Библиотека античного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Один из важнейших разделов общего библиотековедения — учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела — развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Вопрос о том, что такое библиотека, когда, как и почему она возникла, какие пути развития прошла, в чем заключаются ее современные социальные функции, структура, механизм действия, каковы ее основные типы, имеет основополагающее значение для правильного понимания учения о ней.

Содержание

Вступление………………………………………………………………………..3
Глава 1……………………………………………………………………………4
Особенности развития и достижения древнегреческой культуры……4
Основные виды библиотек древнегреческих городов. Появление понятия «библиотека», формирование библиотеки как социального учреждения с постоянным статусом…………………………………….8

Глава 2.
2.1. Библиотека Афинского мусейона………………………………………...15
2.2. Библиотеки Древнего Рима……………………………………………….18
Заключение………………………………….…………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Библиотека античного мира.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

Неизвестно, какая из перечисленных  выше версий соответствует истине. По-видимому, в течение столетий Александрийская библиотека подвергалась многочисленным хищениям и разграблениям, пока оставшиеся книги в конце концов не рассеялись и не растерялись.

23 апреля 2002 г. состоялось  торжественное открытие новой  Александрийской библиотеки. Инициатива  министерства культуры Египта  по воссозданию Александрийской  библиотеки была поддержана ЮНЕСКО  и правительствами многих стран  мира.

С середины  II в. до н. э. большую известность приобрела библиотека в Пергаме. Пергамское   царство существовало  в Малой Азии  на протяжении 150 лет (284-133 гг. до н. э.). Пергамские цари тоже построили библиотеку, и обосновавшиеся в ней ученые также стали разыскивать тексты и приглашать переводчиков, переписчиков для работы с ними. Пергамская библиотека, основанная на столетие позже Александрийской, стала ее достойной соперницей. В ней, по словам греческого ученого Плутарха, было примерно 200 тыс. томов. Таким образом, Пергамская библиотека была второй по количеству и ценности фонда библиотекой классической древности.

Фонд Пергамской библиотеки состоял из рукописей разного содержания. Больше всего было трактатов по медицине, так как Пергам считался центром медицинской науки древнего мира.

С Пергамской библиотекой связана версия производства пергамента. Согласно данной версии, Птолемей  II, боясь, что Пергамская  библиотека может превзойти Александрийскую, запретил вывоз в Пергам папируса – основного материала, на котором писали в то время в надежде на то, что лишившись основного технологического материала, пергамские ученые остановятся. Поиски нового материала – заменителя папируса – привели к открытию пергамента*. Несмотря на трудоемкость в изготовлении пергамента и дороговизну, пергамент все же имел неоспоримые преимущества перед папирусом.  Он не пропускал чернила, что давало возможность писать с двух сторон листа. Пергамент можно было разрезать на небольшие листы, из которых затем сшивалась книга. Таким образом, в Пергаме родился далекий предок современной книги и определился ее формат, близкий к современному. При изготовлении пергамента его листы часто складывали вчетверо, что называлось по-гречески «тетрадь» (от «тетра» – четыре). Листы подравнивались острым ножом – «томом», отсюда слово «том» – то есть «разрезанный», «разделенный». Пергамцы организовали и наладили производство пергамента в больших мастерских, и скоро он завоевал признание книжников многих стран.

Судьба Пергамской библиотеки тоже печальна. Вмешательство Рима в дела эллинистических государств привело к тому, что постепенно Пергамское царство превратилось в римскую провинцию. Принято считать, что библиотека закончила свое существование в 31 г. до н. э., когда Марк Антоний подарил египетской царице Клеопатре большую часть сокровищ Пергамской библиотеки. Пергамцы пытались восстановить библиотеку, но былого ее величия достичь не смогли.

