Причины и предупреждение воинских преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 03:20, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность предупреждения воинской преступности зависит от содержания уголовных законов, уровня правоприменительной деятельности, а также от качества работы органов военной юстиции. В борьбе с воинской преступностью прежде всего применяются общепредупредительные меры. Общество нуждается в четком формулировании национальных идеалов и концепции национальной безопасности, отраженной в законе. Идеологическое обеспечение престижности военной службы - необходимое условие оздоровления армии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Причины воинских преступлений……………………………………….7
Предупреждение воинских преступлений………………………...…….15
Заключение………………………………………………………………..23
Список используемой литературы………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

КР по КРИМИНАЛОГИИ (1-й симестр) 2013г..doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Причины и условия преступности военнослужащих могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Экономические. В ряду иных причин преступности экономические традиционно выдвигаются на первый план, что вполне обоснованно. Однако в Вооруженных Силах экономические причины проявляются несколько своеобразно. Военнослужащие, не получающие месяцами денежного довольствия, зачастую совершают корыстные преступления для прокормления себя и семьи. Распределяемые финансовые ресурсы в условиях проводимой реформы часто расхищаются вышестоящими начальниками. Представление каких-либо льгот либо военнослужащим, либо фондам, создаваемым для военнослужащих, неминуемо приводит к совершению преступлений экономической направленности. К имуществу Вооруженных Сил проявляют активный интерес представители криминальных группировок, связанных с организованной преступностью.

2. Социальные. В условиях хронического недофинансирования армии проводимая военная реформа положительных результатов пока не дает. Наоборот, растет социальная напряженность как внутри армии (между офицерами, между офицерами и военнослужащими срочной службы, между военнослужащими срочной службы, между служащими Вооруженных Сил и военнослужащими других войск и т.д.), так и в отношениях армии и общества в целом. К социальным причинам преступности военнослужащих следует также отнести распространение среди них пьянства, а в последние годы наркотизма. Причем пьянство характерно в основном для офицеров и является своего рода негативной военной традицией. Наркотизм же под влиянием внеармейских условий присущ значительной части военнослужащих срочной службы, т.к. в армию зачастую призываются юноши, уже познавшие наркотики. В то же время, согласно некоторым данным, из 15-18% военнослужащих срочной службы, употребляющих наркотики в армейских условиях, значительная часть приобщилась к ним именно в армии.

3. Социально-психологические. Армия России постепенно становится прибежищем для лиц с клеймом «социального аутсайдерства». Главным образом это относится к военнослужащим срочной службы, поскольку среди призывников преобладают юноши, не попавшие в институты или не сумевшие найти работу, дающую право на отсрочку. Сюда же следует отнести призывников, чьи родители не смогли найти для них иных (часто противоправных) способов уклонения от военной службы. Вряд ли в каком-либо ином государственном институте так резко проявляются возрастные отличия, как в армии. Эти различия характерны в первую очередь для военнослужащих срочной службы, являясь одной из причин «дедовщины», но они также актуальны и для офицеров. Известны, например, случаи, когда офицеры подавали рапорты об увольнении или переводе на другое место службы только из-за того, что их непосредственными начальниками становились более молодые коллеги. Связано это с тем, что возрастные различия культивируются в нашем обществе со школы и даже с дошкольных детских учреждений; психологии юношей свойственно деление людей по возрастному признаку, что актуально и для воинских коллективов.

4. Идеологические. Изменение идеологических ориентиров в стране привело к дезориентации военнослужащих. Общество, отвергнув марксистско-ленинскую идеологию, не предложило никакой иной. Командиры воинских частей вынуждены в таких условиях искать «идеологию полка», т.е. в каждой части появляются свои традиции, своя идеология. Агрессия, насилие, культ сверхчеловека, насаждаемые средствами массовой информации, также коррелируют с преступностью военнослужащих. Характерно, что традиции русской армии, солдаты которой отличались «рыцарским» отношением к врагу и к мирным жителям, в настоящее время забыты. Причем многие офицеры открыто говорили об этом еще в Афганистане, называя десантников, которые захватывали кишлаки и аулы, «рэмбовиками» (по названию одноименного американского фильма-боевика).

5. Политические. Между различными партиями и движениями продолжается борьба за влияние на Вооруженные Силы, которая часто выходит за рамки установленных законом правил (например, некоторые политические деятели в свое время призывали военнослужащих к фактическому неповиновению правительству). К сожалению, это приводит к дезориентации военнослужащих, конфликтам между ними на политической почве.

6. Национальные. Вооруженные Силы России по-прежнему комплектуются военнослужащими разных национальностей. В условиях дальнейшего нарастания межнациональных противоречий и конфликтов, для разрешения которых не принимается необходимых мер, национальные причины противоправного поведения военнослужащих будут усугубляться.

7. Культурные. Бедность культурной жизни нашего общества известна. Если в центральных городах и областных центрах существуют развлекательные учреждения, то в «глубинке» в подавляющем большинстве случаев нет ни музеев, ни театров. Однако именно военнослужащими, призванными из «глубинки», в последние несколько лет пополняются Вооруженные Силы страны.Несколько лучше обстоит дело с офицерским корпусом, что объясняется многими факторами, в том числе и традициями. Однако уровень культуры офицеров низшего и среднего звена остается низким. Многие из них не готовы к работе с молодежью, допускают грубость в отношении подчиненных.

8. Организационно-управленческие, в том числе некачественное несение службы офицерами и младшими командирами, плохая организация обучения, воспитания, быта молодых солдат, недостатки в подборе и расстановке кадров и т.п.В настоящее время назначение на руководящие должности офицеров не всегда соответствует их морально-волевым качествам, что вызывает определенное недовольство их коллег. В результате исполнение приказов и распоряжений, исходящих от такого начальника, не подкрепляется необходимой разумной инициативой подчиненных, что может негативно отразиться на межличностных отношениях в воинском коллективе.

9. Информационные. У Вооруженных Сил практически нет собственной рекламы. Агитационная телевизионная пропаганда, призывающая юношей на службу в армию, обречена на неудачу, так как негативный материал о ней имеет значительно большую аудиторию и более весомый общественный резонанс. Так, согласно проведенному исследованию, в наиболее популярных газетных изданиях публикуемый об армии материал в 99% случаев является негативным. К перечисленным причинам и условиям преступности военнослужащих можно добавить и такие криминогенные факторы, как плохое питание солдат, их низкая дисциплина, неукомплектованность воинских частей, низкий уровень подготовки офицерских кадров, необеспеченность офицерского корпуса нормальными жилищно-бытовыми условиями, бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство правонарушений и даже преступлений. Однако, пожалуй, основным криминогенным фактором в армии является низкий уровень воспитания подчиненных командирами и начальниками, отсутствие в воспитании индивидуального подхода. Устранение причин и условий преступности военнослужащих является важным условием повышения боеспособности армии, успешного выполнения ею задач по обеспечению безопасности страны.

 

 

 

 

 

  1. Предупреждение преступности военнослужащих.

Применительно к военнослужащим предупреждение преступлений обладает определенными особенностями, поскольку личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника; специфичен и механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также с обладанием оружием; необычна мотивационная сфера большинства военнослужащих, направленная на удовлетворение в первую очередь элементарных потребностей.

Серьезного внимания в плане предупреждения преступлений против военной службы заслуживает вопрос о реформировании Вооруженных Сил, элементами которого должны стать:

- увеличение возраста, с  которого осуществляется призыв  на военную службу (19 - 20 лет);

- реальное введение альтернативной  гражданской службы3;

- активный переход к  профессионализации армии;

- законодательное регламентирование  функциональных обязанностей военнослужащих  Вооруженных Сил в соответствии  с занимаемой должностью;

- развитие института офицеров-воспитателей;

- введение должности помощника командира части отдельного подразделения по правовому обеспечению, которую занимал бы офицер с высшим юридическим образованием;

- создание военной полиции, которая могла бы совместить  функции непрофессиональных органов  дознания воинских частей и  отделов службы собственной безопасности, введенных в ряде силовых министерств и ведомств и осуществлять оперативно-розыскную деятельность в определенных законодательством пределах.

Среди мер общесоциального предупреждения преступлений военнослужащих можно выделить следующие:

1. Реальное введение наряду  с воинской альтернативной гражданской  службы. Провозглашенный, но не в  полной мере исполняющийся закон  об этой службе, вызывает социальную  апатию и безразличие многих  законопослушных граждан, их неверие  в возможность построения правового государства. Кстати, в 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям. Правда, эта «гарантия» на деле обернулась гонением инакомыслящих (в основном по религиозным убеждениям).

2. Переход на призыв  в Вооруженные Силы один раз  в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц.

3. Повышение призывного  возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет). Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Так, от имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой, еще полностью не сформировавшийся как личность человек.

4. Постепенное сокращение  срока действительной службы. Напомним, что в первые постсоветские годы срок такой службы был сокращен, но затем восстановлен в прежнем объеме (2 года). Между тем никаких объективных причин для столь длительного срока службы нет. Возможные возражения о том, что военнослужащий за меньшее количество времени не успевает усвоить программу боевой подготовки, неосновательны, так как большинство времени он проводит не на боевых занятиях, а на различных хозяйственных объектах. Кстати, в армиях большинства стран срок действительной службы составлял менее двух лет.

5. Существенное улучшение  социально-бытовых условий военной службы и предоставление военнослужащим возможности удовлетворять свои материальные потребности законными средствами.

6. Развитие института  офицеров-воспитателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.

7. Увеличение количества  мероприятий, связанных с развитием положительных эмоций военнослужащих (культурно-массовые испортивные мероприятия, приглашение родственников и т.п.).

8. Качественное улучшение  сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по контракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Как положительный пример в решении задачи подготовки этой категории военнослужащих, сошлемся на опыт США. В этой стране существуют 27 военных училищ, которые специально готовят сержантов, ежегодно проводится конкурс «сержант года», победитель которого получает денежную премию (около 2 тыс. долл. США). Более того, молодые офицеры американской армии, прежде чем получить право командовать подразделением, проходят специальную подготовку под началом опытных сержантов.

9. Принципиальное изменение  отношения высших должностных лиц армии вообще и офицеров в частности к проявлениям коррупции, к хищениям воинского имущества; немедленное увольнение офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода. К сожалению, приходится констатировать, что на рост корыстной преступности в армии серьезно влияют политические события в стране. На протяжении ряда лет о фактах различных злоупотреблений военнослужащих рассказывали в основном средства массовой информации. При этом нельзя сказать, что органы военной юстиции бездействовали. По подавляющему большинству известных фактов (например, о дачах, построенных высшими офицерами Министерства обороны) проводились прокурорские проверки. Но одни и те же факты часто трактовались по-разному. В то же время Вооруженные Силы в целом и многие их должностные лица оказались не готовы к работе в условиях переходного этапа развития общества. Органы же военной юстиции, являясь элементом военных структур, не всегда свободны в принятии того или иного обоснованного правового решения.

10. Улучшение работы органов  военной юстиции и прежде всего военных дознавателей. Решение этой задачи требует принятия законодательного акта о военных дознавателях, функции которых должны быть приближены к функциям работников милиции (полиции). Военный дознаватель должен иметь юридическое образование, обладать навыками оперативной работы, быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира, выполнять все указания и требования военного прокурора и следователя.

11. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от общественной опасности содеянного. Так, за правонарушения в сфере межличностных отношений («дедовщину») дисциплинарным уставом должны быть предусмотрены достаточно суровые виды взысканий: запрет увольнения из части до двух недель; обычный арест; строгий арест; сверхурочные работы; лишение половины месячного оклада; увольнение из Вооруженных Сил по негативным основаниям. Кстати, в США увольнение из Вооруженных Сил по таким основаниям может повлечь даже лишение американского гражданства. Дисциплинарным уставом должна быть предусмотрена и ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не подпадают под действие уголовного закона. Кроме того, следует предусмотреть возможность увольнения из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм, что обеспечит более успешную борьбу с фактами коррупции на самой ранней стадии. Нуждается в совершенствовании и действующий Дисциплинарный устав в целом. Представляется, что он должен состоять из статей, построенных по классическому правовому образцу, включая гипотезу, диспозицию и санкцию, и по своей структуре напоминать Кодекс об административных правонарушениях. Разработка и принятие такого устава позволили бы избежать дублирования при назначении наказания, когда за один и тот же проступок военнослужащий привлекается и к дисциплинарной, и к материальной, и к уголовной ответственности, способствовало бы более ответственному подходу к принятию решения командиром в случае попытки скрыть преступление, повысило бы уровень и значение дисциплинарного наказания.

Информация о работе Причины и предупреждение воинских преступлений