Понятие почерка, научные основы идентификации личности по рукописным текстам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Отдельные проблемы затрагивались в работах А.Ф. Волынского, Мальцева В.Н. и других исследователей. Но применение таких методов исследования анализировалось ими лишь применительно к отдельным видам преступлений. Комплексный, всесторонний подход к изучению проблемы методов исследования, применяемых при всех расследованиях преступлений, позволит сопоставить законодательную, уголовно-процессуальную конструкцию составов уголовно-процессуальных норм, проанализировать практику применения этих норм и выработать ряд рекомендаций по правовому регулированию использования методов исследования. Проведённая в уголовно-процессуальном законодательстве реформа и новый УПК РФ повышает значимость подобного исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3.
Понятие почерка……………………………………………………………………5.
Научные основы идентификации личности по рукописным текстам………….9.
Заключение…………………………………………………………………………18.
Список используемой литературы ……………………………………………….19.

Вложенные файлы: 1 файл

КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Сыктывкарский государственный  университет»

 

 Факультет параллельного образования  и экстерната

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу

«Криминалистика»

 

Тема

«Понятие почерка, научные основы идентификации личности по рукописным текстам»

 

 

Выполнил:                                                    

студент  группы №6402 Попов  А. В.

 

Проверил:                                                                                

К.ю.н.Сафин Р. М.

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………….....3.

Понятие почерка……………………………………………………………………5.

Научные основы идентификации  личности по рукописным текстам………….9.

Заключение…………………………………………………………………………18.

Список используемой литературы ……………………………………………….19.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы   исследования  обусловлена  тем,  что преступность в России за последние годы имеет тенденцию  к росту и по степени негативного  воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью. В какой-то мере сдерживанию вала преступности способствует проведенные реформы уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Между тем комплекс уголовно-процессуальных и криминалистических мер,   направленных   на   совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью, остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве новейших и нетрадиционных методов исследования в ходе расследования преступлений.

По словам Мальцева В.Н.: «анализ экспертной, следственной и судебной работы показывает, что  не теряют своей актуальности вопросы  применения  новых и нетрадиционных   методов   исследования   как   самим   субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами-криминалистами. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно.»*

Проблемы применения методов криминалистического  исследования почерка привлекают большое  внимание как юристов, так и психологов, программистов и представителей других наук. В отечественной криминалистике   вопросы криминалистического исследования разрабатывали: В.Ф.Орлова, А.Г.Филипов, А.Ф.Волынский,  И.Ф.Герасимов, Л.Я.Драпкин, В.А.Образцов, А.А.Селиванов, Р.С. Белкин и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки исследовать теорию и практику исследования почерка в криминалистике, многие проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения.

Отдельные проблемы затрагивались в работах А.Ф. Волынского, Мальцева В.Н.  и других исследователей. Но применение таких методов исследования анализировалось ими лишь применительно  к отдельным видам  преступлений.  Комплексный, всесторонний подход к изучению проблемы методов   исследования,   применяемых   при   всех   расследованиях преступлений,   позволит   сопоставить   законодательную,   уголовно-процессуальную конструкцию составов уголовно-процессуальных норм, проанализировать практику применения этих норм и выработать ряд рекомендаций    по    правовому    регулированию    использования   методов  исследования.  Проведённая в уголовно-процессуальном законодательстве реформа и  новый УПК РФ повышает значимость подобного исследования.

Целью настоящего исследования является анализ, научных работ по этой тематике и практики их применения в следственной деятельности при использовании технических, тактических и методических достижений  в криминалистическом исследований почерка.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие почерка

 

Теория судебно-почерковедческой идентификации тесно взаимосвязана  с теорией криминалистической идентификации. «Современная теория идентификации  базируется на принципах индивидуальности объектов материального мира, их относительной неизменности, на возможности выделения характеризующих их общих и частных признаков, совокупность которых позволяет осуществить идентификацию объекта».

Почерк - одна из основных составляющих идентификационного комплекса человека. Судебное почерковедение - раздел криминалистики, изучающий закономерности формирования, функционирования почерка и позволяющий на основе его исследования идентифицировать исполнителя.

Предметом судебно-почерковедческой экспертизы являются определенные закономерности объективной действительности (факты, обстоятельства), подлежащие установлению с помощью исследования рукописных документов. Применительно к конкретному почерковедческому исследованию - предметом является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту по исследованию конкретного документа в рамках определенных обстоятельств дела.

Рукописные  документы являются родовым объектом судебно-почерковедческой экспертизы.

Объектом  судебно-почерковедческой экспертизы, содержащим информацию, необходимую для решения экспертной задачи, является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лет следующим образом: «Почерк - индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемый с помощью системы движений».

«Почерк - это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе и получающая отображение в рукописных текстах итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений».