Библиотеки эллинистических  государств по своим функциям существенно  отличались от современных. Они представляли собой не только учреждения, создающие, собирающие и сохраняющие письменные памятники, но и были своеобразными научно-педагогическими центрами. Так, широко известны пергамские математическая и естественнонаучная школы, александрийские литературоведческая и филологическая школы. При библиотеках на полном государственном обеспечении, освобожденные от всех налогов, жили ученые, поэты, писатели. Они бесплатно пользовались книжными коллекциями. Библиотек, подобных Александрийской и Пергамской, в эллинистическом мире было немного, поэтому они привлекали образованных людей со всего мира. По образному выражению одного поэта, ученые тянулись в эти города как “пчелы к сосуду с медом”.

Принципиальных ограничений на передачу в библиотеку и хранение тех или иных книг по идейным, религиозным, цензурным соображениям не существовало, поэтому в фондах была представлена самая разнообразная литература по всем областям знаний. Хотя библиотекари и вдохновлялись религиозным рвением, оно не ограничивало их любви к учености. Поэтому фонды вакфных библиотек содержали, кроме Корана и коранистической литературы, беллетристику, поэзию, книги по медицине, праву, астрономии, философии, математике, магии, алхимии. В своем либерализме арабские библиотекари были гораздо терпимее к еретическим мнениям, чем их христианские коллеги и современники. Хотя отдельные реакционные богословы и ретивые служащие иногда изымали из фондов одиозные с их точки зрения произведения, такие “чистки” носили характер локальных вспышек.

Литературу  в вакфные библиотеки передавали по особой юридической процедуре, которая предусматривала обязательное составление списка передаваемых книг. Этот список служил одновременно юридическим документом и каталогом.

Фонды были, очевидно, организованы по предметному  признаку, а в самых больших  библиотеках расставлялись по отраслям знаний.

Режим работы вакфной библиотеки был различным: некоторые библиотеки работали ежедневно, другие – по 1 – 2 дня в неделю. Но для всех библиотек был установлен постоянный режим работы: обязательные дни и часы обслуживания читателей.

Библиотечными книгами пользовались не только на месте, но и на дому. Сохранилось  любопытное свидетельство арабского  ученого-энциклопедиста Якута аль-Хамави о том, что правила выдачи книг были настолько либеральны, что в одной мадридской библиотеке ему разрешили взять на дом одновременно 200 томов.

Персонал  библиотек, даже самых крупных, был  малочисленным – 3-6 человек. Обычно назначался попечитель (часто им был  основатель вакфа), хранитель (библиотекарь), помощник библиотекаря и несколько  слуг. В крупных библиотеках IX-XII веков управляющими были, как правило, широко образованные литераторы, ученые, с XIII века библиотеками заведуют почти  исключительно ученые-богословы. Обязанности  хранителя библиотеки, его помощника  и слуг состояли в том, чтобы содержать  книги в порядке и выдавать их читателям. Вопросы финансирования библиотеки, покупки и заказа новых  книг, регистрации новых поступлений  и ведения каталога, приема и увольнения служащих – все это было прерогативой распорядителя вакфа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Библиотека Афинского мусейона

Александрийская библиотека  была не просто самой  знаменитой, она задумывалась как  сочетание научно-исследовательского института и библиотеки, своего рода прообраз современной академии наук, где жили и работали многие ученые эллинистического средиземноморья.

Усилиями  Птоломея I в 290 г. до н.э был построен дворец муз - Мусейон (отсюда русское слово «музей») - крупнейший центр передовой научной мысли того времени.

Как опытному администратору, хорошо знакомому со структурой академии Платона и Ликея Аристотеля, организацию «храма муз» -- наподобие Афинского мусейона, доверили опальному экс-губернатору Афин и ученику Аристотеля Деметрию Фалернскому.

Где именно в Александрии был расположен Мусейон, - в точности неизвестно; по наиболее вероятному предположению, он находился к юго-западу от Восточной гавани.

