А.Тойнби: «Постижение истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:29, реферат

Краткое описание

Имя Арнольда Джозефа Тойнби – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами. Цель моей работы – изучить и проанализировать теоретическую концепцию А.Тойнби на примере его работы «Постижение истории».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Арнольд Тойнби – исследователь истории культуры………………….4
2. «Постижение истории»
2.1 История культуры как непрерывный процесс
2.2 Вызов – и – ответ
2.3 Расцвет цивилизации
2.4 Надлом цивилизации
2.5 Распад цивилизации
2.6 Пути преодоления кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

А.Тойнби: «Постижение истории»

                  Реферат по предмету Культурология

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008 
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Арнольд Тойнби – исследователь истории культуры………………….4

2. «Постижение истории»

2.1 История культуры как  непрерывный процесс

2.2 Вызов – и – ответ

2.3 Расцвет цивилизации

2.4 Надлом цивилизации

2.5 Распад цивилизации

2.6 Пути преодоления кризиса

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Имя Арнольда Джозефа Тойнби – английского исследователя истории культуры – приобрело широкую известность в гуманитарной науке XX века. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой  эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников возникновения, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами.

Цель моей работы – изучить и проанализировать теоретическую концепцию А.Тойнби на примере его работы «Постижение истории».

Задачи: Рассмотреть личность Тойнби как создателя концепции всеобщей истории развития культуры.  Показать оригинальность взглядов исследователя на примере его труда «Постижение истории».

Моя работа состоит из двух основных частей: Первая включает в себя сведения о жизни и творчестве  А.Тойнби, вторая – раскрывает сведения о работе Тойнби под названием «Постижение истории».

Цели и задачи моей работы выявлены.

 

1.Арнольд Тойнби – исследователь истории культуры

Английский историк, философ, социолог, дипломат, общественный деятель. Создатель концепции всеобщей истории развития культуры, теории круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Научную деятельность начал с изучения первобытного общества.

Арнольд Тойнби – автор более 30 книг, сотен научных статей, публицистических выступлений. На русском языке опубликованы «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории». Его работы отличаются глубоким интересом ко многим проблемам современности.

Он назвал себя историческим оптимистом, преисполненным в веры в победу разума над силами зла, предостерегал об опасности утраты духовности, пренебрежения к идеалам и ценностям. По его мнению, в истории культуры всегда действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатиями, отношениями родства, вражды. Культурологическая концепция Тойнби демонстрирует близость его позиций к теории культурно-исторических типов. Оригинальность взглядов исследователя состоит в соединении социально-философского, исторического и культурологического подходов.

Все мы со школьных лет знаем, что всемирная история подразделяется на истории отдельных стран: историю России, историю Англии и др. Это членение ее настолько естественно и самоочевидно, что, кажется, нет смысла искать ему какое-то обоснование. Однако Арнольд Тойнби (1889-1975) все-таки счел необходимым разобраться, насколько оправдан такой подход. Допустимо ли рассматривать отдельные страны как самостоятельные единицы – своего рода «социальные атомы», которые подобно физическим атомам существуют независимо друг от друга? С этого вопроса начинается его капитальное теоретическое исследование, над которым он работал около 30 лет (с 1934 по 1961 год) и результаты которого изложил в своем 12-томном труде под названием «Постижение истории».

 

2. «Постижение истории»

