Предмет и задачи криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:38, доклад

Краткое описание

Название науки «криминология» образовано от двух слов: латинского crimen (преступление) и греческого logos (учение). Впервые термин «криминология», означавший самостоятельную науку, употребили итальянские исследователи Топинард и Гарофало, которые в 1885 году опубликовали монографию под аналогичным названием.
Предмет отечественной криминологии включает в себя четыре составные части:
а) преступность, как социальное и уголовно-правовое явление;
б) личность преступника, как совокупность социальных, социально-психологических свойств лица, совершившего преступление;

Вложенные файлы: 1 файл

КРИМИНОЛОГИЯ.docx

— 160.18 Кб (Скачать файл)

Во многом сходные процессы в сфере организации воспитательной работы с учащимися можно наблюдать сегодня и в системе профессионально-технического образования молодежи (ПТУ, колледжах и т.д.).

Не способствует преодолению отчуждения подростков от общества в значительном числе случаев их участие в производственной деятельности. Большие сложности у подростков, оставивших учебу в школе, возникают, прежде всего, при устройстве на работу.

Фактически последним барьером на пути полного отчуждения несовершеннолетних от общества и вступления их в группы сверстников с антиобщественной направленностью является такой институт системы общественного воспитания как досуговые учреждения. Эти учреждения имеют большую привлекательность для подростков, чем другие институты системы общественного воспитания, т.к. членство в досуговых учреждениях является добровольным и основывается на учете интересов и склонностей личности.

Помимо указанных и наиболее значимых малых групп на негативное формирование личности влияние оказывают и другие социальные группы (например, микросреда осужденных).

 

26.Причины конкретного преступления.

Конкретное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления.

Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация, являются причиной преступного поведения, так как именно, мотивация является основным источником криминальной активности личности.

Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп обстоятельств.

1) причины преступности  в целом, которые, трансформируясь  через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности.

2) объективные жизненные  обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся конкретную ситуацию.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:

- она объективно ставит  личность перед необходимостью  выбора определенного варианта поведения (правомерного или преступного);

- обуславливает содержание  и форму избранного варианта  поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.

Вполне очевидно, что такое воздействие на личность может оказывать не просто жизненная ситуация, а проблемная жизненная ситуация.

Особо острой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой между отдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Разновидностью проблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенное влияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа. Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желание принадлежать к такой группе требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой.

По времени существования различают следующие конкретные жизненные ситуации: 

1) быстротечные (например, неожиданная ссора);

2) продолжительные, которые  характеризуются определенной растянутостью во времени (например, конфликт на почве супружеской измены).

3) длящиеся, которые не  просто растянуты во времени, а переходят в элемент образа жизни личности (например, длительные семейные ссоры).

С точки зрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют:

1) криминогенные ситуации - объективно способствуют совершению преступления, включают в себя провоцирующие моменты.

2) некриминогенные ситуации - включают в себя обстоятельства, которые либо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключают его совершение.

По источнику формирования выделяют криминогенные ситуации:

1) связанные с личностью  субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);

2) складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);

3) смешанного характера, которые возникают в результате действий как липа, совершившего преступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например, быстрая езда в гололед).

 

27.Механизм индивидуального преступного поведения.

Взаимосвязь свойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующая преступление, представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этого механизма - психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды, т.е. причины и условия конкретного преступления - рассматриваются уже не в статике, а в динамике.

Основными звеньями механизма преступного поведения являются:

1) мотивация;

2) планирование;

3) исполнение.

Первое звено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутренних побуждений, вызывающих решимость совершить преступление руководящих его совершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.

Мотивы на этом этапе выполняют две функции:

- отражательную, т.е. актуализируют  потребности личности, возбуждают  ее физическую или психическую  энергию;

- побудительно-регулятивную, т.е. формируют решение совершить  преступление, порождают волю преступника, определяют содержание сформировавшихся воли и решения.

Второе звено характеризуется принятием решения (т.е. выбором варианта поведения) и планированием поведения (т.е. выбором варианта совершения преступления).

Это звено может быть деформировано следующими обстоятельствами, способствующими совершению преступления:

- неверной оценкой виновным  фактических обстоятельств;

- недостаточным учетом  нормативных требований;

- искаженными ценностными  ориентациями личности, противоречащими требованиям правовых норм;

- дефектами самоконтроля.

Третье звено характеризуется непосредственным совершением преступления, которое охватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминолога на этом этапе интересуют, прежде всего, изменения, происходящие в конкретной ситуации, в которой действует преступник. Эти изменения могут следующим образом сказаться на поведении лица, совершившего преступление:

- лицо, может прервать  преступную деятельность окончательно  или применительно к конкретному  преступлению;

- виновный может изменить  способ совершения преступления;

- лицо может совершить  новое преступление;

- виновный может укрепиться  в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от плана совершить одно преступление к плану совершать преступления периодически.

Итак, антиобщественные свойства личности являются причиной преступления, конкретная жизненная ситуация - его условием. Динамичное взаимодействие этих причин и условий создает механизм индивидуального преступного поведения.

 

28.Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

Криминологию потерпевший интересует, во-первых, как жертва преступления, т.е. как субъект, которому преступлением причинен реальный вред, независимо от признания его потерпевшим в уголовно-процессуальном порядке. Во-вторых, криминология изучает потерпевшего как элемент механизма преступного поведения, как элемент конкретной жизненной ситуации, влияющей на поведение лица, совершающего преступление.

Роль потерпевшего в механизме преступного поведения может быть:

1) антикриминогенной (препятствующей совершению преступления);

2) нейтральной (не способствующей совершению преступления);

3) криминогенной (способствующей совершению преступления).

Криминогенная роль потерпевшего проявляется в следующем.

1. Потерпевший может породить  у виновного идею совершить  преступление. Дело в том, что  в значительном числе случаев  преступник ищет не просто жертву, а жертву определенного рода, обладающую значимыми для виновного физическими, психическими или социальными свойствами.

2. Потерпевший может породить  у конкретного лица решимость  совершить преступление, т.е. вызвать  необходимый волевой акт.

3. Потерпевший в ряде  случаев изменяет мотивацию совершаемого  другим лицом преступления. За  изменением мотиваций может следовать изменение целей, способов и других обстоятельств преступления.

4. Потерпевший облегчает  наступление преступного результата.

5. Потерпевший сам создает  криминогенную обстановку, провоцирующую виновного на совершение преступления.

Подверженность риску стать жертвой преступления получила наименование виктимности. Способность индивида стать жертвой преступления может быть обусловлена:

1. Состоянием преступности на определенной территории: чем выше состояние преступности, тем больше шансов у определенного члена общества оказаться жертвой преступления.

2. Определенными личностными особенностями потерпевшего:

- возраст потерпевшего: так, жертвами насильственных преступлений довольно часто становятся дети, а также престарелые люди;

- род занятия потеплевшего: в частности, повышенной виктимностью традиционно обладали проститутки, работники милиции, таксисты и т.д.;

- пол потерпевшего;

- характер поведения потерпевшего  до и во время совершения 
преступления.

С виктимологических позиций поведение потерпевшего может носить:

1. Провоцирующий характер. Такое поведение потерпевшего содержит в себе повод совершения преступления и обычно выражается в совершении противоправных или аморальных действий.

2. Неосторожный характер - потерпевший не принимает необходимых мер предосторожности для избежания преступления, легкомысленно относится к возможности создания криминогенной ситуации.

3. Положительный характер - поведение потерпевшего противодействует совершению преступления

4. Нейтральный характер - поведение потерпевшего не препятствует и не способствует его совершению.

 

29.Проблема личности в социальных науках.

Понятие «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как равнозначные. Между тем содержание этих понятий различное. Понятием «человек» обозначается особый вид живого существа в единстве его биологической природы и социальной сущности. Под «индивидом» понимают отдельного представителя рода «человек». Понятие «личность» фиксирует социальное качество индивида.

Социальное качество индивида выражается в совокупности его социальных свойств. Одни из этих свойств имеют биологическое, другие – психологическое, третьи – социальное происхождение.

Личность является объектом изучения многих наук, каждая из которых изучает те стороны личности, которые составляют содержание ее предмета. Поэтому в каждой науке дается свое определение понятия «личность», включая в него лишь те элементы социального качества личности, которые составляют предмет конкретной науки.

Целостный подход к изучению личности реализуется в рамках философской науки, одной из задач которой является выработка методологических подходов к изучению личности и определению ее понятия.

Философский подход, вытекающий из положений о принадлежности человека к социальной форме движения, является методологическим для других наук, изучающих личность, в частности, для социологии, общей и социальной психологии и т.п.

Социологию – науку о наиболее общих законах развития общества - личность интересует с точки зрения ее принадлежности к определенной макроструктуре. Поэтому в социологических исследованиях в структуру личности включаются такие социально-типичные свойства, которые характеризуют личность как гражданина государства, представителя конкретной нации или другой макрообщности людей, а именно: социальные позиции и роли индивида, его психологические свойства.

Общая психология при изучении личности человека упор делает на его внутренние психические процессы и состояния (мотивы, установки, мотивацию и т.д.).

Своеобразным является подход к изучению личности со стороны социальной психологии как науки, стоящей на грани психологии и социологии. Во-первых, она изучает социально-типичные черты личности человека как представителя определенной малой социальной группы, во-вторых, психологические свойства личности человека социальная психология рассматривает как результат общения с другими людьми в малых социальных группах, микросреде.

Указанные подходы использует и криминология применительно к особенностям своего предмета исследования – личности лица, совершившего преступление.

Философский подход позволяет подчеркнуть социальное качество такой личности, методологически правильно решить вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника.

Социологический подход позволяет установить социально-демографический портрет преступника и выявить факторы, влияющие на формирование личности преступника на макроуровне.

Психология позволяет установить особенности психики такой личности, а использование достижений социальной психологии помогает установить факторы, влияющие на формирование личности преступника на микроуровне, установить такие социальные роли и социальные позиции, которые объективно являются наиболее криминогенными.

В конечном счете, использование достижений этих наук позволяет определить основные направления профилактического воздействия на лиц, совершивших преступления.

 

30.Понятие личности преступника.

Понятие личности преступника является социально-правовым. Это означает, что к личности преступника нельзя подходить только с позиции представлений о ней как о совокупности социальных свойств отдельного индивида, поскольку такой подход может привести к признанию некой преступной личности (личности, склонной к совершению преступлений), еще до совершения ее носителем преступления.

Информация о работе Предмет и задачи криминологии