Личность преступника и механизм преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Личность преступника и механизм преступного поведения.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

 Личность преступника и механизм преступного поведения

 

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА

 

В изучении механизма преступного  поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение  людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения  субъективных элементов поведения  правонарушителей, изучения особенностей их личности.

В правовой литературе признано, что  в качестве непосредственной причины  преступления выступает сложное  взаимодействие объективных и субъективных факторов и отдельных частей взаимодействующих  явлений - личности и среды. Раскрытие  причин преступлений непосредственно  связано с проникновением в механизм нравственного формирования личности, ее деформации и социального отчуждения.

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и  психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни  и деятельности человека. Вступая  во взаимосвязи с окружающими  людьми, человек усваивает нормы  поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает  новые потребности, интересы и стремления. Вместе с тем он вовсе не является "игрушкой в руках судьбы" или  пассивным объектом воздействия  социальных условий; человек сам  в известных пределах формирует  условия своей жизни, а следовательно, и собственную личность. Формирование личности является сложным, противоречивым и в общем необратимым процессом, развивающимся "по спирали", т.е. таким процессом, который сам подготавливает условия для своего последующего развития, является в некотором роде причиной собственного самодвижения.

Биологический и социальный смысл  формирования личности заключается  в том, чтобы человек оказался максимально приспособленным к  среде, причем не в пассивном смысле зависимости от нее, а в активном - в смысле овладения закономерностями природной и социальной действительности для их использования на благо  личности и всего общества. Каким бы противоречивым ни был процесс формирования личности, если он совершается в позитивном направлении, то результат его будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности, автономности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека, его взаимосвязям с природой и обществом.

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между  свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится  прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребность  и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные  формы (стереотипы) поведения и оценки их самим субъектом (а также самооценка своей собственной личности) . Субъект в полной мере не адаптирован к той окружающей, в первую очередь социальной, среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники  нравственного формирования личности, то ими будут, во-первых, сама личность со всеми ее меняющимися свойствами; во-вторых, малые социальные группы - семья, школа, рабочий коллектив, в  которых эта личность непосредственно  формируется; в-третьих, общество в  целом, осуществляющее политическое, идеологическое, культурное, воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Политические, экономические и социальные условия жизни членов данного общества, жизненный опыт, формы поведения и их представления воспринимаются или отвергаются личностью; внутри- и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека. Вряд ли можно назвать такую сторону жизни человеческого общества, которая была бы нейтральна для формирования личности его участника.

В случае неблагоприятного формирования личности ее нравственные ценности, правовые представления, система потребностей и основных интересов входят в  противоречие с соответствующими общественными  интересами, представлениями и ценностями. Личность приобретает антиобщественную ориентацию. Это выражается в деформации потребностей, мотивов, нравственности и иных социальных ценностей человека.

Чем же объясняются эти негативные особенности личности правонарушителей, если учесть, что большая часть  этих людей формировалась в тех  же условиях, что и законопослушная  часть общества?

Главная причина заключается в  том, что личность формируется под  воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается  благоприятным.

Малая социальная группа - семья, рабочий  коллектив, ближайшее окружение  друзей и знакомых - это тот первичный  коллектив, в котором человек  проводит основную часть своего времени. Каждый индивид выступает и как  член малой группы (и при том  не одной) , и одновременно как член всего общества; его поведение неизбежно должно сообразовываться с требованиями всех тех больших и малых коллективов, в которых он состоит. Можно сказать, что малая социальная группа по своему групповому сознанию, поведению, системе ценностей, взглядам и традициям занимает промежуточное положение между индивидом и "большим обществом", является переходным звеном между ними.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые  группы. Например, классовые и иные социальные различия сказываются в  различиях образа жизни малых  групп - семьи, родственников, друзей, соседей, обсуждаются и оцениваются ими. Демографические изменения также  затрагивают малые группы: переезд  с периферии в столицу неизбежно  меняет ближайшее окружение субъекта, причем часто это изменение носит  не только персональный, но и социальный характер (переход в другую профессиональную, возрастную группу и т.д.) .

Относительная самостоятельность  малой социальной группы приводит к  тому, что в ней могут возникать  групповые нормы поведения и  групповые ценности, не совпадающие  с нормами и ценностями, принятыми  обществом и санкционированными государством. Это не значит, что  такие групповые образцы поведения  всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, так как касаются только профессиональных или иных специфических  интересов участников группы (взаимоотношения  спортсменов, традиции семьи, национальные обычаи и др.) . Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности.

Всякая малая группа создает  внутренний (неформальный) , а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований. Если подросток не подчиняется условиям жизни семьи, он испытывает на себе родительскую власть. Этот социальный контроль связан с разделяемыми группой нормами поведения, и вследствие этого он способен играть как позитивную, так и негативную роль; так, контроль за поведением члена группы, придерживающейся вредных для общества ценностей, будет направлен на то, чтобы укрепить антиобщественную позицию индивида, отделить его от других коллективов, изолировать от влияния общества.

В силу указанных особенностей малой  социальной группы она может быть ареной различного рода противоречий, связанных в том числе с противоправным поведением. Это прежде всего противоречия внутри самой социальной группы: конфликты между членами семьи, рабочего коллектива, учебной группы и т.д. Внутренние групповые конфликты болезненно сказываются на самосознании и поведении членов группы, тем более что они, как правило, вынуждают каждого определить свою позицию по отношению к враждующим участникам, принять ту или иную сторону. Эти конфликты могут стать источниками различного рода правонарушений.

Далее, встречаются конфликты между  несколькими малыми социальными  группами, например, между семьей и  сослуживцами, между группами родственников  со стороны мужа и со стороны жены, между школой и родителями подростка  и т.д. Важно отметить, что подобный конфликт может носить не только внешний  характер, выражаясь в ссорах и  обостренных взаимоотношениях, но и  быть скрытным, внутренним. Когда субъект  является вольным или невольным  участником обеих конфликтующих  групп, это отрицательно сказывается  не только на его самосознании, но и  на поведении. Избирая ту или иную линию поведения, он неизбежно нарушает групповые нормы другой стороны; занимая двойственную позицию, он обрекает себя на осуждение обеих сторон. Все это служит источником разнообразных  правонарушений, в особенности направленных против личности.

Наконец, возможна третья разновидность  противоречий и конфликтов - между  малой группой и обществом. По сути дела это противоречия на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными социальными  нормами и ценностями - групповыми и общественными. Семья, ведущая  антиобщественный образ жизни (пьянство и пр.) , приходит в резкое противоречие с нормами общества. Тем более в таком противоречии находится группа преступников, совместно совершающих преступления, например, кражи.

Групповые нормы поведения большей  частью не фиксируются в каком-либо определенном виде: это просто обычные  реакции на стандартные ситуации, которые в данной группе достаточно общеприняты. Если в семье по субботам и воскресеньям отец выпивает с соседями, подросток привыкает к этому как к обычному порядку вещей. "В любой группе важно именно то, что считается само собой разумеющимся, что молчаливо и бессознательно принимается всеми" Это и опасно, потому что под такую категорию само собой разумеющихся поступков могут подпадать и мелкие кражи, и сквернословие, и хулиганские выходки в общественных местах.

Групповая мораль подобного сорта  тесно связана с низким уровнем  правового и нравственного сознания. Происходит деформация многих моральных  понятий, и это становится психологическим  оправданием противоправных поступков.

В малых социальных группах, где  складываются неправильные взаимоотношения  и возникают случаи, а затем  и привычные формы антиобщественного  поведения, формируется и искаженный по своей направленности социальный контроль; фактически он становится антисоциальным. К нарушениям антиобщественных правил поведения применяются различного рода меры воздействия. Характерно, что  если раньше в преступную группу вовлекали  посредством обмана и угроз, то теперь в большинстве случаев воздействуют просьбами и уговорами. Основной расчет организаторов преступных групп строится на подборе "единомышленников", лиц с такой же антиобщественной ориентацией.

Как уже говорилось, человек одновременно является членом нескольких малых групп, поэтому испытывает влияние со стороны каждой из них в соответствии со всеми социальными ролями руководствуется различными правилами поведения. Противоречивые правила ведут к конфликту в системе контроля. Например, какое-то время участник преступной группировки может дома играть ложную роль, скрывая свои занятия, но это бывает редко и продолжается недолго; если семья этого человека не совпадает с преступной группой, возникает неизбежный конфликт. Социальный контроль со стороны одной группы имеет тенденцию распространяться на поведение данного ее члена и в других группах. Семья будет стремиться к прекращению преступной деятельности своего члена, либо, напротив, соучастники преступлений постараются вырвать его из под контроля семьи. Такая же ситуация возможна при противоречивых позициях трудового коллектива и ближайшего окружения, семьи и приятелей и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ  ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

В научном исследовании причины  преступности могут быть проанализированы на разных уровнях - общества, коллектива (малой социальной группы) , личности. При этом объяснение указанных причин приобретает преимущественно философский, социологический или психологический характер.

Применение философского положения  об уровнях социальной действительности к изучению антиобщественных, противоправных явлений находит реализацию, в  частности, в том, что следует  различать индивидуальный и социальный уровни преступного поведения, несводимые один к другому. На социальном уровне нас интересует состояние, структура  и тенденция антиобщественного  поведения в стране или отдельно взятом районе, обобщенные данные о  личности правонарушителей, социальные причины этого социального явления. На уровне же индивидуального поведения  мы рассматриваем механизм преступления, личность конкретного правонарушителя, причины его противоправного  поступка.

Под механизмом преступного преступления подразумевается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов, состояний, детерминирующих решение  совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

В криминологической литературе понятие  механизма преступного поведения  раскрыто еще недостаточно. Отмечено, что механизм преступного поведения  представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем  виде он характеризуется как "переработка  личностью" воздействий внешней  среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения  к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Как видно, элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Из сказанного также вытекает, что  следует различать уголовно-правовое понятие преступления и криминалистическое понятие преступного поведения.

Преступление в уголовно-правовой системе определено в законе (ст. 7 Уголовного кодекса ЭР) . Оно состоит во внешне выраженном акте человека - действии или бездействии, осуществляющем как объективную, так и субъективную сторону соответствующего состава. Это - общественно опасное, виновное и наказуемое деяние, признаки которого точно предусмотрены в уголовном законе.

Информация о работе Личность преступника и механизм преступного поведения