  В любом случае, согласно Страбону, он был составной частью дворцового района. Приведем полностью соответствующее место из труда древнего географа, поскольку оно важно для понимания не только местоположения, но и устройства Мусейона в Александрии.

"Мусейон, - пишет Страбон, - также является частью помещений царских дворцов; он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне.

Об организации  Мусейона: на его территории соседствовали два учреждения с раздельной юрисдикцией: собственно  museion, предназначенный для музея и искусств, и библиотека — biblion . Ее называли главной библиотекой в отличие от филиала, построенного Птолемеем III Эвергетом в храме Сераписа в 235 г. до н.э.. Библиотека и Мусейон были организованы в факультеты с президентом-жрецом во главе. Библиотекой руководил поэт-ученый по царскому выбору. Многие из них были одновременно археологами, астрономами, врачами и критиками. Для них поэтическая форма стала удобным средством выражения научных идей. Должность главного библиотекаря была престижной, и ее обладатель становился ведущим чиновником в мусейоне.

Здание библиотеки имело несколько боковых пристроек  и крытых галерей с колоннами, где располагались ряды книжных  полок — theke. Книги не выдавались на дом, они предназначались для работы в читальном зале. Библиотека была общественным учреждением, и ее содержание оплачивалось из государственной казны. Это не являлось общей практикой в эллинистическом мире, где научные учреждения и их библиотеки принадлежали тем, кто их учреждал, как, например академия, основанная Платоном, или Ликей Аристотеля.

Весь комплекс, включая зоопарк, находился в  пределах царского квартала в центре города, рядом с портом. Архитектурный  стиль неизвестен, скорее всего, ансамбль имел те же формы, что и академия Платона в Афинах. В обширных зданиях  размещались лекционные залы, лаборатории, обсерватория, банкетный зал и  классные комнаты, так как время  от времени ученым резидентам приходилось  преподавать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Библиотеки Древнего Рима

Римская культура  выросла  из греческой. Фактически на раннем этапе развития она была почти точной копией эллинской культуры. В течение первых пятисот лет своей истории Рим не имел библиотек и почти не имел письменной культуры. Когда во  II веке до н. э. начала создаваться письменная история Рима, она писалась на греческом языке и лишь позднее была переведена на латынь.

Римляне по складу своему были очень практичными людьми, интересовавшимися  сельским хозяйством и торговлей. Не случайно поэтому при взятии Карфагена (146 г.) все захваченные римлянами рукописи были  “милостиво”   розданы местным африканским князьям и только 28 книг по земледелию были переведены на латинский язык – “ввиду их практической ценности”.

Считается, что приток книг в Рим неразрывно связан с римскими завоеваниями: книги становились  добычей, их привозили в Рим, но пользовались ими преимущественно проживавшие  здесь греки.

Постепенно образованность и ее непременный спутник –  книга – стали прочно входить  в быт римского общества. В золотой век латинской литературы (I в. до н.э. – конец I в. н.э.) в Риме было много частных библиотек, которые состоятельные люди и видные политические деятели создавали в своих роскошных поместьях. Известно, что богатые библиотеки имели Цицерон, Лукулл, Вергилий, Плутарх и другие. Такие частные книжные коллекции обычно были открыты для широкого круга знакомых владельца библиотеки – друзей, учеников, почитателей. Наиболее крупные из них насчитывали до десятков тысяч книг.

Собирательство книг наряду с покровительством науке и искусствам стало символом престижа и богатства. Только этим можно объяснить горечь Сенеки, пишущего о многочисленных владельцах библиотек,  которые за всю свою жизнь не удосужились  прочитать хотя бы заглавия своих  книг.

Идея создания публичной  библиотеки в Древнем Риме принадлежала Юлию Цезарю, побывавшему в Александрии  и ставшему косвенным  виновником уничтожения части Александрийской  библиотеки. В конце  жизни Юлий Цезарь вынашивал план создания в Риме двух крупных общественных библиотек, одна из которых была предназначена для греческих книг, другая – для латинских. Заботу об их создании и все руководство этим делом должен был взять на себя известный ученый Марк Теренций Варрон, которому в числе прочих  произведений принадлежало и сочинение “О библиотеках”  в трех книгах.

Смерть помешала Цезарю осуществить этот замысел, и первая римская публичная библиотека была основана через пять лет после  гибели Цезаря в 39 г. до н. э. полководцем, оратором, историком Гаем Ассинием Поллионом. Поллион был выдающимся деятелем этого бурного, богатого событиями века. Активный деятель цезарианской партии, командир легионеров, он отошел от политической борьбы и посвятил себя занятиям науками, литературой и искусством. Основанная им библиотека помещалась в вестибюле храма Свободы в Атриуме и была создана на средства, полученные от военных добыч. В библиотеке проходили публичные чтения новых произведений. По-видимому, в этой библиотеке были собраны книги на греческом и латинском языках. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.

Создание этой библиотеки имело большое политическое и  культурное значение. Отныне к богатствам классической греческой и римской  литературы получили доступ те круги  читателей, которые не располагали  средствами для создания личных библиотек.

В дальнейшем публичные  библиотеки основывали и другие римские  императоры, стремившиеся таким образом  увековечить свои имена. Император  Август основал в храме Аполлона Палатинского две библиотеки: латинскую и греческую.  Веспасиан в честь одной из военных побед открыл “Библиотеку мира”, которая получила широкую известность благодаря богатому подбору произведений ученых-грамматиков – эта библиотека была прообразом современной научной библиотеки со специализированным фондом. Император Траян основал Ульриеву библиотеку, в которой хранились архивы цезарей, а также редкости: книги из слоновой кости, полотняные книги. Известна и библиотека императора Адриана, которая в честь создателя была названа «Адрианой». В исторических трудах сохранилось описание этой библиотеки: потолок ее был сделан из алебастра и позолочен, стены из белого мрамора украшены картинами, в нишах стояли скульптуры, изображающие героев «Одиссеи» и «Илиады», а посреди зала возвышалась статуя самого Гомера.

В одном из древних описаний Рима, относящемся к периоду от Августа до Андриана (14 – 117 гг. н. э.), указывается, что число публичных  библиотек  в городе  приближается к тридцати. Эти библиотеки имели  особый штат обслуживающего персонала. Во главе каждой стоял прокуратор – человек образованный и облеченный особыми государственными полномочиями. Прокураторам подчинялись рабы, принадлежащие  государству или императорскому дому. Рабы (назывались они  “либрарии” – книжники, от латинского “либер” – книга) должны были следить за сохранностью книг и порядком в библиотечных помещениях,  переписывать обветшавшие рукописи.

Римские библиотеки представляли собой высокие залы, в которых  обычно размещалось книгохранилище и галереи с колоннами, где  был читальный зал. Пол в читальном  зале был устлан плитами из темного  мрамора, а потолки лишены позолоты, чтобы яркие цвета не раздражали читателя. По стенам помещения и  в центре стояли шкафы с  “ гнездами”  для свитков. Удобные кресла, статуи муз и  бюсты известных писателей – все это создавало атмосферу подлинного храма наук и способствовало особой приподнятости мысли. Поэтому читатели римских библиотек предпочитали изучать рукописи в читальном зале библиотеки, несмотря на возможность получать книги на дом.

Развитие книжной торговли и рост числа публичных библиотек  вызвали усиление цензуры и установление контроля за деятельностью библиотек и книжных лавок со стороны императорского Рима. В 1 г. н. э. из книжных лавок и библиотек было изъято около 2000 рукописей. Возможно, по этим же соображениям в конце II века была установлена должность специального чиновника – прокуратора, который занимался хозяйственными нуждами всех римских публичных библиотек. Было создано единое управление библиотеками и единый центр использования библиотечного персонала.

Информация о работе Библиотека античного времени