Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:34, реферат

Краткое описание

Современные тенденции мировой уголовной политики наглядно свидетельствуют, что наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, находят все большее применение в карательных системах различных государств. На применение альтернативных мер наказания ориентируют многие международно-правовые акты. Так, в п. 2.3. Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правил), принятых резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г., предусмотрено, что «в целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и степенью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением».

Содержание

Введение …………………………………………………………….………...3
§1. Правовые аспекты отсрочки уголовного наказания больным наркоманией..5
§2. Проблемы реализации отсрочки отбывания больным наркоманией…10
Заключение………………………………………………………….…….........13
Список используемой литературы……………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

рабочий.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

На тему: «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: к-нт 3-го курса Тихомиров В.А.

 

 

 

г.Пермь 2014г.

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………….………...3

§1. Правовые аспекты отсрочки уголовного наказания больным наркоманией..5

§2. Проблемы реализации отсрочки отбывания больным наркоманией…10

Заключение………………………………………………………….…….........13

Список используемой литературы……………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные тенденции мировой уголовной политики наглядно свидетельствуют, что наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, находят все большее применение в карательных системах различных государств. На применение альтернативных мер наказания ориентируют многие международно-правовые акты. Так, в п. 2.3. Стандартных минимальных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правил), принятых резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г., предусмотрено, что «в целях обеспечения большей гибкости в соответствии с характером и степенью тяжести правонарушения, личностью и биографией правонарушителя, а также с интересами защиты общества и во избежание неоправданного применения тюремного заключения система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением»1. Избрание курса на гуманизацию и демократизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики вынуждает осуществлять поиск новых подходов к усовершенствованию форм уголовного судопроизводства, созданию дополнительных гарантий неприкосновенности личности, соблюдения прав и свобод человека, снижению криминализации общества. В этом ключе не является исключением и РФ, что наглядно демонстрируют изменения, внесенные за последние годы в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией была введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ» наряду с другими мерами уголовно-правового характера не связанных с изоляцией от общества, такие как, принудительные работы и домашний арест.2

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что работа представляет собой попытку комплексного уголовно-правового исследования института отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, охватывающего все аспекты его применения, по его результатам формулируются предложения по совершенствованию норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих данный вид освобождения от отбывания наказания, и практики его применения. Работа охватывает проблемы правового регулирования применения отсрочки отбывания наказания не только законодательством РФ, но и уголовным законодательством отдельных зарубежных стран.

 

 

§ 1 Отсрочка больным наркоманией

Тенденции современной уголовной и уголовно-исполнительной политики наглядно свидетельствуют, что наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, находят все большее применение в карательных системах различных государств. Избрание курса на гуманизацию и демократизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики вынуждает осуществлять поиск новых подходов к усовершенствованию форм уголовного судопроизводства, созданию дополнительных гарантий неприкосновенности личности, соблюдения прав и свобод человека, снижению криминализации общества. В этом ключе не является исключением и Российская Федерация, что наглядно демонстрируют изменения, внесенные за последние годы в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

В качестве генеральной цели и одного из направлений Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 года, было названо существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков.

Необходимость принятия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз связанных, прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе, уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.3

Так, количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков в России по состоянию на 1 января 2012 года, согласно официальным данным, составило 655 005 человек, или 457,86 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения)4

Из доклада председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на выездном совещании председателя ГАК по теме: «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на региональном и муниципальном уровнях в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления» следует, что: «ситуация с наркопотреблением в стране продолжает оставаться крайне острой. Около 18 миллионов жителей нашей страны или 12,5% от общего населения страны хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Среди них психоактивные вещества регулярно или эпизодически употребляют 8 миллионов человек или 5,6% от общего населения Российской Федерации. Согласно экспертным оценкам, ежегодно от наркотиков в Российской Федерации умирает как минимум 20 – 30 тысяч молодых людей»5.

Порядок отсрочки отбывания наказания больным наркоманией регламентируется Уголовно-исполнительном кодексе РФ. В соответствии с ним, осужденному, впервые совершившему преступления, предусмотренные частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, признанному больным наркоманией и изъявившему перед судом желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может предоставить отсрочку отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более, чем на пять лет.6

Непосредственно, исполнение определения суда об отсрочке отбывания наказания возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, в которую направляется копия такого определения.

Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением и прохождением им курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.

