Античная драма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:22, реферат

Краткое описание

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Все мы знаем богатый героический эпос - поэмы "Иллиада" и "Одиссея", дидактический (поучительный) эпос - поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Вложенные файлы: 1 файл

античная драма.docx

— 28.13 Кб (Скачать файл)

     У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и у героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных  колебаний. Борьба ввергает героев в величайшие  страдания, и иногда  они гибнут. Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут, потому  что их ведет гражданский и нравственный долг.

     Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с коллективом граждан:  - это воплощение  идеала  гармонической личности,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокла  называют певцом афинской демократии.

     Однако  творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной  системы, закончившейся гибелью афинской демократии.

     Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства. Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части комедии (эписодии) и уменьшил партии  хора. Действие  стало более живым и достоверным, так как на сцене могли одновременно  выступать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль в  трагедии  и  число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

     Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно  судьба  целого  рода. По традиции он представлял на состязания три трагедии, но  каждая из них была самостоятельным произведением.

     С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.

     Наиболее  известны трагедии Софокла  из  фиванского  цикла мифов. Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429  до н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441  г. до  н.э., уже  после смерти Софокла).

     В основе этих трагедий, написанных и  поставленных в разное время, лежит  миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужасную правду, он  выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии "Царь Эдип".

     После долгих странствий, очищенный страданиями  и прощенный богами, Эдип  божественным  образом  умирает: его  поглощает  земля . Это происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца  становится святыней афинской  земли. Об  этом  рассказывается  в трагедии "Эдип в Колоне".

     Трагедии  Софокла явились художественным  воплощением гражданских и нравственных идеалов античной  рабовладельческой демократии периода ее расцвета (Софокл не дожил до  страшного поражения афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.). Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных  граждан, беззаветное служение  родине, уважение  к богам, благородство стремлений и чувств, сильных духом людей.

     Еврипид (около 485-406 до н.э.). Социальный кризис афинской  рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка  традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.

     Родители  Еврипида, по-видимому, были зажиточными  людьми, и он  получил хорошее  образование. В противоположность  Софоклу Еврипид не принимал непосредственного участия в политической  жизни государства, однако он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков на современность.

     Большого  успеха у современников Еврипид  не  имел: за  всю  свою жизнь    он    получил    лишь    5    первых       наград, причем последнюю - посмертно. Незадолго до смерти он покинул Афины  и переехал ко двору македонского царя Архелая, где пользовался почетом. В Македонии он и умер (за несколько месяцев до  смерти  Софокла  в Афинах).

     От  Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков.

     Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по  свидетельству  Аристотеля, изображал  людей  такими,"каковы  они  есть".Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись  мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей.

     В ряде трагедий Еврипида звучит критика  религиозных верований и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди.

     По  своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной  демократии, опорой  которой  он  считал  мелких  землевладельцев. В некоторых  его пьесах встречаются резкие  выпады  против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы  использовать ее в своих корыстных  целях. В  ряде  трагедий  Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему  представляется  нарушением  естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и  богатстве. Положительные  персонажи  Еврипида  неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление  к  богатству  может толкнуть человека на преступление.

     Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он  считает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного.

     Еврипид часто откликается в своих  трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными  успехами  соотечественников, но в целом относится  к войне  отрицательно. Он  показывает, какие страдания несет  война  людям, прежде  всего  женщинам  и  детям. Война может быть оправдана  только в том случае, если люди  защищают независимость своей родины.

     Эти идеи выдвигают Еврипида в число  самых прогрессивных  мыслителей  человечества.

     Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры  героев не только раскрывались, но и  получали  свое развитие. При этом он не  боялся  изображать  низкие  человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же  человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов.

     Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в.  до  н.э.  его называли величайшим трагическим поэтом, и  такое  суждение  о  нем сохранилось на все последующие века.

     В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классической поры претерпел существенные изменения, касающиеся и  драматургии, и  актерского  исполнения, и  архитектуры  театрального   здания. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.

     В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся  комедии  и трагедии. Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишь  небольшие фрагменты, и , по-видимому, художественные достоинства эллинистической трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суждения о комедии, так как до дошли целиком одна пьеса и несколько отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени - Менандра.

     Комедию эллинистической эпохи называют  новой  аттической  (или новоаттической) комедией. Время ее  расцвета - конец  IV-III  в.  До н.э. В  новой  аттической  комедии  по-своему  отразились  изменения, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середине IV в. до н.э. На смену представлений о божественном  миропорядке и вере в конечное торжество справедливости приходит  убеждение во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное  счастье, общественное положение-все зависит от  воли  случая. Случай  определяет возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ставит своей задачей воспроизводить современную ей  жизнь  только  в плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии  играет мотив любви.

     Авторы  новой аттической комедии широко использовали  психологическую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно  которой  все свойства характера проявляются во внешности человека и в его поступках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на оформление масок, помогавшим зрителям распозновать  тот или иной персонаж.

     В новой комедии заметно влияние  Еврипида. Близость  многих  его  героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний - вот  то, что  новая комедия взяла у Еврипида.

     Основной  особенностью новой комедии было отсутствие  хора, который был  бы органически связан с развитием действия, - хор  выступал только в антрактах. В прологе новой комедии давалось краткое изложение событий, что должно было помочь зрителю разобраться в  сложной интриге.

     Другой  особенностью новой комедии бала  ее  гуманно-филантропическая направленность. В лучших произведениях проводились  передовые идеи эллинистической философии. Несмотря на отсутствие политической тематики, в новой комедии получали отражения  такие  важные проблемы, как методы воспитания, отношение к женщине, к представителям различных сословий, к чужестранцам. Причем постоянно проповедовались более мягкие, более гуманные отношения между людьми.

     Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителей привлекало то, как разрабатывается даже банальный  сюжет или привычная маска: пружиной действия стала ловко  устроенная интрига, развитие которой велось тонко и искусно.

     http://www.pavluchenkov.ru/ellada/drama/index.html

Информация о работе Античная драма