обстоятельство обусловило потребность общества в библиотеке как коммуникативном институте, располагающим богатым обменным фондом. Посредством этого фонда осуществляется обмен актуализированными знаниями между субъектом и объектом в культурной ситуации. Знания через пользователей библиотеки «перетекают» в другие культуры, а через них в иные сферы деятельности. Это позволяет библиотеке занимать прочные позиции в пространстве мировой культуры.

Известно, что самым напряженным  в историко-культурном отношении  считается переходное состояние, которое  переживает человеческое сообщество. Драмы перехода из одного состояния  в другое человечество переживало не единожды. Современный переходный период ознаменован появлением принципиально  нового состояния общества, которое  принято называть информатизацией  или модернизацией общественных процессов. В этих условиях библиотека наиболее явно демонстрирует свои креативные (культуротворческие) возможности. Посредством внутренних технологий и фондов она помогает культурному сообществу решать проблемы «врастания» в новые процессы посредством сохранения и долгосрочного управления культурой через письменно фиксированное знание, получившее статус документального знания. Библиотечные фонды содержат в себе не только сумму накопленных человечеством знаний и информации, но они способны наполнять сознание читателей идеей культурного релятивизма. Через него формируются образцы культурной идентичности, происходит осторожная замена старой модели культурного человека на новую модель, востребованную эпохой перемен. При этом общество избегает межпоколенного конфликта.

И далее диссертант, изучив специфику роли и место библиотеки в провинциальной культурной среде, пришел к выводу о том, что провинциальная библиотека призвана выполнять миссию «культурной памяти». Подбирая по определенным критериям книги, осуществляя их презентацию, библиотека осуществляет контроль за развитием антропологического компонента провинциальной культуры. В этом случае очерчена библиотерапевтическая и мемориальная функции библиотеки. Удовлетворяя потребность в знаниях незащищенных слоев населения, инвалидов, маргиналов и мигрантов, библиотека совершенствует и гармонизирует сознание человека—«провинциала», вытаскивает его из набора однообразных повседневных ситуаций. Посредством мемориальной функции провинциальная библиотека решает проблемы сохранения паттернов локальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Позднякова, Раиса Алексеевна, 2005 год

1. Абрамов, К. И. О  подготовке библиотечных работников // Ученые записки Моск. гос. ин-та культуры. 1971. - Вып. 21.

2. Аверинцев, С. Глубокие  корни общности // Лики культуры : альманах. М., 1995. - Т. 1.

3. Альбуханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. -299 с.

4. Амбарцумян, В. А. Библиотеки  Италии // Библиотековедение и библиография  за рубежом / В. А. Амбарцумян. М., 1960. - Вып. 5.

5. Антология исследования  культуры / гл. ред. серии С. Я.  Левит. Т 1. Интерпретации культуры. СПб. : Унив. книга, 1997. - 726 с. -(Культурология. XX век).

6. Антология культурологической  мысли / Ун-т рос. акад. образования ; авт.-сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. М.: Изд-воРОУ, 1996. - 351 с.

7. Арабская средневековая  культура и литература : сб. ст. зарубеж. ученых. М.: Наука, 1978. - 216 с.

8. Артановский, С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур : философ. методол. анализ соврем, зарубеж. концепций. -Л. : Просвещение, 1967. - 268 с. - (Ученые записки / Ленингр. гос. пед. ун-т им. Герцена ; т. 355).

9. Афанасьев, М. Д. Эволюция  социальных функций массовой  библиотеки // Чтение : проблемы и разработки: сб. науч. тр. М., 1985. - С. 49 - 62.

10. Ю.Ахиезер, А. С. Город фокус урбанизационного процесса // Город как социокультурное явление исторического процесса. - М., 1995.

11. Базов, В. В. Культурные  традиции и самоидентификация  личности: автореф. дис. . канд. филос. наук / В. В. Базов. ; Рос. акад. управления. -М., 1994.- 19 с.

12. Баллер, Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие ; отв. ред. Н. С. Злобин. М. : Наука, 1987. - 158 с. - (Научно-популярная литература. История и современность).

13. Банфи, А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. - 383 с.

14. Баренбаум, И. Е. Книга как агент культуры // Возрождение культуры России : кн. библ. дело. - СПб., 1997. - С. 3 - 13.

15. Бахтин, М. М. Эстетика  словесного творчества. 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 144 с.

16. Бердяев, Н. А. Смысл  истории. М.: Мысль, 1990. - 173 с.

17. Беспалов, В. М. Организация  работы библиотеки в помощь  развитию творческих способностей  специалиста // Науч. и техн. б-ки. 1995. - № 3. - С. 27 - 34.

18. Бецольд, К. Ассирия и Вавилония. СПб., 1904. - 144 с.

19. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С. 31 - 42.

20. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры : два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.21.Библиотека. 1999. - №2.

21. Библиотека в контексте  истории : материалы науч. конф., Москва, 810 июня 1995 г. / Науч. б-ка рос. гуманитар, ун-та. М. : Клуб «Реалисты», 1997.- 189 с.

22. Библиотека в социально-философском  аспекте : тез. Круглого стола, 15-16 апр. 1996 г., РНБ. СПб.: Изд-во СПБГТУ, 1997.

23. Библиотека в эпоху  перемен: философско-культурологические  и информационные аспекты / Рос. гос. б-ка, НИЦ Информкультура. Вып. 4 (12) : Дайджест (по поступлениям 2000 - 2001 гг.). - М., 2001. - 124 с.

24. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные  ценности : "Круглый стол" в. Рос. гос. б-ке // Библиотековедение. 1999. - № 2. - С. 28 -47.

25. Библиотека и регион : науч.- информ. сб. Вып.1. - М., 1995.- 135 с.

26. Библиотековедение : общ.  курс. : под ред. К. И. Абрамова, Н. С. Карташова. М. : Книжная палата, 1988. - 223 с.

27. Билз, P. JI. Аккультурация // Антология исследований культуры. -СПб., 1997. Т. 1.: Интерпретация культуры. - С. 348 - 370.

28. Бирючков, М. В. Книга, несущая свет. М., 1995.

29. Бланшо, М. Отсутствие книги // Комментарий. М. - СПб., 1997. - №11.

30. Бореев В. Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986.-301 с.

31. Борхес, X.-JI. Вавилонская  библиотека // Собр. соч. : в 3 т. М., 1997. -Т. 1.

32. Борхес, X.-JI. О дарах // Собр. соч.: в. 3 т. Т. 3. - М., 1997.

33. Борхес, X.-JI. Оправдание  вечности. М.: Ди-Дик, 1994. - 548 с.

34. Борхес, X.-JI. Письмена бога. М.: Республика, 1992. - 510 с.

35. Борхес, X.-JI. Проза разных  лет. М.: Радуга, 1984. - 318 с.

36. Бродель, Ф. Что такое Франция? Пространство и история. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1994. - 406 с.

37. Буева, JI. П. Культура и образование : проблемы взаимодействия «Культура, культурология и образование» : материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 3 - 56.

Информация о работе Библиотека в системе современной гуманитарной культуры