Профессиональная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Россия всегда была страной со стойкими традициями криминального профессионализма и развитой криминальной субкультурой. Эта тема является достаточно популярной среди многих социальных слоев населения. Криминологическая характеристика профессиональной преступности требует изучения личности, так как свойства личности являются важнейшими мотивирующими факторами. Характеристика личности профессионального преступника позволяет установить группы риска и скорректировать работу правоохранительных органов. Высокий уровень профессиональной преступности свидетельствует о том, что применяемое к осужденным уголовное наказание не всегда оказывает на них должное исправительное воздействие.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………….3
Глава 1. Понятие, основные признаки, общественная опасность и тенденции развития профессиональной преступности…........……………...5
§1. Понятие и основные признаки профессиональной преступности……....5
§2. Общественная опасность и тенденции развития профессиональной преступности……………………………………………………………………8
Глава 2. Детерминанты профессиональной преступности…………………16
§1. Классификация детерминантов профессиональной преступности……16
§2. Влияние субъективных факторов для становление профессионального преступника…………………..……………………………………………….20
Глава 3. Профилактика профессиональной преступности……………..…..22
§1. Особенности профилактики профессиональной преступности……….22
§2. Поощрение общественно полезных форм экономического поведения.23
Заключение………………………………………………………………….…26

Вложенные файлы: 1 файл

криминол.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь свойств личности, необходимых для профессиональной преступной деятельности, и указанной фронтальной ситуации представляет собой механизм конкретного преступления, совершаемого профессиональным преступником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Профилактика профессиональной преступности

 

§1. Особенности профилактики профессиональной преступности

 

Важнейшим видом предупреждения преступности является криминологическая профилактика. Этот вид деятельности выделялся исследователями прежде всего на основе проведения отличия между мерами криминологическими и мерами, закрепленными в нормах уголовного, уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) и  
уголовно-процессуального права.

Криминологическая профилактика имеет особый объект, специфические цели, меры и субъектный состав, осуществляющий эту деятельность.

Объект криминологической профилактики включает в себя,  
во-первых, социальную среду, содержащую в себе детерминанты профессиональной преступности (группы и лиц, для которых нормой является социально отклоняющееся, однако не преступное поведение),  
во-вторых, социальную среду, содержащую элементы этой преступности  
(профессиональных преступников и преступные группы, объединяющие этих лиц). Цель криминологической профилактики состоит в устранении или нейтрализации детерминант профессиональной преступности, возможностей социальной среды по их воспроизводству, общественной опасности профессиональных преступников и их объединений. Специфика мер криминологической профилактики состоит, во-первых, в том, что их реализация основана на нормах профилактического законодательства, а не на нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права либо регулируются правом в общей форме (например, воспитательное воздействие), во-вторых, в том, что эти меры предполагают принуждение, не связанное с реализацией уголовной ответственности. Кроме того, криминологическая профилактика предполагает не только и не столько принуждение, но и проведение с определенными лицами и социальными группами воспитательной работы, защиту прав и законных интересов личности, оказание лицам необходимой социальной и правовой помощи. Особенность субъектного состава криминологической профилактики состоит в том, что в ней участвуют не только органы правосудия (в широком смысле), но и иные государственные и негосударственные органы, а также должностные лица и отдельные граждане.

 

§2. Поощрение общественно полезных форм экономического поведения

 

Поощрение общественно полезных форм экономического поведения предполагает, во-первых, создание государством благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности. Такая деятельность должна быть направлена на отдание приоритета в экономической политике вкладыванию капитала в производственную сферу, а не в  
торгово-финансовую18.

Во-вторых, государство должно стимулировать деятельность законопослушных предпринимателей по созданию и усилению ими системы криминологической безопасности своих объектов собственности. Криминологическая безопасность представляет собой комплекс организационно-управленческих, правовых, специальных,  
социально-психологических, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на защиту объекта. Вклад государства в эту систему может состоять в создании необходимой законодательной базы, выявлении и пресечении преступлений против безопасности, взаимодействии с частными охранными и детективными предприятиями, службами собственной безопасности предприятий19.

Вторая стратегия борьбы с «теневой» экономикой предусматривает, как уже отмечалось, ограничение и пресечение нежелательных видов экономического поведения. В частности, необходимо ужесточить контроль за оборотом предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих (оружия, наркотических средств и т. д.). Либерализация такого оборота способствует формированию криминального рынка  
и обслуживающей его предпринимательской деятельности.

В-третьих, необходимо усилить контроль государства за  
кредитно-финансовой сферой, которая является наиболее удобной для легализации криминального капитала, прежде всего, обеспечить прозрачность финансовых сделок для уполномоченных органов. Безусловно, это ограничивает сферу действия банковской тайны в тех случаях, когда речь идет о выявлении компетентными органами незаконных финансовых операций. Однако такое ограничение является общепринятой мировой практикой, предусматривающей две модели контроля за такими сделками. Первая предполагает обязательное сообщение компетентным государственным органам о всех сделках, превышающих определенную сумму наличными или их эквивалента. Вторая модель контроля предполагает сообщение банками властям о всех подозрительных сделках, в которых могут присутствовать наркодоходы. Представляется, что в российских условиях, где финансовые структуры не отличаются особой щепетильностью в выборе клиентов, а само понятие подозрительной сделки является крайне неопределенным, предпочтительной представляется первая модель контроля за финансовыми сделками. Мировой опыт показывает, что при наличии такого контроля за деятельностью банков отмывание доходов начинает происходить в небанковских финансовых учреждениях (пунктах обмена валюты, игорных заведениях и т. д.). При установлении контроля за деятельностью этих учреждений криминальный капитал перемещается  
в нефинансовые сферы предпринимательства, операции с ним сводятся  
к нелегальным сделкам с лицами, не имеющими влияния в сфере легального предпринимательства.

В-четвертых, необходимо ограничить необоснованно широкую либерализацию внешнеэкономической деятельности, способствующую незаконному вывозу из России сырьевых ресурсов, проникновению  
в страну транснациональных преступных группировок, их сращиванию  
с российской профессиональной и организованной преступностью.

Предупредительное воздействие на «теневую» экономику способствует сужению не только экономической, но и социальной основы профессиональной преступности. Это обусловлено тем, что сужается круг лиц, втянутых в «теневую» экономику, живущих за счет нее,  
а следовательно, заинтересованных в ее существовании.

Сужение социальной базы профессиональной преступности предполагает также разработку обществом такой социальной политики, которая была бы направлена на создание нормальных условий жизнедеятельности и социальной адаптации через правомерное поведение лиц, представляющих интерес для криминальных структур с точки зрения должностного положения (должностные лица правоохранительных органов), имеющейся квалификации (юристы, экономисты, бухгалтеры, программисты и т. д.), характера прошлой деятельности (бывшие военнослужащие спецподразделений, бывшие сотрудники правоохранительных органов, спортсмены), в силу принадлежности к определенным социальным группам (например, цыгане выживающие за счет розничной и мелкооптовой торговли наркотиками), принадлежности к территориальным подростковым и молодежным группировкам антиобщественной направленности.

Заключение

 

Проведенный анализ криминологических аспектов профессиональной преступности позволяет сделать следующие выводы.

1. Профессиональная преступность, как и любой вид преступности, обладает родовыми признаками (социальный, уголовно-правовой, относительно-массовый, системный характер, временная и территориальная определенность), состоит из целой совокупности преступлений, образующих в своей системе криминальный профессионализм, лиц, их совершивших (профессиональных преступников), среды профессиональных преступников, обладает общественной опасностью, которая является повышенной  
и специфической.

2. Криминальный профессионализм, как ядро профессиональной преступности, представляет собой преступную деятельность, которая обладает такими видовыми признаками, свойственными всякой профессии, как специализация, квалификация, способность быть источником материального существования, принадлежность к определенной преступной социальной среде, в которой она осуществляется.

3. Криминологическая профилактика профессиональной преступности представляет собой осуществляемую государственными  
и негосударственными органами, должностными и не должностными лицами деятельность с помощью принуждения, воспитания, защиты прав и законных интересов личности, оказания социальной и правовой помощи с целью устранения или нейтрализации детерминант профессиональной преступности, возможностей социальной среды по их воспроизводству, общественной опасности профессиональных преступников и их объединений.

