Библейская тема в творчестве русского художника Николая Ге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Свое представление о Библии есть и у художников, и у тех, кто интересуется изобразительным искусством: ведь она послужила источником сюжетов для неисчислимого множества произведений живописи, графики и скульптуры, созданных на протяжении огромного, почти двухтысячелетнего, исторического периода. Библейские истории получили визуальную форму в тысячах скульптурах, фресок, икон, картин, рисунков и гравюр. Каждое такое произведение предлагает свою версию почерпнутого из Библии сюжета, своеобразие которой определяется личностью и одаренностью художника, находившегося под воздействием великого множества факторов общественной и культурной жизни своей страны и своей эпохи. Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Ее запрещали, жгли, но она уцелела.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

В портрете линия движения была ровнее. Образами Герцена, Салтыкова-Щедрина, Некрасова и другими работами рубежа 60 – 70-х годов художник влился в общее развитие портретного искусства, которое как раз на рубеже десятилетий переживало существенный перелом. Новый портрет утверждается Крамским, Перовым, и Ге выступает здесь как один из родоначальников движения. Поздние его портреты содержат в себе новые черты, но разница между ними и "передвижническими" не такая, какая существует между "Петром и Алексеем" и поздними "Распятиями". Итак, кризис в творчестве Ге наступил тогда, когда передвижники приблизились к высшей точке своего развития. Его кульминация совершилась в годы, когда наибольшего успеха достигла тенденция, связанная с прямым обращением к реальности, с утверждением героя-современника, что противоречило позиции Ге, который, как известно, не видел в современности материала для обобщенного образа, идеального героя.

Ге начал выходить из кризиса в 80-е годы, к концу  десятилетия преодолел противоречия и достиг высшей точки своего творческого  развития. Что касается передвижников, ориентированных на непосредственное постижение реальности, то как раз в это время они оказались перед лицом таких проблем, которые для большинства (за исключением Репина и Сурикова) оказались непреодолимыми и практически поставили точку на их прогрессивном развитии.

Историк искусства никак  не может пройти мимо этой закономерности взаимоотношений Ге и его коллег по Товариществу. Как человек, он все время оставался верен передвижническим идеалам. Более того – этическую сущность их программы он выразил с наибольшей силой и последовательностью. Что же касается самого принципа художественного претворения идей, то здесь обнаружилось существенное расхождение, ставшее причиной сложных отношений Ге с передвижниками.

Особенно поразительно творчество художника в самые  поздние его годы. В тот момент, когда силы более молодых жанристов, переживших расцвет в 70-е, истощились и они словно не знали, какими путями пойти и за какие проблемы браться, гений уже старого тогда Ге, прошедшего долгий, трудный жизненный путь, испытавшего все тяготы творческих противоречий, цензурных гонений, житейских неустройств, вдруг расцвел, вспыхнул и вскоре сгорел. Это не был расцвет художника-артиста, нашедшего наконец свое время, чтобы выявить мастерство, реализовать накопленный годами опыт. Это было именно горение художника-человека, воплотившего весь свой нравственный потенциал.

Сила выражения моральных  проблем естественно объединяет Ге с самыми значительными деятелями  русской художественной культуры последних  десятилетий XIX века. Здесь могут быть названы имена Толстого и Достоевского. Первый был объектом почитания со стороны живописца и его верным другом; со вторым Ге может сравниться той страстью, которая вложена в художественную идею, и той болью за человечество, которую эта идея в себе несет.

В морали и философии  Ге человек оказывается на первом плане. Не гений, не творчество, не абстрактные нормы, а конкретный, данный человек. Достоевский в своем дневнике как-то написал, что "любить общечеловека (то есть идею человека. –Д.С.) значит наверное уже презирать, а подчас и ненавидеть, стоящего подле тебя настоящего человека"3. В устах Ге эта мысль получает более наивное, простодушное истолкование. Т.Л. Сухотина-Толстая вспоминает: ""Человек дороже холста", – сказал он мне раз, когда я досадовала на кого-то, оторвавшего его от работы"4. Этот, казалось бы, малозначительный факт, передаваемый мемуаристкой, представляется, однако, чрезвычайно показательным. Любовь к человеку, к каждому человеку, восприятие чужой боли как своей, страстное желание пробудить к добру – этими началами проникнута вся жизнь Ге, особенно его последние годы. И эта жизненная программа прямо реализуется в творчестве. Оно пронизывается задачами высшей нравственности, и одновременно каждый шаг героя словно воплощает жизненную ситуацию, в какой нетрудно представить самого художника – страдающего, сомневающегося, жаждущего, гибнущего. Ге сам живет в этих образах. Моральные качества его личности во многом определяют образную силу его искусства.

Одновременно моральная  проблематика выступает как объективная  данность. Вот как объяснял Л.Н.Толстой американскому публицисту Кеннану содержание картин Ге: Отношение к Христу, как к Богу, произвело много картин, высшее совершенство которых давно уже позади нас. Настоящее искусство не может теперь так относиться к Христу. И вот в наше время делают попытки изобразить нравственное понятие жизни и учения Христа. И попытки эти до сих пор были неудачны. Ге же нашел в жизни Христа такой момент, который важен теперь для всех нас и повторяется везде во всем мире, в борьбе нравственного, разумного сознания человека, проявляющегося в неблестящих сферах жизни, с преданиями утонченного и добродушного, самоуверенного насилия, подавляющего это сознание. И таких моментов много, и впечатление, производимое изображением таких моментов, очень сильно и плодотворно...5Однако, определяя место поздних картин Ге в русской живописи конца XIX столетия, было бы неверно ценить их качества, исходя лишь из общих программ.

В его работах наиболее последовательно выявилась идея "живой формы". Она заключалась  в соответствии формы смыслу и содержанию образа. Ге призывает искать каждый раз новую форму, "ту именно нужную единую форму, которая может одна выразить мою мысль". В беседе с учениками Киевской рисовальной школы он говорил: Я в своей жизни написал более ста портретов, и ни одного раза мне не пришлось написать одинаковым способом: каждое лицо особого характера потребовало наново искать способ передать этот характер, а что ежели я еще напомню вам, что эти головы еще потребовали бы передачу того выражения, которое каждый может иметь неограниченное число и столько же оттенков. Вы сами видите, что только предмет искусства стал живой, и форма явилась живая, бесконечно разнообразная... Живое содержание требует и дает живую форму...7Из этих слов можно сделать вывод, что Ге выступает против элементов заученных, автоматических, чаще всего господствующих в творческом процессе, против примата их механического использования, за неповторимую композиционно-живописную задачу, в каждом случае зависящую от предмета изображения и вкладываемого художником чувства. Такая концепция принципиальна. Она не связана лишь с проблемой качества. Нельзя сказать, что воплощение идеи живой формы обязательно поднимает качественный уровень произведения. Она прежде всего свидетельствует о каких-то новых тенденциях.

В том, как претворена живая форма в поздних картинах Ге, можно усмотреть направление художественного развития, переводящее нас из девятнадцатого столетия в двадцатое. Здесь я хочу воспользоваться мыслью, которую в одной из статей выдвинула Н.А.Дмитриева8. Она нашла в позднем Ге зачатки экспрессионизма. Мне кажется, эта плодотворная мысль должна быть органично связана с идеей живой формы.

Как известно, в европейской  живописи двух последних десятилетий XIX века историки искусства справедливо видят предшественников экспрессионизма в творчестве трех художников – Ван Гога, Энсора и Мунка. Действительно, из их опыта рождаются экспрессионизм немецкого "Моста" и последующие экспрессионистические тенденции XX века. Опыт Ге, разумеется, нельзя просто поставить рядом с творчеством этих трех мастеров. Слишком далекие начала – в академическом романтизме – делают невозможным такой решительный скачок в новое. И тем не менее поздние работы нашего художника – "Распятия", "Голгофа", "Христос и разбойник", а также многочисленные подготовительные рисунки к ним – дают возможность предвидеть экспрессионистическое будущее европейского искусства. Здесь Ге в большей мере сопрягается с западноевропейскими исканиями XX века (например, Эмиля Нольде), чем с русскими. Дело в том, что русский экспрессионизм получил реализацию скорее в неопримитивизме, чем в "чистом" экспрессионизме. Неопримитивизм – во всяком случае в годы своего расцвета – не вспомнил о позднем Ге. Правда, те художники, которые начали в пределах неопримитивизма в "Ослином хвосте" или "Мишени", в 1920-е годы оказались в "Маковце" – такие, как С.Романович или В.Чекрыгин, – и в преломленной форме воскресили наследие Ге.

Но при чем здесь  живая форма? Думается, именно она  была провозвестницей новых тенденций. Форма приобретает возможность непосредственно откликаться на каждое душевное движение, на каждый внутренний порыв. Она – прямой отклик на собственное чувство, состояние, а они в свою очередь связаны с предметом изображения, который и вызывает художнические чувства. Такой способ реализации творческого порыва в какой-то мере приближается к экспрессионистическому методу. Нельзя не подчеркнуть, что присущий экспрессионизму момент спонтанности, неоформленности, порывистой экстатичности в реализации художественного содержания читается в произведениях Ге не так уж ясно – чаще в незаконченных вещах или в эскизах, в подготовительных рисунках. Как и у всякого русского художника второй половины XIX века, в его творчестве остается противоречие между законченностью картины и свободой эскиза, этюда, наброска. Это противоречие заставляет нас с еще большей осторожностью употреблять понятие экспрессионизма по отношению к работам Ге. Поздние живописные поиски Ге имеют разнообразный характер. В портрете Петрункевич мы находим отзвуки ранне импрессионистических опытов, хотя в целом пленэрно-импрессионистический путь Ге как бы противопоказан. С другой стороны, его интересовала картина с ярко выраженным однотонным, декоративным решением. Он сам упоминал о таких исканиях, да они и видны в его произведениях. Все эти опыты Ге чрезвычайно симптоматичны, однако экспрессивные оказались наиболее активными. В потоке новых живописных работ рубежа 80 – 90-х годов им принадлежала главная перспектива. В них полнокровнее реализуются человеческие помыслы Ге, его вера, честность, человечность, духовная высота, красота души – как раз те качества, которые сближают художника с высшими проявлениями русской культуры XIX столетия.

 

Прожив шестьдесят три  года, пройдя сорокапятилетний путь творчества в условиях чрезвычайно плотного и напряженного развития русской художественной культуры, он сумел проложить свою линию в эволюции живописи, соединить разные ее этапы, многое сохранить от старого, стимулировать современные ему тенденции, наконец, предвидеть будущее. В истории русского искусства артистизм часто отступает на второй план перед высокой нравственной позицией художника. Таким высоконравственным художником был Ге. О нем прекрасно сказал Репин: "Да, он человек необыкновенный, и талант и душа его горят в нем и бросают лучи другим..."

 

 

Заключение

 

В разные годы мы смотрим на картины по-разному (так  же, впрочем, как и слышим поэзию и музыку). Дело не только в нашем  возрасте и опыте. Главное зависит  от нашего миросозерцания. Тот, кто  обрел веру и Бога, увидит и оценит живопись, картины Николая Ге не просто информационно, чисто сюжетно, но, главное, во всей духовной полноте и глубине. В этом еще одна польза приобщения к Святому Писанию, к Евангелию, к Библии…

Николаю Николаевичу  Ге принадлежит целый ряд замечательных  картин и эскизов на евангельские сюжеты. Это «Возращение с погребения Христа», «Вестники Воскресения», «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом», «Христос перед Анной», «В Гефсиманском саду», «Последняя беседа Христа с учениками», «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад», «Суд Синедриона», «Повинен смерти!» и другие.

Творчество, пронизанное  христианской идеей добра и любви, творчество замечательного художника XIX столетия Николая Николаевича  Ге помогает мне еще больше ощутить  и увидеть образ Спасителя, помогает приблизиться к Нему!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 




Информация о работе Библейская тема в творчестве русского художника Николая Ге