Анималистические мотивы в европейской символике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей своей истории человек пользовался знаками и символами. Они помогали различать, узнавать, понимать, а также предупреждали, направляли и сообщали в лаконичной форме важную информацию. Ведущую роль в символике практически всех человеческих культур тысячелетиями играли птицы и звери. Так, древние египтяне изображали своих богов с головами тех животных, чьи особенности, как они полагали, присущи тем или иным богам. В Средние века животные появились на геральдических гербах — отличительных знаках, передаваемых из поколения в поколение и символизирующих главные качества носителей герба — принадлежность к сословию и роду, городу или стране. Почетное место в гербах заняли вымышленные создания — такие, например, как единорог и грифон. Соединив в себе черты нескольких разных животных, они позволяли сделать символическое изображение более лаконичным и емким. В своей работе я расскажу о нескольких наиболее любопытных и странных геральдических чудищах и их свойствах.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….. 3
Глава I. Роль животных в европейской символике…………………... 4
1.1. Кельтская мифология………………………………………...... 6
1.2. Символы животных в средневековой культуре…………….... 11
1.3. Отношение к животным в символизме Христианства………..19
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы и источников…………………. 23

Вложенные файлы: 1 файл

символика.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

             __________________________________________________________________

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ


 

Направление Бренд-менеджмент в Рекламе

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ДИЗАЙНА И МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине   Основы корпоративной символике

 

на тему:  Анималистические мотивы в европейской символике

 

Исполнитель студентка Нарышкина А.Н.

учебной  группы       2-СЗ-41

Шифр зачетной книжки                     

Руководитель К.А. Куксо

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….…..   3          

Глава I. Роль животных в европейской символике…………………...  4 
      1.1. Кельтская мифология………………………………………......  6 
      1.2. Символы животных в средневековой культуре…………….... 11

      1.3. Отношение  к животным в символизме Христианства………..19 
Заключение  …………………………………………………………….. 22

Список использованной литературы  и источников…………………. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Курсовая работа Нарышкиной Анны Николаевны на тему  «Анималистические мотивы в европейской символике» освящает символические представления о животных, сформированных на различных этапах культурной истории.

В основной части рассматривается разница толкования символики в разные периоды времени. Список использованной литературы  насчитывает  8 наименований.

В приложении содержится презентация, содержащая __ слайдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
         

            На протяжении всей своей истории человек пользовался знаками и символами. Они помогали различать, узнавать, понимать, а также предупреждали, направляли и сообщали в лаконичной форме важную информацию. Ведущую роль в символике практически всех человеческих культур тысячелетиями играли птицы и звери. Так, древние египтяне изображали своих богов с головами тех животных, чьи особенности, как они полагали, присущи тем или иным богам. В Средние века животные появились на геральдических гербах — отличительных знаках, передаваемых из поколения в поколение и символизирующих главные качества носителей герба — принадлежность к сословию и роду, городу или стране. Почетное место в гербах заняли вымышленные создания — такие, например, как единорог и грифон. Соединив в себе черты нескольких разных животных, они позволяли сделать символическое изображение более лаконичным и емким. В своей работе я расскажу о нескольких наиболее любопытных и странных геральдических чудищах и их свойствах.

          Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью рассмотрения разнообразия, а также эволюцию и метаформозы, которые происходили в анималистической символике Европы в разное время, ввиду выбора моей будущей специальности, а именно реклама. Специалисту данной сферы необходимы знания истории европейской символики для развития визуальной компетентности, т.е. умению отличать сложный многомерный осмысленный образ от образов элементарно не грамотных и для понимания истории корней фирменного стиля, логотипов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава I. Роль животных в европейской символике. 

              Еще во времена первобытного общества на скалах, отдельных больших камнях примитивными орудиями наши предки выцарапывали, выбивали или рисовали изображения различных животных. Им поклонялись роды и племена, считавшие этих зверей прародителями родов - тотемами. Уже в этих изображениях тотемов исследователи видят прообразы гербов, эмблем и современных флагов. 
Многие животные считались священными и были воплощением божественного могущества. 
Древние считали, что все люди, животные и растения являются носителями божественной сущности, наполняющей мир. 
             Териоморфизм объясняется Порфирием следующим образом: "Под внешностью животного египтяне обожествляли универсальные силы, которые боги открывали в разнообразных формах живой природы".  
Дружба с животными и способность общаться с ними символизирует восстановление состояния рая и возврат к этому состоянию, то есть к Золотому Веку.  
             Животные, сопровождающие человека на охоте и помогающие ему, отображают различные аспекты его собственной натуры или инстинктивные и интуитивные силы природы, отличные от интеллекта, воли и рассудка.  
Культы древних охотников" рыболовов или пастухов, предшествовавшие земледельческим, астральным или астрономическим, характеризовались проявлением особого внимания к животным, что нашло отражение в системе зодиака халдеев, китайцев, мексиканцев и египтян. 
Животные, которых убивают или приручают в мифах и легендах, есть звериные инстинкты человека, поставленные под контроль.  
Борьба между человеком и животным может получить профилактическое значение. Ношение шкур животных или масок воспроизводит райское, доисторическое состояние взаимного понимания и разговора между человеком и животными, это означает, кроме того, доступ к мудрости инстинкта и животного. Животное - средоточие космической энергии. В начале года мужчины и женщины средневековья облачались в шкуры лошади, волка или быка, чтобы наполниться их жизненной силой (согласно старинной египетской теории "превращений", посвященный приобретает свойства того животного, в которое он превращается).  
В погребениях такие животные, как, например, лев или собака с добычей в своих лапах представляют собой символ всепожирающей смерти.  
В бестиариях средневековья символы восточных цивилизаций, этрусков и тиренцев служат идеологическими опорами воспитательной доктрины и моральных наставлений, иллюстрируют основополагающие христианские добродетели и объясняют религиозные таинства.  

