Понятие криминологии, ее предмет и метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:09, реферат

Краткое описание

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.
Общее представление о содержании данной науки можно получить путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей: латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos" (учение).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие криминологии………………………………………………………...2
2. Предмет криминологии………………………………………………………...4
2.1.преступность…………………………………………………………………..6
2.2. причины преступности………………………………………………………7
2.3.личность преступника……………………………………………………….11
2.4. предупреждение преступника……………………………………………...12
3. Метод криминологии………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Понятие криминологии,ее предмет и метод.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли (школы)  проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из своего предмета исследования. Российские криминологи  используют классификации по различным критериям.

1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

- причины и условия  преступности в целом как определенного социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и проявляющегося в совокупности  общественно-опасных деяний - преступлений;

- причины и условия различных  групп (видов, категорий) преступлений, образующих структурные подразделения преступности (умышленные и неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

- причины и условия отдельных видов преступлений - убийств, хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает  выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности на каждом из них не тождественно.

На обще социальном уровне мы выявляем  наиболее общие причины и условия, с которыми связано само существование преступности в данных исторических условиях.

На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для этих групп и коллективов.

На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального, субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту  интереса и устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

    • политические;
    • экономические;
    • идеологические;
    • социально-психологические;
    • организационно-управленческие.

3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления, побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с социально-психологическими детерминантами.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки - часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее детерминантами.  Это психологическая классификация:

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития  общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании, культурно-воспитательной работе и пр.)

4. Причины и условия преступности можно различать и по направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.)

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь  условия классифицируют на:

- формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

- способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии организации и управления).

5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и пространственной распространенности. Здесь различаются:

- причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

- на всей территории государства, отдельных его регионах и специфических зонах  (республики, портовые города, курортные зоны, прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный, локальный характер.

 

2.3.Личность преступника

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника. Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе  двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника «имеет формальный оттенок».1 Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к  злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения  соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь.2 То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний  входит личность правонарушителя, понимаемая в  указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

 

2.4.Предупреждение преступности

 Все,  что рассматривалось  выше о преступности, ее причинах, личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая - профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения  этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и  преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Метод Криминологии

 

                    Метод — система средств и приемов, при помощи которых осуществляется научное познание.

При изучении общественных отношений, составляющих предмет криминологии, криминологическая наука использует:  

1)  общенаучные методы;

2)  частные методы.  

 

                    Важнейшим общенаучным методом криминологии является материалистическая диалектика.

Диалектика сформулировала 3 основополагающих закона развития: единства и борьбы противоположностей;  перехода количества в качество; отрицания отрицания.  

 

Также диалектика научно обосновывает такие категории нашей жизни, как:  

 

1)  сущность и явление;

2)  единое и множественное;

3)  особенное и общее;

4)  необходимое и случайное.  

 

                      Понятийный аппарат диалектики используется во многих науках, в том числе в криминологии. Например, закон перехода количественных изменений в качественные объясняет изменения в структуре преступности. Категории общего и особенного помогают лучше классифицировать преступления.

Использование диалектического метода в криминологии дает возможность выявить взаимосвязь отдельного и общего, особенного и единого, необходимого и случайного, причины и следствия, что очень важно для целостного понимания криминологических процессов и явлений. К другим распространенным общенаучным методам относятся:  

 

дедукция - выведение частных заключений из закономерностей общего;

индукция — построение общих выводов из частных;

анализ — разложение общего явления на отдельные и исследование его составных частей;

 синтез — объединение  различных явлений и исследование  их в совокупности.  

 

                      Наряду с общенаучными методами криминология использует такие частные методы, как:

  1. статистический, с помощью которого исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей;
  2. анкетный — исследование криминологических проблем путем:
  3. опроса репрезентативного числа лиц;
  4. обобщения сведений, содержащихся в уголовных делах;
  5.   использования специально разработанных анкет или программ и последующего анализа собранных данных;

 

 

интервью — беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает;

тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений;

социометрия — изучение эмоционально-психологических связей между людьми;

наблюдение — процесс визуального восприятия обстановки, имеющей криминологическое значение;

эксперимент — научно поставленный опыт, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием определенных факторов, управляемых экспериментатором.

                   Каждый метод имеет свои плюсы и минусы (например, субъективность анкетирования, но получение информации "из первых рук", отсутствие субъективности в статистических данных, но их неполнота, и т. д.). Поэтому наиболее эффективным является комплексное использование разных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение.

 

 В заключение необходимо  заметить, что все рассмотренные  основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только  этой наукой. Например, преступность  может привлекать внимание социологов  при исследовании ими социальных  отклонений; проблема личности преступника  имеет наряду с криминологическим  криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

Информация о работе Понятие криминологии, ее предмет и метод