Организация работы с несовершеннолетними, совершающими, самовольные уходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:08, реферат

Краткое описание

Негативные тенденции в экономической, социальной и духовной сферах жизни, порожденные происходящими в стране преобразованиями, обусловили резкий рост числа несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, школ, школ-интернатов, детских домов, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Содержание

1. Причины и условия, способствующие самовольному уходу детей и подростков из дома и учебно-воспитательных учреждений…………..

3
2. Меры общей и индивидуальной профилактики самовольного ухода несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений…

4
3. Неотложные действия и первоначальные мероприятия, проводимые по розыску несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы...

6
4. Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Работа Кисленко.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение дополнительного  профессионального образования (повышения  квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» 
 

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально –  педагогического сопровождения  общего и специального (коррекционного) образования 
 
 
 
 
 

Организация работы с несовершеннолетними, совершающими, самовольные уходы 
 
 
 
 
 
 
 

  Исполнитель:                   

Кисленко  Нина Васильевна,

педагог-оганизатор отделения профилактики по предупреждению правонарушений несовершеннолетних МБС (К) ОУ «Школа-интернат № 101 VIII вида», МБОУ «Детский дом № 1»   

г. Кемерово                                                                                   


 
 
               

 

                                                                                           

                                                                                                                                                                                   

                                                                                      

Кемерово  2012

Оглавление 

  1. Причины и  условия, способствующие самовольному уходу детей и подростков из дома и учебно-воспитательных учреждений…………..
 
3
  1. Меры общей и индивидуальной профилактики самовольного ухода несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений…
 
4
  1. Неотложные действия и первоначальные мероприятия, проводимые по розыску несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы...
 
6
  1. Список литературы…………………………………………………………
13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Причины и условия, способствующие самовольному уходу детей и подростков из дома и учебно-воспитательных учреждений

     Негативные  тенденции в экономической, социальной и духовной сферах жизни, порожденные  происходящими в стране преобразованиями, обусловили резкий рост числа несовершеннолетних, самовольно ушедших  из дома, школ, школ-интернатов, детских домов, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

     В этой связи органы внутренних дел  в целом, подразделения полиции общественной безопасности и подравзделения по делам несовершеннолетних в первую очередь должны принять меры к устранению причин самовольного ухода несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений. Практика свидетельствует о том, что наиболее часто к самовольному уходу детей и подростков подталкивают:

    • конфликты между родителями и детьми в семье;
    • конфликты детей с учителями в школе;
    • черствость, бездушие и казёнщина в учебно-воспитательных учреждениях, конфликты со сверстниками;
    • отклонения в психическом развитии ребёнка;
    • криминальная направленность личности подростка;
    • любовь к родителям, с которыми несовершеннолетний разлучен по различным причинам (в основном из-за лишения родительских прав), и стремление к ним вернуться;
    • безнадзорность со стороны родителей;
    • сложности в трудоустройстве и общественно-полезной деятельности;
    • неудовлетворительная организация досуга;
    • воздействие различного рода неформальных объединений и сект.
 
 
 
  1. Меры  общей и индивидуальной профилактики самовольного ухода несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений

     Ряд указанных выше причин может быть устранен силами органов внутренних дел, в ряде случаев необходимо обращение в компетентные органы.

    В целях устранения причин и условий, способствующих самовольному уходу  несовершеннолетних из дома и учебно-воспитательных учреждений необходимо:

    • усилить воспитательное воздействие на несовершеннолетних, 
      имеющих склонность к подобного рода действиям, их родителей 
      и (или) законных представителей;
    • в случаях безнадзорности детей и подростков привлекать к 
      ответственности родителей, не занимающихся их воспитанием;
    • участвовать в разработке и проведение целевых профилактических рейдов и операций, по выявлению безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству, находящихся в розыске, по выявлению мест концентрации (в том числе и на объектах транспорта) лиц вышеуказанных категорий;
    • организовывать и проводить встречи и беседы на правовые и иные темы представителями правоохранительных органов совместно с представителями органов системы профилактики с несовершеннолетними, их родителями и (или) законными представителями в целях предупреждения конфликтных ситуаций в семье, между различными группировками подростков, в целях устранения возникающих трудных жизненных ситуаций;
    • более внимательно подходить к вопросу о лишении родительских прав, практикуя принятие мер предупредительно-профилактического характера: ограничение дееспособности, добровольное лечение от алкоголизма, наркомании, воздействие через родственников, трудовые коллективы, общественные организации и т.д.;
    • принимать меры к восстановлению институтов общественных 
      воспитателей, шефов-наставников;
    • вносить  предложения  в  местные  органы  самоуправления  и 
      органы системы профилактики:  о сохранении имеющихся и 
      создании новых внешкольных учреждений всех типов и любой 
      ведомственной принадлежности,  занимающихся привлечением 
      подростков к занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах и 
      объединениях по интересам, по вопросам трудоустройства, о 
      недопустимости отчисления из учебных заведений учащихся, не 
      достигших      14-летнего      возраста,      об      ответственности руководителей и сотрудников учебно-воспитательных учреждений, допускающих черствость, бездушие, насилие по отношению к воспитанникам, о запрете и прекращении деятельности различного рода неформальных объединений и сект, оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Неотложные  действия и первоначальные мероприятия, проводимые по розыску несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы
 

     Однако  исчезновение несовершеннолетних не всегда бывает связано с самовольным уходом из дома или учебно-воспитательных учреждений.

     Причинами исчезновения могут быть и несчастный случай, и совершенное в отношении них преступление.

     В этой связи органы внутренних дел  должны безотлагательно реагировать на заявления и сообщения об уходе несовершеннолетних из дома или учебно-воспитательных учреждений.

     При поступлении заявления (сообщения) об уходе несовершеннолетнего из дома или учебно-воспитательного учреждения необходимо:

  1. Зарегистрировать его в книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях;
  2. Организовать опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства ухода и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы несовершеннолетнего.

     В ходе опроса целесообразно получить полные сведения, касающиеся факта ухода и обстоятельств, предшествовавших этому событию: психического и физического состояния несовершеннолетнего, его взаимоотношений с родственниками и иными лицами.

     В частности, желательно получить ответы на следующие вопросы в зависимости от возраста пропавшего:

    • в каких отношениях находился опрашиваемый с разыскиваемым;
    • при каких обстоятельствах, от кого опрашиваемый узнал об уходе данного лица;
    • где находился опрашиваемый в момент ухода;
    • кем и какие меры по розыску несовершеннолетнего были предприняты помимо заявления;
    • каков был образ жизни разыскиваемого, его увлечения, наклонности, распорядок дня;
    • какие планы у него были перед уходом, чем он намеревался 
      заняться или с кем встретиться в ближайшее время;
    • собирался ли уехать (уйти) разыскиваемый, уходил ли он ранее, 
      не поставив родных в известность (когда, куда, с кем, зачем и на 
      какой срок);
    • кто видел, как он уезжал, с кем, каким транспортом;
    • когда, что и из каких источников стало известно о прибытии или 
      неприбытии исчезнувшего к месту назначения;
    • каковы    вероятные    места    временного    пребывания   (время 
      препровождения) исчезнувшего, наличие связей;
    • когда   и   при   каких   обстоятельствах   опрашиваемый   видел 
      несовершеннолетнего в последний раз, с кем, во что был одет 
      разыскиваемый и какие предметы имел при себе;
    • каково было состояние здоровья, какие травмы и иные недуги он перенес, каким операциям подвергался, в каких учреждениях здравоохранения лечился;
    • есть   ли   основания   объяснять   исчезновение   данного   лица 
      самоубийством, соответствует ли такое объяснение настроениям, 
      характеру, мировосприятию несовершеннолетнего;
    • мог ли разыскиваемый утонуть, что конкретно указывает на такую возможность;
    • мог ли несовершеннолетний попасть в безлюдную местность (лес, болото и т. д.), заблудиться и погибнуть, что конкретно указывает на такую возможность;
    • возможен ли по роду работы и интересов несчастный случай со смертельным исходом в условиях, затрудняющих обнаружение трупа;
 
    • была ли разыскиваемая беременной, намеревалась ли сделать 
      аборт, при чьем содействии, где, когда;
    • имелись ли обстоятельства, которые могли бы в данном случае побудить несовершеннолетнего внезапно порвать с родственниками (тайное лечение, наличие долгов и уклонение от их возврата, преступный образ жизни и т.д.).
 

     Необходимо  иметь в виду, что при получении  объяснений от опрашиваемых следует  акцентировать внимание на вопросах, касающихся взаимоотношений между  разыскиваемым и его окружением.

     Рекомендуется выяснить:

    • каков был состав семьи несовершеннолетнего, наличие у него родственных и иных связей;
    • какой характер носили взаимоотношения с каждым конкретным 
      лицом из его окружения;
    • имелись      ли      затянувшиеся      конфликты      с      близкими 
      родственниками, какие меры предпринимались сторонами по их 
      разрешению;
    • участвовал ли разыскиваемый незадолго до ухода в драках, с кем, 
      каковы  причины таких случаев, последствия их разрешения, 
      стали ли они предметом рассмотрения в правоохранительных 
      органах;
    • имелись ли среди окружения разыскиваемого лица, склонные к агрессивности, сексуальным проявлениям, враждовавшие с ним, в чем выражались подобные факты;
    • как объясняют уход другие лица из окружения разыскиваемого, 
      нет ли разноречий в их объяснениях, соответствуют ли они фактам, известным опрашиваемому, какие он видит несоответствия.
 

     Следует стремиться к тому, чтобы круг опрашиваемых был как можно шире.

  1. Кроме того, необходимо осуществить проверку по учетам:
    • задержанных и арестованных (в зависимости от возраста);
    • медицинских учреждений, моргов.
  1. Ориентировать на розыск  по приметам наряды патрульно-постовой службы, иной личный состав, соседние ОВД, в том числе на транспорте.
  1. Обеспечить выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого дежурной следственно-оперативной группой или оперативной группой для выяснения обстоятельств ухода несовершеннолетнего, осмотра жилища пропавшего, прилегающей местности.

     Осмотр  мест, имеющих отношение к жизнедеятельности  разыскиваемого, имеет ряд особенностей. Прежде всего, это выражается в задачах, решаемых с помощью его проведения.

     К ним относятся:

     а) сбор информации, необходимой для идентификации разыскиваемого в случае обнаружения неопознанного трупа:

    • следов пальцев рук;
    • образцов его почерка;
    • вещей разыскиваемого со следами потожировых выделений (для установления групповой принадлежности крови);
    • его фотографий в различных ракурсах;
    • образцов тканей и предметов одежды, аналогичных тем, в которых находился пропавший в момент исчезновения.

     б) получение сведений об обстоятельствах  исчезновения, отразившихся в обстановке:

    • предметы гардероба и обихода разыскиваемого несовершеннолетнего;
    • различные документы, ему принадлежащие;
    • его переписку и записки.
 

     Необходимо  также осуществлять поиск и таких  вещей, которые по словам родственников, находились на (при) несовершеннолетнем. Если такие объекты будут обнаружены, то необходимо в протоколе указать место их обнаружения, описать их индивидуальные признаки, при этом предварительно исследовав на предмет обнаружения на них следов преступления и сфотографировать. После чего их следует изъять.

     в) Обнаружение признаков,  свидетельствующих о совершении 
преступления в осматриваемом месте.  Для этого необходимо тщательно 
обследовать все помещения и предметы обстановки. В подобных случаях 
требуется применение приемов поиска слабовидимых и невидимых следов 
кровиэ частиц мышечной ткани, костных остатков, следов выстрела, борьбы 
и других признаков маскировки и уничтожения следов преступления, и трупа 
несовершеннолетнего.  Поиск подобных  следов  должен производиться с 
помощью эксперта-криминалиста на всей обстановке места осмотра, но более 
тщательно там, где вероятнее всего они могли остаться после убийства либо 
расчленения трупа. Такими местами могут быть кухня, ванная комната, 
балкон, погреб, сарай.

     В зависимости от обстоятельств исчезновения и характера местности может быть проведено обследование территории, прилегающей к месту осмотра. Обычно оно необходимо в случаях обнаружения на месте осмотра признаков совершения преступления.

Информация о работе Организация работы с несовершеннолетними, совершающими, самовольные уходы