Механизм индивидуального преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам, И вместе с тем они имеют общие черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению. Это также дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалогия вариант 4.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

     Криминальная  направленность поступка обусловлена  не особым характером психологического механизма его совершения, отличного от механизма правомерного поведения, а дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования. Аналогичные дефекты и искажения, превращающие поступок в преступление, могут относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь различный «удельный вес», различную продолжительность действия. Однако нельзя сбрасывать со счета, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отдалены по времени от самого преступления и в момент его совершения, особенно взрослыми лицами, уже отсутствуют.

     В то же  время не так часто и в  меньшем масштабе «сдвиг во  времени» в действии причин и условий индивидуального преступного поведения имеет место и применительно к этапам актуализации потребности и принятия решения: они тоже иногда отстоят от преступления на определенный промежуток времени, в течение которого происходят обдумывание, подготовка, приискание средств, выжидание удобного момента и т.д. Для этапа осуществления преступного решения, который обычно совпадает с самим преступлением, подобный разрыв во времени нехарактерен.

     При исследовании  звеньев и этапов психологического механизма преступного поведения можно выявить его дефекты и искажения, приводящие к преступлению, определить, в чем кроются причины и условия подобного искажения, и на этой основе осуществить необходимые предупредительные меры. Психологический механизм совершения конкретного преступления отчетливо обнаруживает социальную природу подобного поведения.

     Б. Г. Ананьев пишет: “Не отделение человека как субъекта и объекта истории от природы, не игнорирование человеческой природы как биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство истории и природы, преобразование природы историческим путем — та­кова традиция марксизма”5

     Как всякий  поступок, преступление представляет  собой акт сознательной волевой  человеческой деятельности. Каждый такой акт связан с удовлетворением какой-либо испытываемой лицом потребности. Потребности людей многочисленны и разнообразны – от элементарных, жизненно необходимых биологических и физиологических потребностей в самосохранении (пища, тепло, одежда) и размножении (любовь, материнство, дети) до сложного переплетения социальных потребностей материального и духовного характера (информация, знания, труд, творчество, общение, самовыражение, самоутверждение, общественная деятельность и др.).

     Осознанная и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес – это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения.

     Следовательно, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

     Исходя из  социального содержания и значимости  для общества, все потребности можно классифицировать на следующие:

- жизненно необходимые, обеспечивающие  условия существования человека (еда, тепло, самозащита и т.п.);

- нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия);

- деформированные, искаженные за счет гипертрофирования жизненно необходимых нормальных потребностей;

- извращенные, антисоциальные  потребности, удовлетворение которых  объективно противоречит как  общественным интересам, так и  подлинным интересам личности (пьянство, паразитизм, сексуальная распущенность, наркомания, токсикомания и др.).

      Наиболее  общественно опасны и чреваты  криминальными проявлениями антисоциальные, извращенные потребности. Однако, их  удовлетворение в общей массе  всех преступлений составляет не более 15 %. В подавляющем большинстве случаев преступность деяния связана не с содержанием потребности, а с характером, способом ее удовлетворения.

     С целью  получения желаемого результата  в своей потребности индивид  осмысливает имеющиеся для этого объективные возможности, оценивая все, что способствует и препятствует этому, и ставит перед собой конкретную цель, для достижения которой он избирает определенные пути и средства. Важной особенностью такого психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности и осознания интереса к конкретному поступку, является то, что на всем его протяжении индивид неоднократно осуществляет выбор соответствующего решения: удовлетворить потребность или воздержаться, каким путем ее удовлетворить, какие средства для этого избрать и т.п. Возможность данного выбора определена наличием различных вариантов решения. Если их нет, поступок вынужден в некоторых случаях не являться преступным. Необходимость выбора связана с различной социальной значимостью этих решений, а сам выбор зависит от нравственной сущности человека.

     Так, любой человек в большей или меньшей мере испытывает потребность в самовыражении и самоутверждении. На основе этой потребности у него формируется интерес проявить себя, привлечь к себе внимание, заставить считаться с собой. В этой связи один поставит перед собой цель занять престижное служебное или общественное положение, другой пойдет иным путем – попытается выделиться среди окружения озорными действиями, хулиганством и т.п. Но и тот, кто решит занять престижное положение, может избрать для этого социально одобряемые, легальные средства (овладение знаниями, профессиональное совершенствование, активную общественную деятельность и т.п.), а может добиваться этого путем обмана, взяток, различных злоупотреблений и превышения власти.

     Выбор зависит от ряда объективных обстоятельств, в которых находится человек, в частности от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в еще большей степени выбор зависит от нравственных свойств индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами и средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов.

     Например, в основе присвоения или растраты лежит стремление к приобретению материальных благ, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение данной потребности должно согласовываться с возможностями общества, производиться в соответствии с установленными принципами распределения. Игнорирование такого положения, получение материальных благ обходным путем нарушает общественные интересы и образует криминал. Даже жизненно необходимая потребность, если она удовлетворяется ценой существенного нарушения общественных интересов (например, приобретение средств на существование путем разбоя, спасение собственной жизни за счет причинения смерти другому и т.п.), как правило, не исключает преступности содеянного. В еще большей степени это относится к случаям удовлетворения гипертрофированных потребностей, хотя и социально приемлемых, но не соответствующих общественным возможностям, и тем более потребностей антисоциальных.

     Отсюда следует, что важным направлением профилактики преступлений является надлежащее нравственное формирование личности, выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости.

     Значит можн6о сделать вывод, что нравственные свойства человека, влияющие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают неожиданно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его личности. Случайность, конечно, не исключена. В ряде случаев ее бывает достаточно много, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности сохраняются условия, способные питать и поддерживать индивидуалистическое сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, определенные лица становятся его носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, не только не способной совершить преступление, но и противостоять издержкам, встречающимся в общественных отношениях. Важная роль в этом принадлежит органам внутренних дел.

 

    1. Понятие ситуации совершения преступления.

Криминогенные ситуации и их разновидности.

 

     Ситуация –  это влияющая на поведение  человека в данный момент совокупность  обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих преступлению, либо нейтральных. Роль ситуации  в механизме преступления в значительной мере зависит от того, какая группа факторов определяет «лицо» данной ситуации, превалирует в ней. В связи с этим ситуации можно классифицировать на два основные вида – криминогенные и не криминогенные.

     Криминогенные  ситуации – это те, которые в силу фактического содержания положительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления, являются благоприятными для достижения преступного результата. Такие ситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие» моменты. По источнику формирования криминогенные ситуации можно разделить на три группы:

- Связанные с личностью  субъекта и его деятельностью;

- Складывающиеся независимо  от субъекта и, связанные с  предметом преступного посягательства;

- Смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств.

     Ситуации первой  группы нередко складываются  вследствие целеустремленных поступков  субъекта, специально направленных  на создание условий, наиболее  благоприятных для осуществления его преступных намерений. Они могут быть созданы и такими действиями лица, которые первоначально были направлены на совершение другого преступления либо на достижение совсем другой цели, а также антиобщественным, аморальным, но не преступным поведением.

     Ситуации второй  группы часто возникают из-за  упущений и недостатков в деятельности  государственных органов, хозяйственных  и общественных организаций, отдельных  должностных лиц. Они могут порождаться  также аморальными, противоправными  и неосторожными действиями потерпевших и свидетелей, возникать под влиянием предрассудков, отсталых взглядов, традиций и представлений, бытующих среди некоторых микро групп или общностей. Существование таких ситуаций может быть связано с несчастным случаем или с действием стихийных сил природы.

     Наиболее распространены  ситуации третьей группы. В каждой  конкретной ситуации может преобладать  та или иная группа таких  обстоятельств.

     Криминогенные  ситуации не могут существовать  в чистом виде, то есть состоять  только из криминогенных факторов. В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы.6

 

    1. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

 

     Действия преступника  часто зависят не только от  его личностных особенностей, наклонностей  и стремлений, но и от поведения  потерпевшего, который своими неосторожными, аморальными и противоправными  поступками может подать «идею»  преступления, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.

     В настоящее  время, когда криминология располагает необходимыми материалами о личности преступника и его поведении, продолжает ощущаться потребность в сведениях о тех, кто становится жертвой насилия или кражи. Знание этих лиц, их анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника может помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, т.е. установить группы риска и «работать» с ними.

     Изучение поведения и личности потерпевших от преступлений имеет цель:

- более углубленное понимание  природы и причин преступного  поведения, ситуаций, которые предшествовали  преступлениям, сопутствовали им  и последовали после их окончания;

- определение того ущерба (материального, духовного, нравственного, психологического и др.), который наносится отдельными преступлениями и преступностью в целом;

- успешная профилактика (предотвращение, пресечение) преступлений.

     Без анализа  поведения и личности потерпевшего, его реакций на действия преступника подчас невозможно определить, почему практически одинаковые преступные посягательства со стороны одних и тех же лиц далеко не всегда приводят к одним и тем же желаемым для преступника результатам. Во многих случаях, особенно при совершении преступлений в острой конфликтной ситуации, между преступником и потерпевшим существует тесное социально-психологическое взаимодействие и последний принимает самое активное участие в возникновении криминогенной ситуации. Такое взаимодействие особенно часто можно встретить при анализе насильственных преступлений в семейно-бытовой сфере, сексуальных преступлений и некоторых других.

     Высшие судебные  инстанции бывшего СССР и России  неоднократно обращали внимание  судов на необходимость тщательного исследования данных, относящихся к личности потерпевшего, и его поведения во время происшествия. Они отмечали, что эти данные следует использовать при определении степени общественной опасности подсудимого и назначении наказания; в ряде случаев они могут иметь значение и для раскрытия обстоятельств преступления, в особенности мотивов его совершения. Решая вопрос о содержании умысла виновного по такого рода делам, судам следует исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного преступления и учитывать, в частности, предшествующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения.

Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения