Алампа и его культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

С каждым годом возрастает интерес к творческому наследию поэта, основоположника жанра драматургии в якутской литературе, талантливого прозаика, первого литературного критика, переводчика, журналиста, известного общественного деятеля Анемподиста Ивановича Софронова–Алампа, сконцентрировавшего в себе художественное сознание, философскую мысль, нравственно-психологические понятия народа саха.

Содержание

Введение.
1. Жизненный путь.
2. Поэтическое наследие.
3. Алампа – основоположник якутского театра и драматургии.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования

Российской  федерации 
 
 
 
 
 

Реферат

«Алампа и его культурное наследие» 
 
 
 
 

              Выполнил:  Мохов Афанасий

              Уч-ся 10 физ. класса

              ГНОУ  «Республиканский лицей»

              г. Якутск

              Проверила: Ксенофонтова К.С. 
               
               

Содержание:

Введение.

  1. Жизненный путь.
  2. Поэтическое наследие.
  3. Алампа – основоположник якутского театра и драматургии.

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     С каждым годом возрастает интерес  к творческому наследию поэта, основоположника  жанра драматургии в якутской литературе, талантливого прозаика, первого  литературного критика, переводчика, журналиста, известного общественного деятеля Анемподиста Ивановича Софронова–Алампа, сконцентрировавшего в себе художественное сознание, философскую мысль, нравственно-психологические понятия народа саха.

  1. Жизненный путь.

     Анемподист Иванович Софронов-Алампа родился 14 ноября 1886 года в семье безграмотных якутских крестьян в Первом Жегсогонском наслеге Ботурусского улуса Якутской волости. Отец Алампа в начале семейной жизни был состоятельным человеком, но трижды овдовел до 45 лет, кроме того, у него умерли дети, в результате всего этого разорился, вел многострадальную жизнь. Почему то только Алампа, младшего из трех сыновей от второго брака, отец отдавал на воспитание то в одну семью, то в другую. Будущий писатель не испытывал никаких ласк родных, матери и отца, воспитывался в трех несчастливых семьях и в доме родного отца, ставшем для него также чужим. До 13 лет страдал хроническим заболеванием, при этом рано начал выполнять тяжелые работы, испытывал моральное унижение, не имел возможности своевременно поступить в школу.

     Тем не менее, страшно тяжелое детство, отрочество и юношество сыграли положительную роль в формировании мировоззрения Алампа. Из его дневников и различных записок последующего периода видно, что Алампа постоянно испытывал тяжелые переживания, чувства сострадания и ненависти, любил мечтать, рано начал анализировать жизнь, самостоятельно мыслить. Его произведения отличаются гуманизмом, психологической и философской глубиной.

     Алампа тянулся к учебе. Но по якутскому обычаю младший сын должен стать основным работником в доме родного отца, поэтому Алампа не отпускали учиться, а два старших брата учились. Он учился буквам русского алфавита, читать по слогам, кое-как писать имя и фамилию у старшего брата, приезжавшего домой на каникулы. В 16 лет поблизости в селе Черкех открылась церковно-приходская четырехлетняя школа. Узнав об этом, Алампа стал проситься учиться там, отец после долгого колебания согласился.  Алампа блестяще закончил ее за два года. После уехал в Алдан, Третий Баягантайский наслег, где под руководством старшего брата Василия, работавшего учителем, три года занимался самообразованием, прошел самостоятельно весь курс Якутского реального училища без иностранных языков. Велика была воспитательная роль роль брата в духовном формировании молодого Алампа. Василий Иванович был известен как человек образованный и демократически мыслящий. Алампа много читал произведения классиков русской литературы и книги, написанные под влиянием революции 1905 г. Именно в этот период у него зародился интерес к литературному творчеству. Алампа писал: «Весною 1907 г. возвратился к отцу «уже человек зрелый и критически смотрящий» на окружающую действительность».

     По  возвращению домой, Алампа становится «студентом хотона». Но стремление к образованию все пересиливает, и он без денег, без одежды со случайным попутчиком 1 ноября 1907 г. прибывает в город Якутск. 3 ноября того же года устраивается на работу в типографии в качестве ученика. К концу первого месяца работы назначен наборщиком якутского отдела газеты «Якутский край». Газета освещала общественно-политические и литературно-критические вопросы, вопросы о «нуждах и потребностях» местного края, его связях с центральной Россией. Она критиковала царско-тойонские порядки, самодержавие, носила просветительский, прогрессивный, демократический характер. Одним из активных участников создания ее якутского отдела был Алампа. В январе 1908 г. редакция разгромлена, газету запрещают. В феврале 1908 г. Алампа становится наборщиком новой газеты «Якутская жизнь».  12 января 1909 г. газета закрыта. Все эти события вызывают у него глубокое недовольство, отвращение к дореволюционной действительности.

     Проблема  хлеба насущного заставляет Алампа идти работать к рыбопромышленнику Спиридонову в качестве счетовода, переводчика и приказчика вплоть до 1920 г. Работа на рыбных промыслах оставляет много свободного времени для литературного творчества. В 1913 г. он женится на Е.К.Яковлевой. При кажущемся относительном благополучии у Алампа переживания только усиливаются: он очень тяжело воспринимает свою подчиненность и зависимость от рыбопромышленника. В это же время начинает заниматься переводом пьес русских классиков на родной язык. В 1912 г. совместно с А.Е.Кулаковским  пытается организовать «Кружок любителей якутской литературы». В декабре 1912 г. на многолюдном литературном вечере состоялся творческий дебют Алампа. Известность Алампа как драматурга и поэта возрастала. До 1917 г. он написал свои крупнейшие драматические произведения «Бедный Яков» и «Любовь».

     А.И. Софронов-Алампа с 1917 г. по 1927 г проводил большую общественно-политическую и культурно-просветительскую работу, отдавая Советской власти весь свой  опыт, силу и знания ради будущего своего народа. В 1921 г. он избирается зампредседателя культурно-просветительского общества «Манчаары», после переименования которого на «Саха омук» становится председателем правления. Софронов работал также секретарем первой якутской газеты «Манчаары» (1921-1922 гг.). Был основателем и редактором первого литературно-художественного журнала «Чолбон».

     В 1926 г. занимается издательской работой  в Москве, выходят отдельными книжками его драматические произведения, делегируется правительством Якутии в г. Ленинград на празднование 200-летия Академии наук СССР, участвует в работе 1 тюркологического съезда в г. Баку. В 1927 г. от него уходит любимая жена.

     В 1927 г. А.И. Софронов был арестован  и заключен в тюрьму по сфабрикованному  делу. Постановлением от 29 октября 1928 г. по ст. 58-11 уголовного кодекса РСФСР за участие в работе контрреволюционной организации приговорен к 5 годам заключения в Соловецком концентрационном лагере. 30 января 1928 г. по вмешательству видного советского деятеля Емельяна Ярославского заключение было заменено ссылкой на 5 лет в Архангельской губернии. Эти годы безвинно осужденный поэт отбывал от звонка до звонка сначала в Архангельской губернии, затем в г. Иркутске.

     Во  время ссылки жил в невыносимо тяжелых условиях, работал истопником, грузчиком, гребцом на карбазах, дворником, кормил подопытных животных. Но не переставал заниматься творческой деятельностью. Написал две пьесы, множество стихов.

     В июне 1933 г. полностью отбыв срок ссылки, Анемподист Софронов возвращается на родину.

     Умер  А.И. Софронов – Алампа 24 декабря 1935 г. от туберкулеза. Оставил завещание о передаче всего своего литературного наследия Союзу писателей Якутии, высказал пожелание учредить постоянную премию его имени за лучшее драматическое произведение на якутском языке.

     Реабилитирован за неимением состава преступления 15 ноября 1962г.

  1. Поэтическое наследие.

     «Если хочешь понять поэта, отправляйся в  страну поэта» - говорил Гете. Творчество А.И.Софронова-Алампа неразрывно связано с Якутией, ее природой, мироощущением родного народа, его материальной и духовной культурой.

     В Татте (Ботурусском улусе), где родился и вырос А.И. Софронов – Алампа, жили и творили многие известные олонхосуты: Табахыров, Куохайаан, Кылачысов и другие. И не случайно, что из этой колыбели народной мудрости, народного устного творчества и живого слова вышли все первые якутские писатели: А. Е. Кулаковский, Н.Д. Неустроев, П.А. Ойунский, Элляй, Суорун Омоллоон, Амма Аччыгыйа. Исторически сложилось так, что многие политссыльные, которые в жизни волости сыграли весьма важную роль, внесли свою лепту в разноплановые исследования Якутии, отбывали свой срок именно в Татте. Среди них были известные ученые-исследователи Э.Пекарский,  В.Серошевский, В.Трошанский и др. Они бесплатно учили якутских детей, интересовались жизнью народа. Кроме того, улусный центр Ытык-Кель находился от г. Якутска сравнительно недалеко.

     А.И.Софронов считается прямым преемником основоположника письменной якутской литературы, поэта и просветителя А.Кулаковского – по своему поэтическому таланту и просто по времени, по возрасту (он моложе своего предшественника на 9 лет), по смене эпох. Видимо, не случайно Анемподист Софронов, единственный из якутов, находился в 1926 г. в Москве у постели умирающего Алексея Кулаковского, это как бы символизировало преемственность поэтической эстафеты.

     До  Кулаковского и Софронова у якутского  народа не было своих писателей, и  ничье конкретное творчество не послужило  для них отправной точкой. Основой  стало художественное сознание, духовное наследство якутского народа, которое  сложилось издавна и сохранилось  почти в первозданном виде на протяжении нескольких столетий. Поэтому письменно-художественную поэтическую культуру они создавали сами. Естественно, Софронов многому учился у «отца художественного слова» Кулаковского-Ексекюляха. Неспроста якутская художественная литература началась с поэзии, ведь именно в поэзии наиболее четко отражается склад характера, менталитет, особенности восприятия народа. Алампа воспринял безоговорочно и утвердил то фольклорное начало, которое неизменно присутствует во всех произведениях Кулаковского.

     Поэтический дебют Софронова состоялся, когда в 1912 году в журнале «Голос якута» было опубликовано стихотворение «Родина моя», ставшее скоро знаменитым. В декабре 1912 г. поэт выступал с ним на многолюдном литературном вечере и потом считал этот вечер счастливейшим событием своей жизни. Свой творческий путь молодой поэт начинает как ученик, учителем для которого явилась русская литература. Он в своем стихотворении «Родина моя» оттолкнулся от известного стихотворения В.Н.Немировича-Данченко «Родной край». Идейный замысел стихотворения был близок сердцу якутского поэта, он использовал свежую канву, композицию, образы, созданные русским поэтом, но у него получилось глубоко самобытное стихотворение, которое по сей день считается выдающимся произведением якутской литературы. Он придал стиху национальный колорит, вводит мотив протеста против колониального гнета, уподобляя родину зарытому в землю, скованному железными цепями и забытому небесами богатырю. Изменяет и ритмику. У Немировича-Данченко она размеренная, а у якутского стиха такой размеренности нет, а меняется интонация, темп, что идет от формы народной песни.

     Вторым  большим поэтическим произведением  периода начала творчества считается  поэма «Ангел и злой дух», созданная  летом 1914 г.  Как и «Родина моя» она состоит из сплава фольклора  и русской классической поэзии. По форме, образной системе, средствам  художественного изображения восходит к якутскому фольклору. Содержание поэмы раскрывается в спорах, которые ведут Ангел и Злой дух. Ангел является носителем доброго начала, представителем всевышних сил, помогает людям, борется за их лучшую долю на земле. Противостоит ему Злой дух, олицетворяющий зло, ложь, коварство, он повсюду сеет несправедливость, разжигает раздор и войны. Добрым помыслам Ангела не суждено осуществиться. Злой дух остается непобедимым, и в эпилоге он торжествует: он уже наделил человечество пороками, от которых не сможет освободить побежденный Ангел. Этим произведением автор выразил свое отношение к империалистической войне и пишет о том, что наступило время разрушить «трехвековой» гнет. Он прямо указывает на организаторов, реальные силы общества, которые заинтересованы в войне – церковь, власть имущих и военных. Поэма перекликается с самым крупным произведением А.Е.Кулаковского «Сон шамана». Высоко оценил это произведение поэт и переводчик А. Ольхон: «Нужна была незаурядная смелость, чтобы даже в аллегорической форме выступить в это время в защиту гуманистических идеалов. А.И. Софронов не побоялся этого сделать». Некоторые исследователи указывают, что идейное содержание перекликается с лермонтовским «Демоном».

     Алампа начал свой творческий путь как поэт-гражданин, давший первые образцы политической лирики в якутской литературе. На первом этапе творчества (1912-1918 гг.) произведениям поэта присущи высокий пафос, декларативность, яркое публицистическое начало. В стихотворениях дореволюционного цикла доминирует оптимистическое восприятие новой жизни, мотив убежденности в гуманистическом назначении революции. В 1917 г. поэтом созданы три жизнеутверждающих стихотворения «Якутской молодежи», «В годы наши молодые» и «Друзья-пуночки». Они распевались во всех уголках Якутии как народные песни.

     Второй  этап творчества – это период развития (1919-1920 гг.). Все стихотворения поэта, написанные за этот переходный период,  посвящены пейзажной лирике, что  можно оценить как намеренный уход в нейтральную тему. Поэт, ратующий за чистоту и искренность отношений, видит этот идеал в природе как в символе воплощения красоты и гармонии.  Им написаны «Осенняя ночь», «Судьба священных гор», «Разговор священных гор», «Печь».

     С 1921 г. начинается третий этап творчества, где произведения поэта обретают философский размах, суть поэтического творчества Алампа сводится к исследованию человека, его сущности, места на земле. Он отличается более углубленным психологизмом, вниманием к реалиям современности, к новым темам. Отныне лирика поэта – шаг к постановке и трактовке философских проблем современности. Но и здесь на первый план выдвигается образ Родины как высшей, вечной, непреходящей ценности. Смысл жизни сводится к служению родному краю. Самозабвенная любовь поэта к Родине помогла преодолеть все тяготы жизни, годы ссылки и гонений. Выше всего в поэзии Алампа ставится человек и Родина. Им написаны в 1921 г. «Колыбельная», в 1924 г. «Тоска по Оросину», «Заключенный», в 1925 г. «Отзвуки течения жизни», в 1926-1927 гг. поэмы «Отцу», «Ель», «Костер». По пути заключения написаны стихи «Она», «Не слышно шума-смеха». Из произведений периода ссылки особо выделяется поэма «Письмо отцу». Последнее стихотворение «Здравствуй, Родина» написано в 1933 г.

  1. Алампа – основоположник якутского театра и драматургии.

     Разносторонность  таланта А.И. Софронова-Алампа выразилось в том, что он проявил себя во многих жанрах.  В 1914 г. им написаны драма «Бедный Яков», в 1915 г. – комедия «Руссоман» («Обрусевший»), в 1915-1916 гг. – пьеса «Любовь», в 1917 г. – драма «Споткнувшийся не выпрямляется». Черновики таких произведений как «Тина жизни», «Манчаары» были написаны также в дореволюционный период. К этому же периоду относятся драмы «Скупой без завещания», «Игра жизни» (закончены в 1918 г.).

Информация о работе Алампа и его культурное наследие