4

Позднее христианство активно использовало анималистическую символику:  
евангелисты представлялись;  
Христос - в образе Агнца (жертвоприношение) или Рыбы (потаенность, "катакомбность");  
Святой Дух в образе голубя.  
На карнизах церквей можно часто видеть изображение животных-лиан, символизирующих переплетения растительной и человеческой природы, в четкой дифференциации которых можно легко ошибиться. Разграничить составляющие собственной природы дано лишь через глубинное познание себя. 
В силу огромного разнообразия свойств (движение, образ жизни, форма, окраска, etc.) и отношения к природе и человеку животные играют едва ли не важнейшее значение в символике.  
Её истоки традиционно рассматриваются в тесной связи с тотемизмом и поклонением животным. 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

    1. Кельтская мифология 

            Кельтами были индоевропейские племена, жившие во второй половине I тысячелетия до н.э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других стран Европы.  К их современным народам в наше время можно отнести ирландцев, валлийцев, шотландцев. 
Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же, как и большинство древних народов, кельты верили в загробную жизнь и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми. 
           Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность. 
В кельтской и валлийской мифологии животные являлись символами плодородия и жизненной силы, так как, будучи живыми существами, они имеют свойство рождаться, жить, двигаться и расти. Также они являлись бесценным источником пищи для племён, а соответственно - поддерживали здоровье и жизнь. 
             Разные животные воспринимались и получали символическую трактовку по-своему, в зависимости от их типов и основных характеристик. В качестве символов чаще всего выступали птицы, рыбы, змеи, олени, домашний скот, свиньи и многие другие. Чаще всего встречаются и рассматриваются кабаны, рыбы, змеи, птицы, а также некоторые стадные животные. 
Кроме того, животные для древних кельтов - это связь с миром богов и духов. Что ж, попробуем проследить эту связь, рассмотрев их роль в охоте, поиске тайн и познания. Для этого обратимся к мифам. 

 

 

 

 

6

ВЕПРЬ 
Как и другие животные, является символом плодородия и достатка. Кроме того, символизирует мужество, отвагу и силу воина, так как вепри сильны, опасны и их очень трудно убить. Появление вепря в снах или видениях тоже является знаком воина. По легенде, Изольда предсказала смерть Тристана после того, как увидела во сне смерть огромного и могучего вепря. Скульптурные изображения вепрей часто находят рядом с изображениями воинов в доспехах и полном вооружении. 
Большое символическое значение придавалось щетине вепря, возможно потому, что она является отличительным признаком этого животного, или символизирует его силу.  
Щетина вепря упоминается ещё во многих исторических источниках, что доказывает её значимость в символике.  

РЫБА 
Символ рыбы, особенно лосось, означал знание. Как мы знаем, большим влиянием у кельтов пользовались друиды – жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование. Так вот существует легенда, по которой ребёнок, которого позже назвали Талиесином, мудрец, бард и друид, был найден в пруду, где ловили рыбу. Значимость этого символа видна из многих источников: в “Килухе и Олвэн” Гвррир из отряда Кухулина говорил по очереди с дроздом, оленем, совой и орлом, и каждый из них оказывался мудрее предыдущего, но ответ он получил лишь от старого Лосося из Ллин Ллив. Знаменитый Кухулин однажды совершил так называемый "прыжок лосося" - через волшебный Скальный Мост, когда шёл к Скатах, у которой надеялся обучиться боевому мастерству. Добравшись таким образом до Скатах, он узнаёт от неё множество секретов и приёмов боя, получает новые умения и становится воистину великим воином. Получается, что "прыжок лосося" привёл Кухулина к новым знаниям. Также мудрость лосося можно впитать, съев его мясо. А как же сам лосось? Он ест лесные орехи, падающие в священные источники. Символизм "съедания" мудрости вместе с лососем виден в легенде о Денме - он ловит для прорицателя лосося познания, затем съедает его и обретает великую мудрость, получив благодаря этому перерождение и новое имя. Кстати сказать, возможно, этот символ прочно укоренился и в нашем сознании - мы советуем своим детям есть больше рыбы, чтобы “вырасти большим и умным”. 

 

 

7

ЗМЕЯ 
Древние кельты приписывали змеям целительные силы. Живущие в глубинах Матери-Земли, они должны обладать знанием ее волшебных сил. Змеи приносят это знание на поверхность, чтобы Бригантия, Сирони и другие богини-целительницы могли их использовать. Вода священных источников, рек и озер насыщена живительной силой Земли. Волнообразные движения змей и приверженность многих из них к влажным местам очевидно связали их с водной стихией. Змеи, однако, не только защитники здоровья, но и символы глубин мудрости. В этом качестве они часто изображались на украшениях королей и жрецов. Меняя кожу каждый год, змея становится еще и символом регенерации, возрождения, возобновления жизненной энергии и духовной стойкости. 

ЗАЯЦ 
По словам Цезаря, наряду с гусем и петухом (относительно роли последнего у исследователей имеются сильные сомнения) был одним из трех животных, наиболее почитаемых галлами. Это подтверждается и археологическими данными. В мифологических текстах, однако, заяц встречается довольно редко, хотя упоминание о том, что королева Боадицея перед началом одной из военных кампаний сначала выпускает на свободу зайца и только потом обращается к своей богине-покровительнице Андрасте свидетельствует о важности данного ритуала. У индогерманцев заяц соотносится с луной и олицетворяет развитие, плодовитость (любовь), в Греции заяц — жертвенное животное Афродиты. Заяц проявляет активность как днем, так и ночью, он стремителен и плодовит. У древних британцев заяц был священным животным, и его не употребляли в пищу. 
             Огромное значение придаётся рождениям и перерождениям. Кельты верили, что души воплощались в маленьких животных или существах. Ллеу Ллоу Гиффес возрос из "маленького нечто". А если случалось так, что в пищу женщины попадало такое маленькое животное, создание или "нечто", то оно начинало расти и развиваться, и в конце концов появлялось на свет. Примеры можно найти в легендах о перерождениях Талиесина, Сетанта, Финдбеннах и Донн Куальнге - все они были подобным образом "съедены" матерями, а затем рождены вновь. К примеру, Талиесин - это переродившийся Гвион Бах, и явился он из пшеничного зерна, а Сетанта, впоследствии получивший имя Кухулин, был крошечным зверьком, сидящим в напитке, возможно, в этом зверьке воплотилась душа Луга. И Талиесин и Кухулин, по рассказам, обладали невероятными, можно сказать сверхчеловеческими способностями, а Талиесин даже говорил сам про себя, что он, мол, и есть Гвион Бах, только переродившийся. Фриух и Рухт обернулись во время магической битвы мелкими насекомыми, и были поглощены коровами. Вот так и появились на свет быки Финдбеннах и Донн Куальнге.

8

Животные - также источник знаний: чтобы таковые получить, нужно было либо встретить говорящее животное и вступить с ним в диалог, либо провести определённые ритуалы с их участием. Например, съесть мясо такого животного. Выше уже упоминалось о Денме, с которым именно это и случилось - он съел лосося познания, после чего и стал Финном. Также значение придавалось звериным шкурам, считалось, что они насылают пророческие сны. Пророчествовать можно было и услышав речь животного, и интерпретировав их поведение. 
Человеческая речь была присуща самым древним и самым магическим созданиям - слушая их речь, люди перенимали их мудрость. Обычно способностью говорить наделяли больших птиц. Бранвен, дочь Ллира научила обычного скворца понимать человеческую речь - в пределах, достаточных для того, чтобы помочь в поисках её брата. Посланники Гавррира и короля Артура переговаривались с орлами, совами, индюками и чёрными дроздами, говорившими по-человечески. А уж если сам человек понимал язык зверей - цены ему не было. Некоторые герои научились разбирать птичью речь, и птицы обязательно предупреждали их о грозящей опасности или раскрывали различные тайны. Один средневековый Ирландский манускрипт рассказывает о том, как предугадать появление гостей по птичьему крику. 
Во внешнем виде или повадках животного может скрываться символическое послание - на этом основывалось множество пророчеств и предсказаний. Накануне поединка с Мордредом король Артур видит себя во сне - его пожирают змеи, драконы и прочие морские твари. Если толковать этот сон, получается, что змеи и драконы - это несчастья, постигшие страну, и они же явились причиной поражения короля. И на следующий же день он умирает на полях Камланна, сражённый рукой Мордреда. Другой пример подобного предзнаменования - уже упоминавшийся выше сон Дейрдр о трёх птицах. Они явились с подарком - принесли мёд, а улетали, напившись крови. Это символизировало предательство короля Конхобара. Повадки мелких животных, например, кроликов или воробьёв также служили пищей для предсказателей будущего. Также необходимо упомянуть о полиморфизме, или оборотничестве - Кельты считали таковой особым явлением. Некоторые люди, например Мерлин, Утер Пендрагон, Пуйл и король Аравн могли принимать обличье других людей. Однако, чаще всего упоминается о превращениях в зверей и птиц. Иногда таковое превращение осуществлялось волшебником с целью наказать виновного, но в большинстве случаев подобное происходило по доброй воле, с целью получения преимущества в поединке либо с целью охраны сокровищ. 

Информация о работе Анималистические мотивы в европейской символике