2.1 История культуры как непрерывный  процесс

История культуры разворачивается как драма идей, столкновения мнений, победы или поражения духовных ценностей различных социальных слоев. Непрерывность истории нельзя представить в виде скучной, монотонной и однообразной схемы линейного движения. Понять историю отдельной страны, как правило, невозможно без учета ее связей и взаимодействий с другими странами.  Чтобы объяснить события ее истории, приходится сопоставлять их с тем, что происходит в других странах. Например, историку, изучающему историю Киевской Руси, необходимо учитывать ее отношения с Византийской империей: без этого нельзя объяснить, откуда, как  и почему на Руси распространилось православие. Однако ему совсем не обязательно вовлекать в свое исследование материал, относящийся к истории Китая, Греции или Испании. Итак, есть основание полагать, что существует некоторое поле исторического исследования, в рамках которого можно объяснить ход интересующих историка процессов. Это поле представляет собой нечто большее, чем отдельное государство или политический союз. Поле исторического исследования охватывает достаточно обширную пространственно-временную область, в которой располагается общество, могущее состоять из некоторого множества государств. Это общество представляет собою целостное историческое образование, которое и является «социальным атомом» - основной единицей истории. Общество такого типа Тойнби называет цивилизацией. Каждая цивилизация представляет собою замкнутый  и независимый друг от друга мир.

Географические границы области, занимаемой какой-либо цивилизацией, со временем могут изменяться. Но нет ни одной цивилизации, которая охватила бы все человечество и распространилась на всю обитаемую землю. Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.

Длительность существования отдельной цивилизации «больше, чем срок жизни любой отдельной нации, но в то же время меньше срока, отпущенного человечеству в целом». Тойнби различает, с одной стороны, непрерывную последовательность фаз истории одной и той же цивилизации, а с другой – непрерывную связь во времени между разными цивилизациями.

В отличие от Шпенглера, которого совершенно не интересовали никакие другие культуры, кроме выделенных им восьми «великих», Тойнби как историк озабочен тем, чтобы описать все исторически существовавшие цивилизации. В начале своего труда он указывает 21 цивилизацию, а ко времени его окончания увеличивает их число до 37.

Однако он предполагает, что при более детальном анализе список полностью независимых цивилизаций может сократиться до десяти. Большинство из перечисляемых историком цивилизаций являются  в настоящее время уже  мертвыми. Существующих ныне цивилизаций он насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская и арабская. Некоторые цивилизации никак не связаны с предшествующими, ни последующими во времени. Другие же благодаря существованию «сыновне-отеческих» связей образуют цепочки родственных цивилизаций. В таких цепочках могут быть два-три поколения цивилизаций, например: минойская (на о.Крит)- эллинская – западная; минойская – эллинская – православная; шумерская – индская (древнеиндийская) – индуитская.

Основными элементами в жизни цивилизации является, согласно Тойнби, политика, культура и экономика. «Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации…Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чужой социальной структуры, с которой она имеет контакты. Для цивилизации, находящейся в поле воздействия чужой культуры, культурное влияние оказывается куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане».

 

2.2 Вызов-и-ответ

Процесс зарождения цивилизаций имеет определенный ритм чередования статистики и динамики, пассивности и активности. Географические условия были одной из причин зарождения цивилизаций: «речных» - египетской, шумерской, индуистской; «ногорных» - андской, хеттской, мексиканской; «континентальных» - китайской, индской и православно-христианской в России; «лесной» - цивилизации майя.

Территориальный фактор можно назвать сопутствующим, но не решающим. Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда находит внутренние, духовные силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной, политической, религиозной деятельности.

В местах зарождения цивилизаций человек сталкивается с тяжелейшими испытаниями, которые Тойнби называет Вызовом. Суровые природные условия создавали «стимул бесплодной земли», требовавший от людей неимоверных трудовых усилий. Важно было дать Ответ на этот Вызов: постоянно поддерживать созданные ирригационные системы, источники энергии, способы земледелия.

Другим, не менее важным Вызовом можно назвать «стимул новых земель», Ответ на который требовал освоения новых территорий, миграции, торговых путей. Он способствовал распространению цивилизации.

Однако повышение силы Вызова сверх некоторого предела влечет за собой снижение возможностей, когда реальный успех становится недостижимым и вызывает вместо вдохновения апатию. Чрезмерность давления, безграничность требований могут лишь замедлить, затормозить процесс развития. Исходя из этого, А.Тойнби считает, что «существует определенная мера суровости испытания, когда стимул Вызова достигает наивысшей интенсивности. Назовем эту степень суровости оптимизмом». Согласно Тойнби зарождение или генезис цивилизации – лишь начальный период ее развития. Было бы неверным считать, что ее дальнейшая судьба предрешена и процесс роста будет происходить сам собой. На этом пути цивилизацию ожидают немалые испытания.

 

2.3 Расцвет цивилизации

Следующей стадией в развитии цивилизации является движение к расцвету, когда энергия творчества достигает высших результатов во всех сферах культуры. Рост цивилизации является поступательным движением. Развитие предполагает единение экономической, политической и духовной энергии. Весьма распространенно суждение, что техническая вооруженность общества и успехи в деле покорения Природы являются показателем прогресса. Но Тойнби считает такой подход малоубедительным и ограниченным. Известны периоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации прекращался и начинался застой. Много примеров тому, когда техника оставалась неизменной, а цивилизация делала значительный шаг вперед. Тойнби считал, что такой подход малопродуктивен.

Анализируя различные факторы роста и расцвета цивилизации, А.Тойнби утверждает, что решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны. Творческая личность неизбежно ломает привычные стереотипы действия, вступает в мир парадоксов, вызывая у окружения недоумение, восторг или зависть. Появление выдающейся личности вызывает социальный конфликт.

Деятельность духовной элиты предполагает ее объединение в творческое меньшинство. Творческое меньшинство успешно отвечает на Вызов истории. Все члены общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому с радостью воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Но если большинство не разделяет новых идей и пребывает в косности, то такой «отрыв» может привести к катастрофическим последствиям. «Стагнация масс является фундаментальной причиной кризиса», - делает вывод Тойнби.

Но даже и в той ситуации, когда возникает гармония между творческим меньшинством и большинством, жизнь не сразу входит в новые берега. Происходит болезненный процесс приспособления к новому окружению и его ценностям.

Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, подтверждаемую множеством примеров из биографий творческих личностей.

Однако позитивное движение цивилизаций не бесконечный процесс. Их силы ослабевают, жизненные ресурсы истощаются.

Цивилизации, считает Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил или вследствие предопределенности судьбы, а от собственных рук. Начало распада он называет Надломом.

 

2.4 Надлом цивилизации

С чего начинается надлом цивилизации, как она утрачивает свои достижения? Ученый вновь обращается к идее взаимодействия между творческим меньшинством и инертным большинством. Увлечь реформами очень важно, но не меньшее значение имеют закрепление их в повседневности, распространение в различных сферах жизни, обретение устойчивости.

Другой причиной Надлома Тойнби называет потерю инициативы. Развитие замирает, цели утрачиваются. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство. Добившись успеха, они успокаиваются. Наступает психологическая катастрофа опьянения успехом. Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть.

Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. А.Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущербное и слепое обожествление», одно из заблуждений человеческого духа, имеющее следствием превращение «высоких божественных трудов» в «мерзость запустения». Идолопоклонство приводит к бессмысленной растрате человеческой энергии, подталкивает к неравной борьбе, напрасному самопожертвованию, жестокому контролю, преследованию инакомыслия.

Основной критерий и причина надломов цивилизации заключается во внутреннем взрыве, который обусловливает утрату свойств самоорганизации. Так Надлом приводит к Распаду цивилизации.

 

2.5 Распад цивилизации

При «вертикальном» типе раскола цивилизация распадается на ряд локальных государств; это служит основанием для кровопролитной войны. «Эта война поглощает ресурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать само себя».

Другой тип раскола – «горизонтальный», при нем появляются новые слои, сословия, общины. Между ними могут складываться отношения вражды или сотрудничества. Распад цивилизации происходит в общественных структурах и затрагивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, злобы. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и пополнялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно превратилось в замкнутую систему, группу, строго оберегающих себя от инициативных лидеров.

Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо не желает ничем рисковать в страхе потерять «свое кресло». Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших свое прежнее положение. А.Тойнби называет их «новые бедные». Среди них: беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, бывшие войны и т.п.

Информация о работе А.Тойнби: «Постижение истории»