4. Детерминанты профессиональной преступности следует рассматривать на трех уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и психологическом. Общесоциальные детерминанты связаны с социальными процессами, происходящими в обществе в целом и отражающимися на образе жизни целых макрогрупп (возрастных, национальных, профессиональных и т. д.); cоциально-психологический уровень детерминант связан с существованием малых групп, в которых формируется и действует профессиональный преступник; психологический уровень предполагает изучение взаимодействия свойств личности профессионального преступника с конкретной жизненной ситуацией совершения преступлений.

5. В криминологической профилактике профессиональной преступности, исходя из особенностей объекта, следует выделять два ее вида, а именно: общекриминологическую и специально-криминологическую. Общекриминологическая профилактика опосредованно воздействует на профессиональную преступность через ту часть социальной среды, которая является носителем ее детерминант, с тем, чтобы устранить или нейтрализовать детерминанты этой преступности и возможности социальной среды по их воспроизводству. Специально-криминологическая профилактика непосредственно воздействует на профессиональную преступность, так как ее объектом является социальная среда, содержащая профессиональных преступников и их объединения. Общекриминологическая профилактика осуществляется в основном теми субъектами, которые решают общесоциальные задачи, не связанные с обеспечением правопорядка в обществе, и теми мерами, которые, как правило, не связаны с принуждением. Специально-криминологическая профилактика осуществляется субъектами, обеспечивающими правопорядок в обществе (в основном правоохранительными органами), и мерами, многие из которых связаны с принуждением.

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 21.10.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.12.2001. - № 52. - Ст. 4921.
  4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ. // Гарант: справочно-правовая система. — Электрон. дан. (1 файл). — 17.04.2013.

Научная литература и материалы  периодической печати

  1. Алексеев А.И. Криминология. - М., 2011. – 291с.
  2. Босхолов С.С. Основы уголовной политики. - М., 2010. - 174 с.
  3. Ветров Н.И., Зацепин М.Н. Полиция и безопасность предпринимательства. - М., 2013. – 93 с.
  4. Вехов В.Б. Компьютерные преступления: способы совершения и раскрытия. - М., 2012. - 117 с.
  5. Гуров А.И. О некоторых вопросах изучения криминального профессионализма. - М., 2011. – 119 с.
  6. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М., 2012. – 201 с.
  7. Долговая А.И. Преступность: иллюзии и реальность. - М., 2012. – 179 с.
  8. Ибрагимов Р.Н. Социальное насилие: феномен, проблема. - Абакан, 2011. - 246 с.
  9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. - М., 2011. – 241 с.
  10. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. - М., 2009. - 223 с.
  11. Кузьмин С.И. Об отдельных аспектах деятельности криминалитета в местах лишения свободы. Элита преступного мира. - М., 2012. - 140 с.
  12. Кузьмин С.И. Организованные преступные группировки в местах лишения свободы. - М., 2010. – 112 с.
  13. Мокрецов А.И., Шмаров И.В. Микросреда осужденных в ИТУ. - М., 2012. – 97 с.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург, 2012. - 543с.
  15. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. - М., 2010. – 211 с.
  16. Устинов В.С., Муравьев В.В. Рецидив преступлений. - Н. Новгород, 2012. – 87 с.
  17. Чехов А.П. Сочинения. Т. 14-15. Из Сибири; Остров Сахалин. - М., 2010. – 351 с.
  18. Шеслер А.В. Групповая преступность : криминологические и уголовно-правовые аспекты. -Екатеринбург, 2012. – 186 с.

Практические материалы (Материалы судебной и следственной практики)

Литература электронных  ресурсов удалённого доступа

  1. Министерство Внутренних дел Российской Федерации: [Электронный ресурс].  URL: http://mvd.ru/news/item/176181/ (Дата обращения: 01.11.2013).
  2. Главное Управление МВД России по Свердловской области: [Электронный ресурс]. URL: http://66.mvd.ru/ (Дата обращения: 06.11.2013).

 

 

 

 

Дата окончания работы: 10.11.2013г.                             Ишкильдин В. В.

Информация о работе Профессиональная преступность