В случае, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от их прохождения, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.7

Если осужденный скрылся от контроля после постановки его на учет, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае недостижения результатов направляет материалы для объявления осужденного в розыск. Скрывшийся осужденный может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.8

Если осужденный не отказавшись от их прохождения лечения, не посещает или самовольно покинул лечебное учреждение и (или) учреждение медико-социальной реабилитации, либо два раза не выполнил предписания лечащего врача, либо продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, либо скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции и его место нахождения не установлено в течение более 30 суток, он считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.9

После прохождения осужденным курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации и при наличии ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом заключения врача и поведения осужденного направляет в суд представление об освобождении осужденного.10

 

 

 

    

 

 

§2 Вопросы реализации отсрочки наказания больным наркоманией

Принятие данной отсрочки вызвало множество вопросов относительно ее применения, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 82.1 УК РФ «отсрочка может быть применена к осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, но не более чем, на пять лет».11

Часть вопросов возникших при применении ст. 82.1 УК РФ были рассмотрены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 года, однако, на практике остаются не решенными вопросы осуществления форм и методов контроля за данной категорией лиц, отсутствия регламентированного механизма (этапов) признания лица больным наркоманией и как следствие взаимодействия правоохранительных органов (суд, прокуратура, следственный комитет, полиция, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, ФСКН и др.) и медицинских учреждений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за лицами больными наркоманией, к которым применена отсрочка отбывания наказания в соответствии со ст. 82.1 УК РФ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России, по месту жительства данного лица.

Из ответа Президиума Верховного Суда Российской Федерации следует, что: «Медико-социальную реабилитацию должны осуществлять специализированные лечебные учреждения наркологического профиля. В настоящее время требуется принятие ряда нормативных правовых актов, регламентирующих порядок медико-социальной реабилитации больных наркоманией. Необходимо наличие специализированных медицинских центров наркологического профиля, в том числе для того, чтобы суд имел возможность указать в решении конкретное учреждение для прохождения лечения»12

Однако, на сегодняшний день законодательно не определен круг учреждений, где осужденный может проходить лечение и медико-социальную реабилитацию, а во многих территориях подобные учреждения просто отсутствуют.

Психотерапевтическая работа с наркоманами, особенно героиновыми, - трудоемкая и серьезная. Во многом успех лечения и социальной реабилитации будет зависеть от скоординированных усилий врача-нарколога, психолога, социального работника, сотрудника УИИ и самого больного, а также от правильности выбора технологий лечебно-реабилитационной работы в каждом конкретном случае.

Что касается ремиссии, то она определяется специалистами в области психиатрии (наркология традиционно остается разделом психиатрии) как сложный этап хронического заболевания с закономерной сменой динамических состояний, качественно различающихся по своей клинической структуре13. Ремиссия может быть полной или частичной (последняя подразделяется еще на ряд видов). Какую имеет в виду законодатель в ст. 82.1 УК РФ, пока неясно.

Критерии оценки качества ремиссии различны как среди специалистов в России, так и за рубежом. Зачастую они не предусматривают полного и долговременного воздержания от употребления наркотиков. Наркомания - хроническое заболевание, хотя при успешной медико-социальной реабилитации ремиссия может продолжаться после лечения всю оставшуюся жизнь. Однако опасность "срыва" бывшего наркомана остается всегда.14

 

 

 

 

 

 

Заключение

С учетом введения в уголовный кодекс Российской Федерации статьи 82.1 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией» опыт применения альтернативных наказаний и форм лечения больных наркоманией за рубежом достаточно актуален для нашей страны.

В связи с вышеизложенным, нам представляется необходимым разработка типового соглашения о порядке взаимодействия ФСИН России и Минздравсоцразвития по организации осуществления контроля за прохождением лечения осужденными больными наркоманией.

В данном соглашении необходимо предусмотреть следующие вопросы:

1. Порядок (процедуру) направления, прибытия, убытия, постановки на учет осужденного в медицинском учреждении.

2. Порядок взаимодействия  врача-нарколога, психолога, социального  работника и сотрудника УИИ.

3. Своевременное информирование  сторон о направлении, прибытии, убытии, постановке на учет осужденного.

Четкая регламентация действий сотрудников осуществляющих контроль за осужденным больным наркоманией необходима, для соблюдения принципов законности, беспристрастности и правового регулирования при привлечении осужденных уклоняющихся от прохождения курса лечения к ответственности.

    

            Список используемой литературы

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/110 "Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)Поиск документов: URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/12123833/

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации /Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ//CПС Консультант Плюс

Сайт ФСКН http://www.fskn.gov.ru/

Доклад председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на выездном совещании председателя ГАК по теме: «О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на региональном и муниципальном уровнях в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления», Московская область, г. Красногорск, 17 сентября 2013 года"

Информация о работе Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией