Балаклава. Музей "Холодной войны"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 12:55, реферат

Краткое описание

Уникальность Балаклавской бухты, природно-климатические условия, географическое положение, ее закрытость и, вместе с тем, близость к передовым рубежам советской науки выдвинули Балаклаву в число наилучших естественных и всепогодных испытательных полигонов Советского Союза. Море и береговая черта, прибрежный шельф и космическое пространство, горы и ущелья, морские животные и огромный подводный полигон затонувших судов и кораблей, здесь было все, что нужно для советской науки.
Наличие рядом Черноморского флота с практической экспериментальной базой, надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и различными видами вооружений, техники придавали особую ценность Балаклаве, как комплексному военно-научному испытательному центру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.История создания и развития 14-й дивизии ПЛ ЧФ………………………...4
2.Объект 825 ГТС История и описание…………………………………………9
3. Руководство, акредитационный уровень работников и структура музея……………………………………………………………………………...11
4. Окаменелости Крыма…………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.История создания и  развития  14-й дивизии  ПЛ ЧФ………………………...4

2.Объект 825 ГТС  История и описание…………………………………………9

3. Руководство, акредитационный уровень работников и структура музея……………………………………………………………………………...11

4. Окаменелости Крыма…………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уникальность Балаклавской бухты, природно-климатические условия, географическое положение, ее закрытость и, вместе с тем, близость к передовым рубежам советской науки выдвинули Балаклаву в число наилучших естественных и всепогодных испытательных полигонов Советского Союза. Море и береговая черта, прибрежный шельф и космическое пространство, горы и ущелья, морские животные и огромный подводный полигон затонувших судов и кораблей, здесь было все, что нужно для советской науки. 
Наличие рядом Черноморского флота с практической экспериментальной базой, надводными кораблями, подводными лодками, самолетами и различными видами вооружений, техники придавали особую ценность Балаклаве, как комплексному военно-научному испытательному центру.

В течении практики я посетила Балаклавский музейный подводный комплекс по ремонту подводных лодок, называемый иногда "Музеем холодной войны". Музей расположен в сверхсекретном ранее подземном комплексе - объект 825 ГТС (гидро-техническое сооружение) - включавшем в себя базу подводных лодок и ремонтный завод. До воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в помещениях комплекса демонстрировалась экспозиция музея Военно-морских сил Украины. Также, в одном из помещений функционировала выставка музея Шереметьевых "Крымская война": мундиры, оружие, награды, монеты, карты и другие предметы времен Крымской войны, переехавшая впоследствии в Михайловскую батарею. Музей расположен по адресу город Севастополь Балаклавский район Таврическая набережная 22. 

  1. История создания и развития  14-й дивизии  ПЛ ЧФ

 

Послевоенный период можно назвать периодом бурного развития дизельных подводных лодок ЧФ, активного освоения подводных лодок 613, 644, 665, 651, 641, 877 проектов, поиска и освоения новых методов их боевого использования. В 60-х годах на ЧФ имелись три отдельные бригады подводных лодок  и два дивизиона.  155 ОБРПЛ, имеющая в своём составе подводные лодки 613 проекта, базировались в Балаклаве, 27 ОБРПЛ пр. А-615 также находилась в Балаклаве, в Севастополе стояла 153 ОБРПЛ, имеющая лодки пр.613. По одному дивизиону лодок 613 проекта базировались в Феодосии и в Одессе. 30 марта 1967 года была сформирована 14-я дивизия пл КЧФ. Для этого периода характерна большая напряженность боевой подготовки, полное отсутствие элементов упрощенства. Особое внимание уделялось торпедной подготовке. Большое количество надводных кораблей на ЧФ в  это время позволяло формировать мощные ОБК, состоящие из крейсеров пр. 68 бис, эсминцев пр. 30 БИС – 6-8 кораблей. Стрельба торпедами отрабатывалась подводными лодками только залповая из носовых и кормовых ТА. Со временем в составе ОБК в качестве главных целей выступали противолодочные крейсера «Москва», «Ленинград», в составе их непосредственного ближнего охранения большие противолодочные и сторожевые корабли.  С появлением в составе флота десантных кораблей атаки выполнялись и по ДЕСО, при этом он имел как ближнее, так  и дальнее противолодочное и противоминное охранение. Использовались торпеды 53-51, 53-56В, как правило, минимум по 4 торпеды в залпе, в последующем торпеды САЭТ–60, 53-61, 53-65К. Развивалась противолодочная подготовка, выполнялись стрельбы в дуэльной ситуации торпедами СЭТ-53, СЭТ-65. всё это требовало очень высокой выучки от личного состава, и особенно тактической подготовки от командиров ПЛ. И действительно, командиры подводных лодок того времени были асами торпедной стрельбы, а умение их грамотно принять решение по выходу  в торпедную атаку высоко ценилось среди подводников, как впрочем, и сейчас. Также большое внимание уделялось минной подготовке. Причём отрабатывался полный цикл действий при минной постановке: загрузка полного комплекта мин в торпедные аппараты и на стеллажи. Далее лодки развёртывались в район минной постановки, производили его доразведку, ставили в первую ночь первые линии активных минных заграждений, после чего уходили скрытно в район ожидания. Как правило, в районе ожидания подлодка ложилась на грунт, производила перезарядку торпедных аппаратов. С наступлением темноты снова переходила в район постановки последующих линий заграждений. Причем использовались только автономные средства навигации. В целом это были очень сложные задачи, которые требовали отличной подготовки всего экипажа, но особенно штурманов и минёров. Активно отрабатывались на штабных маневрах и фактически в море действия торпедных подводных лодок в составе завес 2-х лодочного и 3-лодочного состава. Это был большой шаг вперед в боевом использовании подводных лодок по сравнению с позиционным методом, который применялся в годы войны.

В 1961 году в состав 155 ОБРПЛ пришла из завода «Красное Сормово» первая ракетная ПЛ пр. 644 «С-69» под командованием капитана 3 ранга Кржижановского Владислава Ивановича. Это была переоборудованная под ракетную ПЛ пр.613 с двумя контейнерами в корме для хранения и пуска первых крылатых ракет для стрельбы по берегу П-5 (в дальнейшем их модификации П-5С, П-5Д) Так 155 ОБРПЛ приступила к освоению нового оружия – ракетного оружия. Дело это было сложное, требовало от личного состава освоение ракетного и навигационного комплексов типа «Север» и «Сила», астронавигационного комплекса «Лира». Поэтому длительное время лодка «С-69»  стояла у пирса, периодически производя пуски с привлечением представителей промышленности заводов- изготовителей. Однако, с вступлением в должность командиром бригады контр-адмирала Лазарева Георгия Васильевича в 1963 году, подводная лодка «С-69»  начала делать уже прицельные пуски. Вслед за «С-69» в 155 ОБРПЛ пришли в 1966 г. ракетные лодки пр. 644 с ракетным комплексом П-5 пл «С-46», командир капитан 2 ранга Гик, «С-162», командир капитан 2 ранга Крестовский. Затем в бригаду пришла ракетная подводная лодка пр. 665 «С-165», командир капитан 2 ранга Изюмов. Надо отметить большую роль командиров ракетных лодок Кржижановского, Амаева, в дальнейшем Сергеева, Крестовского, Изюмова, флагманского штурмана 155ОБРПЛ капитана 3 ранга Ковалева Я.А., флагманского ракетчика капитана 3 ранга Барышева Валентина Владимировича, специалиста 4 отдела флота капитана 1 ранга Шипкова Ивана Петровича. Это их трудами были разработаны первые «наставления» по боевому использованию навигационных и ракетных комплексов пл ЧФ.

Командирами бригад, командирами ракетных лодок разрабатывалась тактика боевого использования ракетных ПЛ.  Командиры подводных лодок, их офицеры, офицеры штабов бригады, флота  очень много делали для освоения этих подводных лодок и их боевого использования . 155 ОБПЛ к 70-м  годам стала ракетно-торпедной бригадой, что значительно повысило её боевую мощь особенно, когда в качестве боевых частей ракет стали, применяться АСБЗО. Корабли дивизии пл ЧФ принимали участие в крупнейших маневрах и учениях «Океан-70», «Юг-71», «Запад-73» и в совместных учениях стран Варшавского Договора. В 1979 г. высокую оценку командования получил экипаж пл «С-376» под командованием капитана 2 ранга А. Пастернак, а спустя 7 лет отлично зарекомендовала себя  пл «С-197» под руководством комбрига капитана 1 ранга Владимира Жучкова на учениях флотов Болгарии, Румынии и Советского Союза. Офицеры и мичманы дивизии оказывали помощь в подготовке экипажей и эксплуатации подводных лодок в 7-ми государствах: Алжире, Болгарии, Египте, Индии, Ливии, Румынии, Сирии. Черноморские подводники стояли у истоков освоения ракетного оружия в Военно-Морском Флоте. Надо сказать, 155 ОБРПЛ много сделала для освоения  баллистических ракет. Подводная лодка «СС-229» (командир капитан 2 ранга Элиас Валентин Иванович) в течение длительного времени обеспечивала отработку и фактические пуски баллистических ракет совместно со стендовыми испытаниями, проводившимися в Балаклаке. Для этого ПЛ «СС-229» прошла переоборудование и имела приборы и оборудование, как атомные ракетные подводные лодки. За освоение нового ракетного оружия, успешные испытания крылатых и баллистических ракет, многие командиры ракетных подводных лодок, флагманские специалисты и офицеры этих лодок были награждены орденами и медалями. Командирам 155 бригады контр-адмиралу Лазареву Георгию Васильевичу, адмиралу Самойлову Владимиру Александровичу, капитану 1 ранга Маркелову Николаю Александровичу, их заместителям капитанам 1 ранга Завгороднему Ивану Николаевичу, Ясневичу Владимиру Ивановичу, командиру 153 брпл контр-адмиралу Цареву Борису Михайловичу  и другим пришлось осваивать и торпедное и ракетное оружие, разрабатывать методы боевого использования как ракетных, так и торпедных лодок. И надо сказать, они это делали успешно. Очень активно в этом им помогали 4 отдел флота, оперативное управление штаба флота, отдел боевой подготовки флота, аппарат флагманского штурмана флота, гидрографическая служба флота. К концу 80-х годов 14 дивизия ЧФ насчитывала до 50-ти дизельных подводных лодок 14-ти проектов, которые были способны выполнять любые задачи, возложенные на данный класс кораблей. Значительное их число использовалось в опытных целях для испытания нового вооружения и техники. Немалый  вклад внесли черноморские подводники в развитие военно-морской науки. На подводных лодках испытывались образцы современной техники, работали ученые военных научно-исследовательских институтов. С подводной лодки – лаборатории «БС-555», погрузившейся на глубину 300 метров, впервые в мировой истории был осуществлен выход в открытое море акванавтов.

В начале 60-х годов началось несение подводными лодками ЧФ боевого дежурства, боевых служб в Черном  и Средиземном морях, с выходом в Атлантику. Наибольшую нагрузку по выполнению задач дальних походов  имели торпедные подводные лодки «С-70», «С-384», «С-66», «С-100» и другие, где закалились командиры Громов, Коротченков, Руфеев. Боевое дежурство  начиналось с 10 суток и заканчивалось 7-8 месячным боевым дежурством ракетных и торпедных подводных лодок в Донузлаве. В этот период началась отработка совместного несения боевого дежурства ракетных и торпедных подводных лодок в паре, в составе единой тактической группы.

За высокие показатели в БП и ПП 155 бригада в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции была награждена Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР (на вечное хранение как символ воинской доблести) и в 1972 году Юбилейным Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР.

За большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 30 апреля 1975 года 153 бригада пл ЧФ Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Все эти достижения и успехи были возможны благодаря самоотверженному ратному труду всех категорий подводников. Среди них такие известные на флоте люди, как адмиралы Чурсин С.Е., Герасимов В.И., Самойлов В.Л., Кобельский Л.И., Балтин Э.Д., Египко Н.П., Кравченко В.А., Царев Б.М., Погорелов Ф.И., Ничик Ю.М., капитаны 1 ранга Маркелов М.А., Бежанов В.И., Милованов В.П., Иванов П.П., Наугольников А.К., Жучков В.П., Косткин А.Я., Рогулев Л.Г., Попов В.А., Луценко А.Ф., Паршин Г.П. и многие другие патриоты подводной службы.

15 декабря 1994 года были  расформированы 14-я дипл и 153-я  обрпл ЧФ. Достойно продолжает  дело своих предшественников  нынешнее поколение подводников-черноморцев.

 

  1. Объект 825 ГТС  История и описание

 

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 годас участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

  1. Руководство, акредитационый уровень работников и структура музея

 

Директор музея: Тарариев Юрий Семенович капитан I ранга/з

Заместитель директора: Иванов Валерий Борисович полковник/о, к.ф.н., заслуженный работник культуры, писатель

Заместитель директора по МТО: Тимофеев Юрий Леонидович полковник/з

Главный бухгалтер: Харьковская Наталья Евгеньевна

Начальник научно-исследовательского отдела: Жуков Евгений Александрович

Начальник научно-просветительного отдела: Баженов Роман Анатольевич

Начальник научно-фондового отдела: Бержицкая Эльвира Абдурамановна

Инспектор по кадрам: Некрасова Екатерина Васильевна

Юристконсульт: Ивасенко Татьяна Валерьевна

Организатор экскурсий: Юдина Татьяна Викторовна

Старший научный сотрудник: Михайловская батарея Бержицкий Данил Юрьевич

В музее вы увидите первый в Советском Союзе подземный противоатомный, совершенно секретный объект, для укрытия подводных лодок от атомного взрыва, подземный морской 600-метровый судоходный канал, пронизывающий насквозь гору Таврос с севера на юг,  и единственный сохранившийся в Европе арсенал ядерного оружия ВМФ СССР, в помещениях которого в настоящее время размещены  музейные экспозиции: входная группа - 1-й транспортный зал, экспозиция «История строительства подземного комплекса» - экспозиция «Подземный Севастополь» - главный транспортный коридор , выставка плакатов "История становления и создания атомного подводного флота СССР " - пред доковая площадка - переход к арсенальной части музея - экспозиция ЦКБ  «Черноморец» - экспозиция "Подводные силы Черноморского флота" - переход к экспозиции «Надводные корабли» и «Оружейный зал» - восточный выход из подземного комплекса. 
Аккредитация лекторов (экскурсоводов) ВИМФС

Туристическая деятельность в современном мире развивается стремительно, поэтому профессия экскурсовода требует глубоко знания истории государства, города, края и методики проведения экскурсий. В соответсвии с федеральным законом «Об основах туристической деятельности» и приказом директора Военно-исторического музея фортификационных сооружений Ю. С. Тарариева, была проведена аккредитация в период с 7 июля по по 28 августа 2014 г., лекторов (экскурсоводов). Каждый экскурсовод подготовил методические пособия по улучшению экскурсионной работы, лучшими работниками музея были проведены мастер классы по ведению экскурсии, подготовлены рефераты по истории музейного комплекса и истории Михайловской батареи, истории Балаклавы и Севастополя, в которых отражены все самые значительные события от основания города и до наших дней.

Информация о работе Балаклава. Музей "Холодной войны"