Планирование борьбы с преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова - не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов (например, от предвосхищения) высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие, виды и значение прогнозирования преступности.
1.1.Прогнозирование преступности.
1.2 Классификация прогнозов.
1.3 Задачи научного прогнозирования преступности.
1.4 Планирование предупреждения преступности.
Глава 2. Методы прогнозирования преступности.
Глава 3. Планирование борьбы с преступностью.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по кримминологии.docx

— 30.93 Кб (Скачать файл)

Более сложен метод моделирования. Он предполагает построение количественной модели преступности, отражающей её зависимости  от действия ряда факторов. Подставив  в модель значение факторов преступности на планируемый период, определяют будущее состояние преступности. Сложность этого метода состоит  в недостаточном знании факторов преступности и механизма их действия, степени их связи с преступностью. Однако по некоторым факторам такие  модели построить можно. В частности, возможен прогноз преступности на основе демографического прогноза изменений  в численности и структуре  населения. Данные о социально-демографическом  составе правонарушителей накладываются  на предполагаемую демографическую  структуру - и определяется вероятный  уровень преступности.

Точность подобных предвидений  можно увеличить посредством  сочетания методов экстрополяции и моделирования с методом экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на планируемый период. Существуют строгие процедуры сбора мнений экспертов, их анализа и расчёта экспертных оценок. Наибольшей популярностью среди методов экспертизы пользуются так называемый дельфийский метод (“метод Дельфи”), разработанный в США. По этому методу опрос экспертов производится следующим образом: вопросы ставятся экспертом так, чтобы они имели какую-то количественную характеристику; опросы проводятся в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы уточняются; при отклонении прогнозов от мнения большинства эксперты обосновывают свое мнение. В ходе экспертизы возможно привлечение дополнительных экспертов. Таким образом формируется сеть экспертов, которая может использоваться для повторной экспертизы.

 Применение сравнительного метода основывается на положении об относительной повторяемости явлений и процессов при наличии общих причин и условий. При этом проводится сравнение с тем, как развивалось подобное явление в прошлом и в других странах. Применение сравнительного метода предполагает изучение криминологической деятельности в других зарубежных странах, а также их опыт в области прогнозирования преступности.

Метод социального экспериментирования  в силу ограничения практического  и нормативного характера применяется  редко и в определённых пределах, например при прогнозирования рецидива в исправительно-трудовых учреждениях.

Методы экстрополяции, моделирования и экспертных оценок применялись в органах внутренних дел в 1970 г. при прогнозе преступности на 5 лет в нашей стране. Сопоставление прогноза с фактическими данными показало, что прогноз по тяжким и наиболее распространённым преступлениям оказался достаточно точным. Вместе с тем по некоторым другим видам преступлений отклонения от прогнозируемых показателей оказались достаточно значительными.

Интересный опыт прогнозирования  преступности в масштабах района накоплен в Ленинграде. Используя  методы экстраполяции, экспертных оценок и математических моделей, работниками  органов внутренних дел были изучены  внутригодовые колебания преступности (так называемой “сезонной волны”), которые имеют достаточно устойчивые закономерности. Это дало возможность  разработать специальный криминологический  календарь на весь год, в котором  отражались, какие месяцы года являются наиболее криминогенными и по каким  видам преступлений. На основе такого прогноза преступности разрабатываются  варианты рационального использования  сил и средств в наиболее криминогенные  месяцы года.

Таким образом, в криминологической  литературе и на практике имеется  определенный опыт проведения прогностических  исследований. Однако возможности их конкретно и широкого использования  в современных условиях ещё ограничены как из-за сложности и несовершенства имеющихся методик, так и в  силу необходимости учёта интенсивно развивающихся изменений в экономических, социальных, политических и правовых условиях жизни общества, психологии людей. Требуется также чёткая ориентация прогноза на учёт факторов, не только стимулирующих  преступность, но и сдерживающих её распространение; перевод ряда криминологических методик на язык машинного программирования.

 

 

Глава 3. Планирование борьбы с преступностью.

Борьба с преступностью  включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению  системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения  людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или  сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера  и структуры в планируемый  период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью  могут приносить криминологические  планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный  комплексом негативных общественных явлений  и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует  не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих  негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных  социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и  являются планы социального развития, в которых криминологические  разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним  из перспективных направлений существенного  повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности.

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих  недостатков, отрицательно сказывающихся  на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним, в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при  разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность  соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что  приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при  выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального  планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом  могут и должны быть государственные  органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).

Органы государственной  власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями  позитивного воздействия на все  сферы социальной жизни различных  уровней организации общества.

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному  планированию, в том числе и  планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает  на органы государственной власти обеспечение  соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ  определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые  позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана  и его отдельных разделов, в  частности от криминологического.


Информация о работе Планирование борьбы с преступностью