Архитектура Русского классицизма конца ХVlll - начала ХlХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

В конце ХVlll - начале ХlХ вв. в архитектуре формируется новый художественный стиль. Декоративное барокко, достигшее своей кульминации в творчестве величайшего представителя этого направления зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства, развивающийся путём творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Предпосылки появления и развития классицизма  в архитектуре.

 

 

В конце ХVlll - начале ХlХ вв. в архитектуре формируется новый художественный стиль. Декоративное барокко, достигшее своей кульминации в творчестве величайшего представителя этого направления зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль  европейского искусства, развивающийся путём творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

         Формирование и развитие нового архитектурного стиля было обусловлено экономическими и социальными факторами.  Экономика стран привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало развитию помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казённых и частновладельческих сооружений. К ним относились торговые постройки, такие как - гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, а также здания общественного характера – биржи и банки. В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные здания, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве различных учебных заведений, театров и библиотек. В условиях огромного строительства, развернувшегося в городах и помещичьих  усадьбах, и возросших строительных нужд архитектурные приемы и формы барокко, изысканно – сложные и пышные, оказались неприемлемыми. Возникла настоятельная необходимость в формировании нового стиля в зодчестве. Таким образом, глубокие внутригосударсвенные предпосылки обусловили кризис барокко, привели к его отмиранию и поискам экономической и реалистичной архитектуры. Таким новым стилем в архитектуре и стал классицизм с его целесообразными, ясными и гармоничными  формами.

 

 

 

 

План 

 

1. Предпосылки появления и развития классицизма в архитектуре

 

2. Развитие классицизма в России

 

2.а) Адмиралтейство архитектора А. Захарова.

 

2.б) Казанский  собор архитектора А. Воронихина.

 

2.в) Арка  главного штаба архитектора К. Росси.

 

3. Заключение 

 

4. Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитее классицизма  в России

             

              В Россию классицизм распространился из Западной Европы в конце ХVlll - начале ХlХ вв. Есть мнение иностранных авторов, что русская архитектура этого времени является результатом подражания западным формам и стилям. Большинство русских историков искусства не могут согласиться с этой оценкой. Действительно, наши архитекторы ХVlll -  ХlХ вв. учились за границей и усвоили язык современной архитектуры Запада. Они следовали образцам, которые выработались в те годы на Западе, но в России они получили иной облик – мы слышим как бы одну и ту же музыкальную пьесу, но разыгранную разными исполнителями. В русской архитектуре нашел  выражение русский народный стиль, которого мы не находим ни в одной стране Запада. Недаром же Петербург и другие наши города ХVlll -  ХlХ вв. , даже на взгляд неискушенного наблюдателя, имеют своё «лицо», что хорошо улавливается и в городе вцелом и относятся к его отдельным зданиям. Глаз улавливает особенную, спокойную, сдержанную силу русской классической архитектуры  конца ХVlll – начала ХlХ вв, особенную красоту величия и простоты, ровный ритм, размах и широту замысла, по которому можно отличить петербургский дворец или особняк ХVlll -  ХlХ вв от любого современного ему парижского здания.

            Своей вершины русский классицизм  достиг в архитектуре новой столицы – в Петербурге, который был заложен Петром Великим в 1703 году. Сегодняшний образ города определился в начале ХlХ в. , когда возникли многочисленные комплексы на Невском проспекте, Васильевском острове с Биржей по проекту Тома де Томона, большое здание Адмиралтейства архитектора А.Д.Захарова и комплекс Казанского собора по проекту А. Н. Воронихина. Развитие классицизма в Петербурге достигает своей кульминации в работах К. И. Росси, который завершает Дворцовую площадь дугой здания Главного Штаба. Он же является автором проекта Михайловского дворца, ансамбля Театральной улицы и Александровского театра. Яркими примерами классицизма в Петербурге служат также  монументальные и стройные Триумфальные ворота, созданные архитектором В. П. Стасовым, и Исаакиевский собор, построенный по проекту А. А. Монферрана во второй четверти  ХlХ в.

 

 

Классицизм  в архитектуре Петербурга.

 

          В петербургском классицизме начала XIX века наиболее ярко проявили себя такие мастера, как                А. Захаров, А. Воронихин и К. Росси. Остановимся подробнее на творчестве этих архитекторов.

            Их объединяло то, что все они трудились над одной задачей: созданием столицы Российского государства и ее общественных зданий. Ценность петербургской архитектуры этого периода определяется не только дарованием отдельных мастеров, но и целеустремленностью, с которой они стремились сделать красивой северную столицу и представляли  ее себе как выражение в камне государственной мощи и народной славы.

 

а) Адмиралтейство архитектора  А. Захарова.

         

            Один из самых известных памятников в Санкт – Петербурге – здание Адмиралтейства, украшенное высоким иглообразным шпилем. Строительство Адмиралтейства началось буквально со строительством самого города – в 1704 года. Тогда предполагалось, что это будет верфь для строительства русских кораблей. Чертежи для Адмиралтейства разрабатывались лично Петром I. Адмиралтейство стало центром управления Балтийским флотом и предприятием, где строили, оснащали, вооружали и спускали на воду корабли.

              Первое здание Адмиралтейства  представляло собой одноэтажный  корпус в форме буквы «П». Спустя годы, в 30 – х годах  ХVlll века здание было перестроено в камне. В центре двора вырос каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним знаменитая башня, украшенная колоннами и резными капителями. Но главное – башню увенчал тонкий шпиль, на вершине которого красовался миниатюрный позолоченный трёхмачтовый фрегат. В начале  XIX века Адмиралтейство вновь перестраивается под руководством архитектора А. Д. Захарова. Таким образом, современное здание Адмиралтейства - третье по счёту и является главным творением архитектора Захарова.

            Захарову предстояло создать здание протяжённостью почти четыреста метров. В решении этой грандиозной задачи русскому мастеру  не могли помочь его западные наставники и образцы. Западная архитектура после Возрождения, в особенности архитектура французская, неизменно стремилась придать каждому зданию характер чего-то обозримого, замкнутого, строго упорядоченного и симметричного. Следуя этим положениям, вряд ли можно было художественно оформить такое здание, каким было задумано Адмиралтейство. Весь склад мышления русского человека, которому издавна было чуждо искусственное обособление явлений, противоположение художественного образа реальной жизни, толкал Захарова на иные решения. Многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями стоял перед глазами Захарова. Захаров понимал, что весь фасад его здания будет обозрим только в проекте, на чертеже, а живой человек будет видеть только отдельные его части со стороны трёх проспектов и набережной Невы. Поэтому единство всего огромного фасада не может быть достигнуто одной симметрией. Захаров создаёт ясную, но богатую композицию фасада, с редкими ударными точками и длинными спокойными цезурами, с несколькими центрами и повторными мотивами, композицию, которая стянута к центру, но не подавлена знаменитой Адмиралтейской иглой.

               Основная черта архитектурной  композиции Адмиралтейства- широко  растянутая горизонталь и могучий  размах его крыльев. В Адмиралтействе  не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни угрожающей суровости. Оно проникнуто тем эпическим спокойствием и выражением неколебимой силы, которые и всегда были свойственны лучшим памятникам русской архитектуры. В этом смысле можно утверждать, что старый шпиль Адмиралтейства, мастерски включенный Захаровым в свою постройку, в сопоставлении с его горизонталью выглядит как необходимая глазу вертикаль, которую мы привыкли постоянно находить в родном пейзаже. В этом шпиле нет готической стремительности: блистая своим золотом, образуя яркое, светлое пятно, но мощную гармонию в общую картину. Захаров творит для действительной жизни, для человеческого глаза. Он не забывает, что его павильоны будут видны и с другого берега Невы, и потому при всей тонкости скульптурных декораций Адмиралтейства, выполненных лучшими мастерами скульпторы с Щедриным во главе они настолько обобщены, что выглядят издали декоративными пятнами, смело брошенными на стену: арка образует тёмное пятно, два летящих гения - два белых пятна; белые колонны легко отделяются от жёлтой стены; белые триглифы похожи издали на сухарчатый фриз новгородских  храмов. Здание Адмиралтейства украшают скульптуры, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии.

               Длинна главного фасада достигает   407 м, боковых сторон – 163 м, высота здания вместе со шпилем – 72,5 м. Позолоченный флюгер в виде корабля – один из символов Санкт – Петербурга – сделан в 1886 году. Хотя флюгер весит 65 кг и покрыт двумя килограммами чистого золота, он с лёгкостью поворачивается вокруг своей оси, указывая направление ветра.

                Шар же, на котором помещается кораблик - полый. Там находится шкатулка, в которой хранятся сообщения обо всех ремонтах иглы и кораблика, имена мастеров, участвовавших в работах, несколько петербургских газет XIX века, ленинградские газеты и сведения о капитальных ремонтах 1929 и 1977 годов.

              В целом  Адмиралтейство Захарова  отличается спокойным, внушительном  характером, но в нём есть и  праздничность и нарядность.

            

    

 

 

 

 

 

б) Казанский собор архитектора А. Воронихина

              

        Каждая из европейских столиц имела кафедральный собор, подобие римского собора св. Петра. В начале XIX века Петербург получил подобие знаменитого Римского собора в виде Казанского собора А. Воронихина.                     

         Первый храм на его месте был построен по повелению Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и велела установить ее именно здесь. Здание первого храма не отличалось великолепием, и поэтому Павел I приказал возвести новое здание, подобающее небесной покровительнице Русского государства. Казанский собор был воздвигнут по проекту зодчего А. Н. Воронихина. Два крыла его колоннады придают ему некоторые сходства с колоннадой, воздвигнутой перед собором Петра Бернини. По первоначальному замыслу он должен был иметь ещё вторую колоннаду, и это должно было предать собору сходство с некоторыми проектами французских архитекторов ХVlll века. Но Казанский собор - это оригинальное произведение русского мастера. Его колоннада не замыкает площадь перед ним, как в соборе Петра,  но широко раскрыта к улице и потому хорошо связывает собор с Невским проспектом. Вместе с тем весь собор и отдельные его части отличаются законченностью форм. В нём нет такой величавой тяжеловесности, как в римском Петре, но бросаются в глаза и большая ясность построения, спокойный ритм колоннады, и выделение средней части слегка выступающим портиком*. Весь собор был задуман так, что он воспринимается с разных сторон в различных сочетаниях с колоннадой, с площадью,- и это должно было лишить здание застылой замкнутости, придать ему жизненное разнообразие.

           Воронихин нашёл гармоничное  соотношение объёмов, выделил  среднюю часть колоннады перед куполом выступающим портиком и окружил барабан купола не колоннами, а пилястрами, чтобы придать ему большую лёгкость; он водрузил на колонны портика большой аттик*, который в меру их нагружает и вместе с тем служит прочным основанием купола. Он хорошо связывал кубическое основание купола с полуцилиндром алтаря и плоским портиком западной стороны и сообщил цельность всему зданию. Здание его не противостоит окружающему, а из него вырастает.

Портик* – ряд колонн, объединённых аттиком помещённый перед фасадом здания ( В архитектуре классицизма)

Воронихин сообщил собору сдержанность и стройность, смягчил контуры, сгладил всё порывистое, давящее, резко выступающее вперёд. Это придаёт изящную простоту и одухотворённость Казанскому собору.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Арка главного штаба архитектора К. Росси.

                 

   Творчество одного из крупнейших мастеров петербургского классицизма, Карло Росси, относится главным образом ко второй четверти XIX века. К. Росси был итальянцем по происхождению, годы  учения провёл в Италии, но по характеру творчества был чисто русским. Мастерство Росси – градостроителя с особенным блеском проявилось при проектировании арки, соединившей здание министерств с Главным штабом. К. Росси должен был исходить из того, что одна сторона Дворцовой площади была уже занята великолепным массивом Зимнего дворца В. Растрелли. К. Росси замыкает её мощным полукругом двух корпусов Главного штаба, который своей высотностью не уступает Зимнему дворцу. Он объединяет их огромной аркой, трактованной как триумфальная: она посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. В композиции арки мажорная, героическая тема, воплощённая в величественной и торжественной архитектуре Главного штаба, достигает своей максимальной выразительности. Интересно пространственное решение арки Главного штаба. Собственно говоря, Росси использовал здесь систему трех арок, с помощью которых эффектно решил трудную задачу, состоявшую в необходимости архитектурно оформить сильный излом улицы. Две арки, одинаковые по размерам и параллельные друг другу, образуют торжественный вход на площадь; под углом ко второй арке расположена третья — она замыкает перспективу, открывающуюся вдоль улицы Герцена с Невского проспекта, и как бы подготавливает переход к ансамблю от обычной городской застройки.                  Раскрытию героической темы в архитектуре арки Главного штаба способствуют произведения монументальной скульптуры. У подножия арки на выступающих из стены пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов — арматуры. Над ними между колоннами стоят фигуры воинов, молодого и постарше: они олицетворяют разные поколения русских людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Выше статуй тоже размещены арматуры, но они выполнены в технике рельефа. Мастерски вписаны в поля между архивольтом арки и антаблементом колоннады рельефные изображения летящих Слав: лавровыми венками они как бы осеняют вернувшихся с войны героев. Огромный полукруг здания Генерального штаба Росси служит достойным завершением площади перед Зимнем дворцом Растрелли. Росси пронизывает широко раскинувшееся четырёхэтажное здание спокойным ритмом, уверенно ставя при помощи арки с колоннами ударение посередине, избегая при этом ложной патетики и напыщенности. 

Информация о работе Архитектура Русского классицизма конца ХVlll - начала ХlХ вв