Главной задачей  исследования почерка в практической деятельности является идентификация  конкретного исполнителя рукописного текста или подписи. Для криминалистической идентификации значимы: индивидуальность, устойчивость, рефлекторность. Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства заложены в почерк самим механизмом его образования, так как являются фиксирующими в рукописи.

Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся рукописные тексты или подписи, - это слаженная система, все элементы которой строго согласованы. В понятии почерка она отражает его основное содержание.

Индивидуальность  почерка определяется как его  своеобразие, неповторимость. Это обусловлено  совокупностью особенностей, присущей почерку только одного конкретного  лица.

На процесс  формирования письменного навыка оказывают основополагающее влияние внутренние (субъективные), а также внешние (объективные) факторы. К внутренним факторам относятся анатомические, физиологические и психические особенности личности (например, особенности нервной системы, зрительного восприятия, памяти и др.). К внешним факторам относятся: методика обучения письму, условия обучения и др. При формировании письменно-двигательного навыка внутренние и внешние факторы взаимообусловлены.

Письмо - это  частный случай координированного двигательного акта, требующий большой точности и быстроты. Поэтому в основе процесса письма лежат общие закономерности физиологии движений. В процессе формирования и осуществления письма важную роль играют зрительный и слуховой анализаторы, имеющие чрезвычайно сложное строение. Только они обладают способностью воспринимать раздражения на расстоянии (телерецепция).

Ознакомление  с общим смыслом письма, его  фонетическим принципом - начальный  этап в обучении письменным навыкам. Затем следуют освоение приемов письма и практическое овладение письмом. Самым продолжительным периодом в выработке письменно-двигательного навыка является совершенствование усвоенного умения писать. При этом период становления индивидуального письменно-двигательного навыка может быть различным.

Индивидуальность  почерка в наибольшей степени  выражается в отклонениях от образцов письменных знаков, по которым происходит обучение письму, - прописей. При этом (наряду с ними) в почерках наблюдается  выполнение знаков в соответствии с  прописями. Выражением индивидуальности в почерке конкретного лица следует считать совокупность отклонений от прописей и соответствия им.

Характерной чертой всех автоматизированных рефлексов, в том числе и автоматизированных произвольных движений при письме, является отсутствие полной осознаваемости их отдельных компонентов. Сложившийся письменный навык позволяет исполнителю при быстром связном письме переключить внимание на содержание записываемой мысли.

Идентификация конкретного исполнителя по почерку  возможна только в том случае, если сложившаяся индивидуальная система движений устойчива.

Устойчивость  почерка - это повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в непривычных условиях или состояниях.

Вариационность - одно из проявлений устойчивости письменно-двигательного  навыка. Этот признак является формой проявления динамичности. Под вариационностью  понимается различное выражение  признаков в почерке одного и того же лица (или выражение его системы движений в целом). Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции и является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма.

Индивидуальность  и устойчивость функционально-динамического комплекса особенностей письменно-двигательного навыка делают возможной идентификацию исполнителя рукописных текстов и подписей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие криминалистического исследования почерка

Термин  «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средства запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом письменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической. Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для каждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущему системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком. В соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют почерковедение и автороведение.

В последние  годы письменный способ составления  документов все чаще заменяется электронным. В таких документах смысловое  содержание может быть выражено с  помощью математических символов, кодов, шифров, компьютерных программ и т. д. Проблемы установления авторства таких документов еще требуют своей разработки. Что же касается звуковых документов, т. е. составленных в помощью звукозаписывающей техники, то в них фиксируется не письменная, а устная речь, которая имеет свои особенности по сравнению с письменной: специфику в речевую информацию вносит и процесс звукозаписи. Поэтому фонодокументы изучаются в другом разделе криминалистики - видеофоноскопии.

Иногда, в теории криминалистики автороведение  и почерковедение объединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речью и почерком. В практической и юридической деятельности более значимо разграничение данных областей знания, поскольку это позволяет более чётко представлять объекты и задачи автороведческой и почерковедческой экспертиз, их возможности и, следовательно, правильно назначать эти экспертизы, необходимость в которых связана с тем, что нередко при изготовлении поддельных документов, например анонимных писем, автор и исполнитель являются разными лицами. В некоторых случаях требуется установить отдельные характеристики личности: пол, возраст, национальность и т. д. Данные вопросы решаются той и другой экспертизой, но каждая из них использует информацию только своей области знания. Криминалистическая значимость такой информации различна, и это должны уметь оценивать юристы. Смешение объектов и задач данных экспертиз, допускаемое в литературных источниках, приводит на практике к тому, что практические работники не всегда правильно ориентируются в возможностях данных экспертиз, что затрудняет их правильный выбор при назначении.

Таким образом, «криминалистическим исследованием почерка называется отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения, развития и становления специфических особенностей почерка, определяющих индивидуальность последнего и разрабатывающая на этой основе средства, приёмы и методики обнаружения, изъятия и исследования указанных признаков.»* 

Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Информация о работе Понятие почерка, научные основы идентификации личности по рукописным текстам