Организация работы МВД в конце XIX – начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

Государственная власть сегодня не имеет права действовать спонтанно, методом проб и ошибок, ставить эксперименты на собственном населении. Это, наконец, осознано новой плеядой государственных деятелей, пришедших к власти на исходе XX в.
Реформы второй половины XIX в., как и нынешние, обусловили глубокие сдвиги во всех сферах жизни страны. Негативной стороной реформаторства стало усиление преступности, которая, как показывает исторический опыт, является зловещим спутником всех российских реформ.

Вложенные файлы: 1 файл

История ОВД.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

Первым была введена новая структура, объединившая ранее существовавшие губернские роты с выделенными из гарнизонных полков отдельными ротами в гарнизонные полубатальоны двухротного состава. Эти полубатальоны предназначались исключительно для несения внутренней службы по охране порядка и поддержанию общественной безопасности, караульной службы, этапированию арестантов на территории губернии.

Аналогичные функции вменялись и в обязанности переформированных инвалидных рот (с присоединением к ним уездных команд, выведенных в губернские центры). Эти роты были включены в полубатальоны, образовав новый штат трехротных гарнизонных губернских батальонов, предназначенных исключительно для внутренней службы.

Оперативные (организационно-правовые) мероприятия по обеспечению внутренней безопасности страны, проведенные Александром I, завершились обнародованием ("для всеобщего сведения и исполнения") Манифеста от 3 июля 1811г. "Об образовании военной внутренней стражи", и "Положения для внутренней стражи".

Это "Положение" закрепило статус пока лишь одной образованной структурной части внутренних войск. В нем было определено устройство, состав, задачи, и обязанности должностных лиц "как к военному, так и к губернскому начальству", а также порядок употребления силы в сфере обеспечения и охраны внутреннего порядка и безопасности.

Внутренняя стража использовалась:

1) в помощь исполнению  законов и приговоров суда;

2) на поимку, преследование  и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ;

3) на усмирение неповиновении и буйства;

4) для поимки беглых, ушедших  преступников и дезертиров;

5) для преследования запрещённых  и тайно провезенных товаров;

6) в помощь, свободному  движению внутреннего продовольствия;

7) для содействия сбору  податей и недоимок;

8) для сохранения порядка  и спокойствия церковных обрядов  всех исповеданий, законом терпимых;

9) для охранения порядка  на ярмарках, торгах, народных и  церковных празднествах и пр.;

10) для принятия и провожания  рекрут, преступников, арестантов и  пленных;

11) для отправления военных, просрочивших отпуска, к их командам;

12) на пожары, для помощи  при, разлитии рек и тому подобное;

13) для отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам;

14) для провожания казны, а сверх того, для употребления  к выемкам при открытии корчемства  и к страже виновных до отсылки  их к суду».

Кроме того, внутренняя стража обязывалась: «1) брать под стражу и представлять губернскому начальству людей, настигнутых на месте преступления, буйства, либо насилия противу лица или имуществ и найденных с окровавленным оружием либо платьем и 2) захватывать сборища воров и разбойников».

"Положение" от 3 июля 1811г. закрепило ряд функций за военной  внутренней стражей Европейского  региона России:

1) функцию обеспечения  обороны страны (§12, отд.2) с выполнением  ряда обязанностей (например, обучение  запасных рекрутских депо);

2) функцию обеспечения  правопорядка и внутренней безопасности (§14, отд.2) с выполнением ряда обязанностей  в интересах: органов судопроизводства (исполнение закона, охрана и конвоирование  подсудимых и осужденных...); органов  местной власти (охрана, либо восстановление  внутреннего порядка по требованию  губернского начальства...); органов  МВД (охрана общественного порядка  и спокойствия... на ярмарках, торгах); органов Министерства финансов (содействие  сбору податей и недоимок...); органов Государственного казначейства (сопровождение казны); органов Министерства полиции (военная сила для реализации предметов деятельности департамента полиции исполнительной).

Для оперативности управления и необходимости концентрации сил внутренней стражи в чрезвычайных ситуациях (бунты, восстания и т.п.) все губернские батальоны и команды инвалидов сводились в бригады, бригады - в 8 округов, которыми командовали генерал-майоры, на правах дивизионного генерала.

Округ составляли несколько бригад, а бригады два или три полубатальона. Впоследствии времени число округов увеличилось до одиннадцати и прибавлено по одной роте к каждому полубатальону, и они получили название батальонов. В каждом губернском городе назначен находиться один батальон, который и носит имя того города; в каждом уездном городе учреждена инвалидная команда. Принято было за правило, чтобы в губернские батальоны поступали из армии нижние чины, определенные на службу из самих же уездов.

Особенность при распределении этих частей по округам заключалась в том, что часть гарнизонных полков и батальонов оставалась "по-прежнему в начальстве местных комендантов и военных губернаторов" (города Архангельск, Москва, регион Грузия, линии: Кавказская, Оренбургская, Сибирская ).

Таким образом, процесс образования военной внутренней стражи, как первой составной части внутренних войск, проходил в три этапа:

- Первый этап - перераспределение и усиление на военных началах сил внутренней губернской безопасности (губернские роты и штатные команды, "внутреннюю губернскую стражу составляющие").

- Второй этап - системно-структурная организация управления вновь созданной структуры в составе военного ведомства.

- Третий этап - организационно-правовое закрепление статуса военной внутренней стражи.

Т.е., с 1811 г. на местах возникла реальная и достаточно большая воинская сила, на которую и были возложены полицейско -карательные и караульные функции.

Для общего управления военной внутренней стражи, 7 июля 1811 г. учреждена должность помощника военного министра-инспектора внутренней стражи со статусом генерал-адъютанта при Александре I. С 30 марта 1816 г. рассматриваемая структура преобразована в высшее в то время войсковое объединение - Отдельный корпус военной внутренней стражи. Первым его командиром стал генерал-адъютант Е.Ф. Комаровский.

До 1864 г. наблюдается тенденция к увеличению численности личного состава корпуса, растет и количество округов. 3 июля 1811г. численность стражи составляла 25484 чел., в 1817г. -33764 чел., в 1853г. - 145000 чел., в 1857г. - 142750 чел., 1862г. - 130000 чел.). Органы и войска МВД России. - М., 1996. С.65.

Учреждены в 1816 г. специальные структуры военной внутренней стражи в Грузии (особый регион) и в Сибирских губерниях. На территории Российской империи были созданы в составе Военного министерства три однородные, но не связанные между собой взаимозависимыми организационными связями, правоохранительные вооруженные структуры внутренних войск, обеспечивавшие до военной реформы 1864г. безопасность государства от внутренних источников угроз. Все это свидетельство об эффективности и значимости служебно-боевого применения внутренней военной стражи.

Конвойная стража в первой половине XIX века

Конвойная стража, предназначавшаяся для сопровождения арестантов, подавления беспорядков в местах заключения и наружной охраны тюрем, подчинялась не только военному руководству, но и начальнику Главного тюремного управления.

Нормативная база правового регулирования, комплектования и прохождения службы личным составом конвойной стражи была разрозненной, состояла из массы нормативных актов, принятых в разное время и порой противоречивых. Нуждались в совершенствовании также управление, комплектование, материальное обеспечение этих военно-полицейских структур, что особенно остро проявилось в связи с увеличением числа осужденных.

Изменение общественно-политической обстановки в стране потребовало пересмотра всей системы конвоирования заключенных. То количество личного состава, которое было ранее задействовано, уже не способно было обеспечить безопасность препровождения арестантов.

Увеличение количества ссыльных с каждым годом требовало не только усиления дисциплины среди солдат и офицеров конвойных частей, но и увеличения численности их личного состава, а также их материального обеспечения жильем, формой, пропитанием. Эти проблемы наиболее остро встали в Сибири, там, куда направлялась основная масса заключенных.

Была предпринята попытка привлечения к конвоированию гарнизонных войск и батальонов, но она не нашла поддержки у Военного министра и от нее решили отказаться. Вместо этого была введена этапная система препровождения арестантов, для чего в конвойной страже были организованы этапные команды, чтобы сопровождать ссыльных по трактам.

Основными нормативно-правовыми актами, которые впервые детально регламентировали деятельность конвойных подразделений были «Указ о ссыльных» и «Устав об этапах» от 1822 г. Эти документы объединили законодательные нормы, касающиеся конвоирования заключенных, условий их содержания, распределения, деятельности военного и губернского начальства по вопросам ссылки.

Устав и Указ регулировали порядок отправления, устанавливали необходимую для этого документацию и определяли правовое положение ссыльных. Были впервые созданы специальные органы для координации сил, средств и управления по ссылке - Приказ о ссыльных в Тобольске и Экспедиция о ссыльных в губернских городах.

На протяжении всего времени существования этапных команд особо остро стоял вопрос комплектования личного состава. Чаще всего это осуществлялось за счет перевода в стражу лиц из действующей армии не способных служить в силу болезней, грубого нарушения уставов и т.п. Правовой основой стал указ императора от 16 июля 1836 г., в соответствии с которым, в этапные команды стали переводить учащихся военно-учебных заведений в звании прапорщика из числа неспособных к дальнейшей учебе.

В 60-е годы ХIХ столетия в России проходила военная реформа. В числе других мер была введена военно-окружная система управления войсками. Реформа затронула и внутреннюю стражу. 6 августа 1864 года Отдельный корпус внутренней стражи был упразднен. В военных округах были сформированы бригады местных войск, в состав которых вошли губернские батальоны и уездные команды, выполняющие (наряду с другими обязанностями) наружную охрану тюрем, а также команды, предназначенные для конвоирования арестантов.

Руководство конвойными командами осуществляла этапно-пересыльная часть (ЭПЧ) Главного штаба МВД, а с переходом тюремной системы в министерство юстиции, сюда же была переведена и ЭПЧ.

27 января 1867г. утверждена  должность Главного инспектора  по пересылке арестантов при  Главном штабе военного ведомства  с правами начальника местных  войск округа по отношению  к конвойным командам.

26 августа 1874 года было  утверждено новое Положение об  управлении местными войсками (объявлено  приказом по военному ведомству  № 251). Конвойная стража была сформирована в составе 567 конвойных команд, с включением в их состав имевшихся 63 команд. Команды имели разную численность и возглавлялись, как правило, унтер-офицерами. Команды именовались по месту дислокации - Минская, Витебская, Могилевская и т.п.

Местные войска освобождались от обязанностей сопровождения арестантов. Такая организация местных военных формирований сохранялась до 1886 года, когда постановлением Государственного совета России была создана конвойная стража как самостоятельная структурная часть местных войск для выполнения сугубо определенных задач.

Функции новых 567 конвойных команд, созданных по императорскому указу от 26 января 1886 г., ограничивались только этапированием и охраной арестантов и ссыльных, мест заключения, содействием тюремному начальству при обысках и ликвидации беспорядков в местах заключения.

Вот что было записано в приказе по военному ведомству от 16 мая 1886 года "На обязанности конвойной стражи возложить:

· сопровождение арестантов всех категорий, пересылаемых этапным порядком по трактам европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и Главному ссыльному Сибирскому тракту;

· сопровождение арестантов в пределах населенных пунктов в административные и судебные учреждения в случаях, законом предусмотренных;

· сопровождение арестантов гражданского ведомства на внешние работы и в присутственные места;

· содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков в местах заключения;

· наружную охрану тюрем там, где это будет признано необходимым...".

Конвойная стража делилась на конвойные команды, возглавляемые офицерами, их было 65, и прочие, возглавляемые унтер-офицерами-466 команд. Конвойные команды входили в состав местных войск и именовались по месту дислокации (Московская, Киевская и т. п.).

В конвойных командах введен институт сверхсрочников (фельдфебель, унтер-офицер, старший писарь, медфельдшер и др.).

Отдельной брошюрой издана памятка конвоиру «Держи ухо востро!» Она продавалась в специальных магазинах для чинов конвойной стражи.

В таком виде конвойная стража с незначительными структурными изменениями просуществовала до 1917 г. Основными её функциями оставались сопровождение мобилизованных в армию и иностранных подданных, конвоирование арестантов, заключенных, ссыльных и военнопленных, охрана перевозимых грузов.

 

 

Список использованной литературы

  1. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. /Под ред. Курицына В.М. – М.: Изд-во «Щит-М», 1998. -200 с.;
  2. История органов внутренних дел: Учебник /Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: Академия управления МВД России, 2004. – 252 с.
  3. Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и материалы. - М., Издательство «Экзамен», 2002. – 575 с.;
  4. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк., М., 1996. – 448с.

Информация о работе Организация работы МВД в конце XIX – начале XX века