Античность как особая культурная форма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:11, реферат

Краткое описание

В многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру.
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus – древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНТИЧНОСТЬ КАК ОСОБАЯ КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА 4
1.1 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 4
1.2 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Умершие члены семьи  превращались в духов, о которых  нужно заботиться.

Римляне верили, что умершие  жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия.

Искусство древнего Рима развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм — фреска, мозаика, станковая живопись.

Архитектура достигла небывалых  успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. В римской архитектуре предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы  греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе.

Конец римского искусства  формально и условно может  быть определен падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных проблем его истории.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. — период становления римского искусства. Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Андриана и последних Антонионов.

У римлян литературному  творчеству отдельных писателей  предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

Однако и те отрывки  народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтической форме.

Народные поэтические  произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов.

Наряду с поэзией  делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на латинском языке.

На становление и  развитие римской литературы оказало  большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Не удивительно, что  первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента. Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в творчестве Гая Луцилия.

Развитие римской архитектуры  было тесно связано с ходом  римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Крупными общественными зданиями были храмы. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.

В результате римских  завоеваний разного рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Римская архитектура  в период IV—I вв. до н.э. прошла два  периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.

По мере распространения  латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык.

Заимствованный алфавит  от греков или этрусков, римляне  приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском.

Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н.э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся также значительные успехи в астрономии.

Большое развитие получила наука о праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.

Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции — отличается религиозной  сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 

Заключение

 

Античная культура —  уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Являясь вторым самостоятельным  этапом истории мировой культуры 
античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве античной культуры впервые стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андре Боннар. «Греческая цивилизация» Ростов-на-Дону, «Феникс», 1994.

2. Бокщанина А. Г. « История древнего Рима» - М., 1971.

3. Бонгард-Левина Г. М. «Древние цивилизации» - М., Мысль, 1989.

4. Казимеж Куманецкий. «История культуры Древней Греции и Рима» - М., 1990.

5. Лев Любимов. «Искусство Древнего Мира», М., «Просвещение», 1971.

6. «Учебное пособие по культурологи», издательство Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, М., 1994.




Информация о работе Античность как особая культурная форма